ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
ПРАКТИКУМ
Екатеринбург
УДК 159.9
Рецензенты:
Кафедра онтологии и теории познания Уральского государственного университета им. А.М. Горького,
Карапетян Л.В., к.п.н., доцент кафедры общей психологии и психологии личности Уральского государственного университета им. А.М. Горького
Калистратова Е.А., Киселева Л.А., Петрикеева И.А.,
Помазуева Т.Н.
Психология и педагогика: Практикум. Екатеринбург:
Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2008. 325 с.
Пособие содержит диагностико-оценочный материал,
призванный помочь студентам при подготовке к семинарским и
практическим занятиям курса «Психология и педагогика»
и при самостоятельном изучении отдельных тем курса.
Рассчитан для студентов, обучающихся по специальности
100103 (230500) «Социально-культурный сервис и туризм»,
а также для студентов других специальностей УГЛТУ.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Уральского государственного лесотехнического университета.
УДК 159.9
|
|
ISBN © Уральский государственный лесотехнический университет, 2008
© Калистратова Е.А., Киселева Л.А., Петрикеева И.А., Помазуева Т.Н.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 5
Предмет психологии, ее методология и методы 8
История развития психологического знания 28
Основные направления современной психологии 37
Психоанализ 37
Бихевиоризм 45
Гештальтпсихология 53
Гуманистическая психология 58
Когнитивная психология 80
Психика и организм 83
Развитие психики в филогенезе 90
Развитие психики в онтогенезе 104
Познавательные процессы 110
Ощущение 110
Восприятие 117
Представление 129
Внимание 133
Память 145
Мышление и интеллект 157
Воображение 167
Психология личности 176
Мотивационная сфера личности 206
Эмоционально-волевая сфера личности 220
Эмоции и чувства 220
Воля 235
Индивидуально-психологические свойства личности 244
Темперамент 244
Характер 260
Способности 275
Психология малых групп 286
Педагогика как наука 301
Образование как общественное явление и педагогический
Процесс 306
Обучение в образовательном процессе 313
Воспитание в педагогическом процессе 321
Теория воспитания 321
Методы и средства воспитательного воздействия на личность 327
Учебно-воспитательный коллектив как форма функционирования
целостного педагогического процесса 335
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания 342
Управление образовательными системами 350
Педагогическая деятельность. Формирование
Педагогического мастерства 355
|
|
ПРЕДИСЛОВИЕ
Практикум построен в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения по дисциплине «Психология и педагогика». Предлагаемое учебно-методическое пособие разработано для студентов гуманитарного факультета и технических специальностей УГЛТУ.
Издание Практикума преследует две взаимосвязанных цели:
во-первых, это – облегчить работу преподавателя при организации и проведении семинарских занятий;
во-вторых, – помочь студентам в организации самостоятельной работы по освоению материала темы и самопознанию.
Строение Практикума определяется его целями. Каждая тема или логически завершенный раздел темы включают в себя следующие обязательные разделы:
1. вопросы для самостоятельной подготовки;
2. темы рефератов;
3. темы сообщений;
4. рекомендуемая литература;
5. раскройте основные понятия;
6. ответьте на вопросы;
7. практические задания;
8. тестовые задания.
Разделы 5-7 представляют собой различные типы заданий, построенных по дедуктивному принципу и призванных проверить усвоение учащимися общих понятий темы (раздел «Раскройте основные понятия»), декларативного знания (раздел «Ответьте на вопросы») и операционного знания (раздел «Практические задания»). Вместе они дают возможность освоить содержание темы в плане понимания (5), информации (6), применения (7). Раздел «Практические задания» является, в определенном смысле, квинтэссенцией освоения темы на личностном и практическом уровне компетентности, ориентируя на использование полученных знаний и приобретение новых знаний в ходе разрешения исследовательских задач и самопознания. Задачей 5-7 разделов, следовательно, является не только знание определенного материала, но и формирование умения мыслить, обобщать, генерализовать знание, используя его для самопознания и успешности.
Раздел «Тестовые задания» представляет собой форму итогового контроля знаний по теме или разделу темы.
Кроме обязательных разделов, в большинстве тем Практикума представлены разделы:
9. Схемы и таблицы
10.Психодиагностический практикум.
Раздел «Схемы и таблицы» призван организовать изучаемый материал в систему и придать ему наглядность. Кроме того, содержательные документы раздела служат основой для практических заданий, предлагая материал для сравнения, проблематизации и систематизации.
Раздел «Психодиагностический практикум» – «практикум в Практикуме» – представляет собой доступные психодиагностические методики, позволяющие учащимся применить освоенные знания в практике самопознания. В этом выражается личностный характер пособия, призванного практически объединить знание – понимание – действие в ходе освоения курса психологии и педагогики.
Исходя из структуры Практикума, можно предложить следующую схему работы с его материалами:
1. Внимательно прочитайте вопросы к теме;
2. Ознакомьтесь с темами рефератов и сообщений. По бально-рейтинговой шкале оценок Вам необходимо выполнить один реферат по курсу и два-три сообщения, выбрав наиболее интересные для себя, или сложные, или неизвестные.
3. При подготовке к занятию, при написании рефератов или докладов, используйте источники из раздела рекомендуемой литературы.
4. Внимательно читая источники по теме, выделяйте все, связанное с понятиями, обозначенными в разделе «Раскройте основные понятия».
5. Освоив 2-3 библиографических источника, попробуйте ответить на вопросы (раздел «Ответьте на вопросы») и выполнить практические задания (раздел «Практические задания»).
|
|
6. При изучении материалов темы используйте раздел «Схемы и таблицы», приведенный к данной теме.
7. Раздел «Тестовые задания» служит формой контроля усвоенных знаний по теме.
8. Вместе с педагогом или самостоятельно выполните задания «Психодиагностического практикума» по изучаемой теме.
Итогом такого пошагового прохождения каждой темы должно стать:
· знание понятийного материала курса;
· умение использовать его на практике;
· умение применять его в практике самопознания.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Авторы – преподаватели кафедры истории и социально-политических дисциплин Уральского лесотехнического университета.
Калистратова Е.А. – раздел Педагогика;
Киселева Л.А. – темы «Развитие психики в онтогенезе» «Познавательные процессы» (Ощущения, Восприятие, Представление, Воображение), «Эмоции и чувства»;
Петрикеева И.А. – темы «Предмет психологии, ее методология и методы»; «История развития психологического знания»; «Основные направления мировой психологии»; «Психика и организм»; «Развитие психики в филогенезе»; «Познавательные процессы» (Внимание, Память, Мышление и интеллект);
Помазуева Т.Н. – темы «Психология личности»; «Мотивационная сфера личности»; «Эмоционально-волевая сфера личности»; «Индивидуально-психологические свойства личности»; «Психология малых групп».