Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трех баллов, каждый из которых обозначал разряд. По этим разрядам ученики и делились на лучших, средних и худших. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы. Так сформировалась пятибалльная шкала, которую Россия попросту заимствовала. А с помощью баллов стали пытаться оценить познания учащихся.
Русская школа пережила 3-, 5-, 8-, 10–12-балльную системы оценки знаний. Незадолго до революции система оценок в России была 6-балльной (отметки от 0 до 5).
В мае 1918 года постановлением Народного комиссариата РСФСР балльная система оценки знаний была отменена. Перевод из класса в класс и выдача свидетельств производились по отзывам педсовета, также запрещались все виды экзаменов.
На место традиционной системы контроля был поставлен самоконтроль, причем пытались выявить достижения школьного коллектива, а не отдельного ученика. (По схожему принципу сегодня строится американская система образования.)
|
|
Но в 1935 году в школу вернулись если не сами оценки, то их словесное описание, а к 1944 году приняли пятибалльную систему.
Начиная с 50-х годов пятибалльная система оценок превратилась в 3-бальную, а для большинства обучаемых, которые не могут учиться на "4" и "5", эта шкала стала двухбалльной. Такая оценочная система очень слабо стимулирует учебный труд, "ступенька" между "тройкой" и "четверкой" непреодолима для большинства обучаемых. Однако некоторые учителя используют ещё дополнения к 5-балльной системе знаки "минус" и "плюс". Реально получается три градации оценки 5: 5+,5,5-, три градации 4:4+,4,4-; 3: 3+,3,3-; и 2+,2-,2.
С момента введения баллов в школьную практику возник вопрос об их правомерности, достоинствах и недостатках.
Основные тезисы критиков балльной системы следующие:
· Нет единицы для сравнения, эталона, с помощью которого можно было бы измерить и объективно оценить знания учащихся.
· Нет средств их объективного измерения (типа весов, термометра).
Пример инструкции по оцениванию: "Оценку "отлично" заслуживает студент, обнаруживший всесторонние, систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой" [1]. В приведенной инструкции нет ни одного количественного критерия.
Можно долго критиковать это определение (что значит "свободно"? Как это измерить? Сколько часов или месяцев потребуется для определения того, что знания "всесторонние"? и т.д.)
|
|
Поэтому учитель не в состоянии правильно и беспристрастно оценить знания и труд ученика. Постановка баллов портит отношения между учителем и учениками, создает почву для постоянных столкновений и обоюдного недоверия. Ученик привыкает видеть в учителе не источник знания, а в первую очередь контролера, который нередко ошибается и которого иногда удается обмануть. Баллы приносят вред и самому учителю. Они отвлекают его от основных обязанностей и превращают урок в скучное выспрашивание.
С 1978 года предлагают перейти к более точной многобалльной шкале.
Структура и содержание 10-ти балльной шкалы оценки степени обученности учащихся:
«1», «2» - «Различение»: «1» - очень слабо, «2» - слабо
«3», «4» - «Запоминание»: «3» - посредственно, «4» - удовлетворительно
«5», «6» - «Понимание»: «5» - недостаточно хорошо, «6» - хорошо,
«7», «8» - «Элементарные умения и навыки»: «7» - очень хорошо, «8»-отлично
«9», «10» - «Перенос»: «9» - великолепно, «10» - прекрасно
Классификация 10-балльной системы разработана для развития речи, письменной работы, устного ответа.
Взаимосвязь 10-балльной шкалы с существующей и суррогатной:
Предлагаемая шкала | Суррогатная шкала | Существующая шкала |
«1» балл – очень слабо | «2+» - очень слабо | «3» (удовлетворительно) |
«2» - слабо | «3-» - слабо | |
«3» - посредственно | «3» - посредственно | |
«4» - удовлетворительно | «3+» - удовлетворительно | |
«5» - недостаточно хорошо | «4-» - недостаточно хорошо | «4» (хорошо) |
«6» - хорошо | «4» - хорошо | |
«7» - очень хорошо | «4+» - очень хорошо | |
«8» - отлично | «5-» - отлично с минусом | «5» (отлично) |
«9» - великолепно | «5» - отлично | |
«10» - прекрасно | «5+» - прекрасно как исключение |
Вывод: «3», «4», «5» бывают разными, и настоящая пятибалльная шкала ее не отражает.
Научно-исследовательские учреждения Российской Академии наук предложили новые оценочные шкалы, которые проходят экспериментальную проверку в различных регионах страны. Некоторые регионы склонны принять двенадцатибалльную систему оценок, в которой кроме названных десяти баллов существуют два экстремальных: балл "1" ("спасайте") свидетельствует о том, что учащийся требует немедленной помощи или особенного внимания, вплоть до помещения в спец. учебное учреждение, высший балл "12" (экстремальный максимум - "ура"), означает одаренный учащийся, обучается по специальной программе, с углубленным изучением предметов.
Школы Молдавии, Латвии при введении многобалльных шкал решают главную проблему образовательных учреждений страны: достоверность, доказательность и надежность диагностики и оценки эффективности их функционирования и оценки качества образования в фактическом, а не формально-показательном виде.
В зарубежных школах практикуются разные системы оценивания знаний, умений, навыков, приняты разные шкалы оценок, включая сто-, двенадцати-, десяти-, двухбалльную и др.
Во Франции сегодня учатся по 20-балльной системе. Причем высшим пилотажем считается заработать 14–16 баллов, а те, кто получает 10–14, могут смело называться хорошистами.
Школьники Латвии могут сами выбирать себе учебные курсы. Успехи по каждому курсу оцениваются на письменном или устном зачете по 10-балльной шкале. Но эта система на практике не слишком отличается от традиционной, с применением «плюсов» или «минусов», пятибалльной.
В школах США распространена система тестирования, которое оценивается очень строго и однозначно: ответил на 20 вопросов из 100, получаешь ровно 30 баллов и ни на балл, ни на полбалла выше. В листе успеваемости, который получают родители, есть графа «Комментарии», где учитель может дать свою субъективную оценку работе ученика. Вместо оценок в Штатах используются буквы (A, B, C), причем самая высокая – А.
|
|
Любопытно, что школьные знания оцениваются во всех странах мира по-разному. В Англии – 6-балльная, Польше – 6-балльная, Франции – 20-балльная, Молдове – 12-балльная, Украине – 12-балльная, Белоруссии – 10-балльная, Латвии – 10-балльная, США – 100-балльная.