Основными категориями педагогики выступают: воспитание, обучение, образование, развитие.
1) Развитие – обусловленный внешними и внутренними факторами процесс накопления количественных изменений, обеспечивающих качественный скачок в функционировании личности.
2) Воспитани е – понимается в 2х смыслах: социальный – общая вечная категория, имеющая конкретный исторический характер; межпоколенная передача культуры, подготовка человека в данном конкретном обществе. Педагогический – целенаправленно организованная деятельность воспитательных учреждений по формированию мировоззрения, системы отношений и модели поведения личности.
3) Обучение – взаимосвязанный процесс, состоящий из преподавания и учения, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы ЗУН (знания, умения, навыки).
4) Образование – процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства с целью передачи социального опыта, удовлетворения потребностей личности в развитии, повышения благосостояния личности.