Предисловие. Кафедра онтологии и теории познания Уральского государственного университета им

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

ПРАКТИКУМ

Екатеринбург

УДК 159.9

Рецензенты:

Кафедра онтологии и теории познания Уральского государственного университета им. А.М. Горького,

Карапетян Л.В., к.п.н., доцент кафедры общей психологии и психологии личности Уральского государственного университета им. А.М. Горького

Калистратова Е.А., Киселева Л.А., Петрикеева И.А.,

Помазуева Т.Н.

Психология и педагогика: Практикум. Екатеринбург:

Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2008. 325 с.

Пособие содержит диагностико-оценочный материал,

призванный помочь студентам при подготовке к семинарским и

практическим занятиям курса «Психология и педагогика»

и при самостоятельном изучении отдельных тем курса.

Рассчитан для студентов, обучающихся по специальности

100103 (230500) «Социально-культурный сервис и туризм»,

а также для студентов других специальностей УГЛТУ.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Уральского государственного лесотехнического университета.

УДК 159.9

ISBN © Уральский государственный лесотехнический университет, 2008

© Калистратова Е.А., Киселева Л.А., Петрикеева И.А., Помазуева Т.Н.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 5

Предмет психологии, ее методология и методы 8

История развития психологического знания 28

Основные направления современной психологии 37

Психоанализ 37

Бихевиоризм 45

Гештальтпсихология 53

Гуманистическая психология 58

Когнитивная психология 80

Психика и организм 83

Развитие психики в филогенезе 90

Развитие психики в онтогенезе 104

Познавательные процессы 110

Ощущение 110

Восприятие 117

Представление 129

Внимание 133

Память 145

Мышление и интеллект 157

Воображение 167

Психология личности 176

Мотивационная сфера личности 206

Эмоционально-волевая сфера личности 220

Эмоции и чувства 220

Воля 235

Индивидуально-психологические свойства личности 244

Темперамент 244

Характер 260

Способности 275

Психология малых групп 286

Педагогика как наука 301

Образование как общественное явление и педагогический

Процесс 306

Обучение в образовательном процессе 313

Воспитание в педагогическом процессе 321

Теория воспитания 321

Методы и средства воспитательного воздействия на личность 327

Учебно-воспитательный коллектив как форма функционирования

целостного педагогического процесса 335

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания 342

Управление образовательными системами 350

Педагогическая деятельность. Формирование

Педагогического мастерства 355

ПРЕДИСЛОВИЕ

Практикум построен в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения по дисциплине «Психология и педагогика». Предлагаемое учебно-методическое пособие разработано для студентов гуманитарного факультета и технических специальностей УГЛТУ.

Издание Практикума преследует две взаимосвязанных цели:

во-первых, это – облегчить работу преподавателя при организации и проведении семинарских занятий;

во-вторых, – помочь студентам в организации самостоятельной работы по освоению материала темы и самопознанию.

Строение Практикума определяется его целями. Каждая тема или логически завершенный раздел темы включают в себя следующие обязательные разделы:

1. вопросы для самостоятельной подготовки;

2. темы рефератов;

3. темы сообщений;

4. рекомендуемая литература;

5. раскройте основные понятия;

6. ответьте на вопросы;

7. практические задания;

8. тестовые задания.

Разделы 5-7 представляют собой различные типы заданий, построенных по дедуктивному принципу и призванных проверить усвоение учащимися общих понятий темы (раздел «Раскройте основные понятия»), декларативного знания (раздел «Ответьте на вопросы») и операционного знания (раздел «Практические задания»). Вместе они дают возможность освоить содержание темы в плане понимания (5), информации (6), применения (7). Раздел «Практические задания» является, в определенном смысле, квинтэссенцией освоения темы на личностном и практическом уровне компетентности, ориентируя на использование полученных знаний и приобретение новых знаний в ходе разрешения исследовательских задач и самопознания. Задачей 5-7 разделов, следовательно, является не только знание определенного материала, но и формирование умения мыслить, обобщать, генерализовать знание, используя его для самопознания и успешности.

Раздел «Тестовые задания» представляет собой форму итогового контроля знаний по теме или разделу темы.

Кроме обязательных разделов, в большинстве тем Практикума представлены разделы:

9. Схемы и таблицы

10.Психодиагностический практикум.

Раздел «Схемы и таблицы» призван организовать изучаемый материал в систему и придать ему наглядность. Кроме того, содержательные документы раздела служат основой для практических заданий, предлагая материал для сравнения, проблематизации и систематизации.

Раздел «Психодиагностический практикум» – «практикум в Практикуме» – представляет собой доступные психодиагностические методики, позволяющие учащимся применить освоенные знания в практике самопознания. В этом выражается личностный характер пособия, призванного практически объединить знание – понимание – действие в ходе освоения курса психологии и педагогики.

Исходя из структуры Практикума, можно предложить следующую схему работы с его материалами:

1. Внимательно прочитайте вопросы к теме;

2. Ознакомьтесь с темами рефератов и сообщений. По бально-рейтинговой шкале оценок Вам необходимо выполнить один реферат по курсу и два-три сообщения, выбрав наиболее интересные для себя, или сложные, или неизвестные.

3. При подготовке к занятию, при написании рефератов или докладов, используйте источники из раздела рекомендуемой литературы.

4. Внимательно читая источники по теме, выделяйте все, связанное с понятиями, обозначенными в разделе «Раскройте основные понятия».

5. Освоив 2-3 библиографических источника, попробуйте ответить на вопросы (раздел «Ответьте на вопросы») и выполнить практические задания (раздел «Практические задания»).

6. При изучении материалов темы используйте раздел «Схемы и таблицы», приведенный к данной теме.

7. Раздел «Тестовые задания» служит формой контроля усвоенных знаний по теме.

8. Вместе с педагогом или самостоятельно выполните задания «Психодиагностического практикума» по изучаемой теме.

Итогом такого пошагового прохождения каждой темы должно стать:

· знание понятийного материала курса;

· умение использовать его на практике;

· умение применять его в практике самопознания.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Авторы – преподаватели кафедры истории и социально-политических дисциплин Уральского лесотехнического университета.

Калистратова Е.А. – раздел Педагогика;

Киселева Л.А. – темы «Развитие психики в онтогенезе» «Познавательные процессы» (Ощущения, Восприятие, Представление, Воображение), «Эмоции и чувства»;

Петрикеева И.А. – темы «Предмет психологии, ее методология и методы»; «История развития психологического знания»; «Основные направления мировой психологии»; «Психика и организм»; «Развитие психики в филогенезе»; «Познавательные процессы» (Внимание, Память, Мышление и интеллект);

Помазуева Т.Н. – темы «Психология личности»; «Мотивационная сфера личности»; «Эмоционально-волевая сфера личности»; «Индивидуально-психологические свойства личности»; «Психология малых групп».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: