Синкретический характер искусства в первобытном обществе. Использование музыки, танца, пантомимы в ритуалах и обрядах. Применение музыки в придворных церемониях и религиозных обрядах в древних рабовладельческих государствах (Вавилон, Урарту, Египет, Сирия) в IV-III тысячелетиях до н.э. Появление первых теорий о ладах, интервалах, звукорядах. Разделение музыки на придворную, храмовую и народную.
Музыкальное воспитание в странах Древнего Востока. Воздействие взглядов философской школы Конфуция на развитие музыкального искусства Древнего Китая в VI в. до н.э.
Музыкальное воспитание в городах-полисах Древней Греции. Различия афинской и спартанской систем воспитания детей и применения музыки в процессе воспитания. Философские взгляды Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.) на сущность и функции музыки. Зарождение основных функций музыкального искусства.
Музыкальное образование и воспитание в эпоху Средневековья. Использование музыки в качестве средства религиозно-нравственного воздействия на людей в раннем и среднем средневековье. Григорианский хорал как образец духовной музыки этого периода. Певческие школы при монастырях и соборах как первые учреждения религиозного музыкального образования.
Рыцарские замки как центры светского искусства в период среднего средневековья. Возникновение в XI-XII вв. первых европейских университетов, где изучалась музыка в рамках философского учения о строении и гармонии мира.