Тема 2.5. Изучение субъектности личности ребенка в целостном педагогическом процессе

Задача № 1. Проанализируйте пословицы и поговорки с целью выявления факторов развития ребенка.

1.Яблоко от яблони недалеко падает.

2.На осине не растут апельсины.

3. С кем поведешься, от того и наберешься.

4.Умел дитя родить, умей и научить.

5.Сын мой, а ум у него свой.

1. Какие факторы развития ребенка представлены в данных пословицах и поговорках? Аргументируйте свой ответ.

2.Правильно ли влияние факторов понимается в народной педагогике. Аргументировано выскажите сою точку зрения.

Задача № 2. Мать тревожится: сын запаздывает из школы. Наконец, распахивается дверь.

- Мама! Нас сегодня воспитывали!- выпаливает вбежавший школьник. И, отдышавшись, поясняет: - Теперь у нас по пятницам шестой урок -классный час. Вот уж скука! Называется он часом, а сидели мы целых два: сначала прорабатывали двоечников и нарушителей, а потом говорили о хороших поступках…

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения организации педагогического процесса.

2.Приведите существенные признаки понятия «субъект», «объект» воспитания и обучения.

3.Являются ли учащиеся субъектами воспитания. Аргументируйте свой ответ 4-5 аргументами.

4.Что такое совместно-раздельная деятельность?

5.Как учителю удалось организовать совместно – раздельную деятельность? Аргументируйте свой ответ.

6.Какой фактор развития ребенка оказался неучтенным? К чему это приведет в дальнейшем?

7.Разработайте 6-7 рекомендаций учителю по организации воспитательной работы в классе.

Задача № 3. В школу вызвали отца ученицы 6-го класса. Девочке трудно дается русский язык, так как дома разговаривают на национальном языке. Преподаватель русского языка заявляет отцу:

-ваша дочь совершено не знает русского языка.

-зачем же вы ее перевели в шестой класс? – резонно возражает отец.

-вот перевели, а теперь у нее сплошные двойки,- настаивает на своем учительница и, раскрывая журнал, начинает читать оценки девочки. В разговор вступает математик. Он подтверждает, что девочка действительно слаба, особенно в геометрии. Не успели словесник с математиком высказать свои претензии, как в учительскую вошел историк. Узнав, что разговор идет с отцом отстающей девочки, он тоже высказывает свои претензии. Но вот звонок, и трое учителей быстро направляются в классы. На этом заканчивается визит отца в школу, и он взволнованный и расстроенный идет домой.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения успешности социализации девочки.

2.Дайте определение понятию «социализация», «факторы социализации».

3.Какой фактор социализации основной в данном случае? Аргументируйте сою точку зрения, приведя 3-4 аргумента.

4.Дайте характеристику данному фактору социализации.

Задача № 4. Толя, ученик 4 класса не хотел учиться. Он приходил в класс без учебников и тетрадей. На уроке мог закричать, замяукать. Если учитель не делает ему замечаний, он покричит и перестанет, а в противном случае ведет себя еще хуже. Учителя, работающие в этом классе, решили: не обращать внимание на его проделки. Класс тоже абсолютно на них не реагировал. Так почти весь год ни учителя, ни учащиеся не замечали Толю в классе.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения успешности социализации девочки.

2. Дайте определение понятию «социализация»

3.Оцените успешность социализации мальчика. Аргументируйте сое мнение.

4.Какая из сторон социализации преобладает в данной педагогической ситуации? Докажите.

5.Правильно ли поступают педагоги? Аргументируйте свое мнение.

6.Разработайте 6-7 рекомендаций учителю по организации общения с мальчиком.

Задача № 5. Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей – лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься - предопределены наследственностью.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения факторов формирования личности.

2.Почему теория наследственности в настоящее время так распространена среди родителей? Назовите возможные причины, аргументируйте свое мнение 3-4 аргументами.

3.Выскажите свою точку зрения по данной теме, аргументируйте свое мнение.

Задача № 6. Мишу 5 (лет) с раннего детства окружали бабушка, дедушка и еще одна бабушка – сестра дедушки. Они предупреждали малейшее его желание, каждый шаг, каждый помысел. Мама со своим сыном общались лишь по воскресениям: бабушки решили освободить молодую женщину от излишних хлопот. Наблюдая за Мишей со стороны, трудно было определить: какой характер у этого мальчика, что он любит? Что его раздражает? Что вызывает интерес? Кто он? Миша был идеально послушен. Скажут «иди»- идет, скажут «садись» - садится. А не скажут ничего так и будет сидеть столбом. Бабушек и дедушек это не тревожило. Наоборот, именно от кукольной послушности они были в восторге. Их беспокоило только одно: Миша заикался, порой слегка, а иногда очень заметно.

Хорошо бы дать Мише побольше самостоятельности – предложили соседи. Например, он уже может гулять один во дворе – под окном, конечно.

- Что вы! –ужаснулась троица нянек.

- Но ему скоро в школу.

- Ну и что? Его маму и в школу, и в институт водили за ручку.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения факторов формирования личности.

2.Какие важные факторы развития ребенка в данном эпизоде не задействованы?

3.Предположите возможные последствия подобного воспитания ребенка.

4.Разработайте 5-7 рекомендаций для родителей, оказавшихся в подобной ситуации.

Задача № 7. Мать Пети 6 лет обратилась к учителю за советом: как быть с сыном, который становится все упрямее? Она рассказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. Может быть, это наследственная черта характера?

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения факторов формирования личности.

2.Какие факторы повлияли на формирование такой черты –как упрямство в характере мальчика? Аргументируйте свое мнение.

3.Разработайте 6-8 рекомендаций родителям по воспитанию мальчика.

Задача № 8. Французский этнограф Ж. Виллар отправился в экспедицию в труднодоступный район Парагвая, где жило племя гуайкилов. Об этом племени было известно очень немногое: что ведет оно кочевой образ жизни, постоянно переходя с места на место в поисках своей основной пищи- меда диких пчел, имеет примитивный язык, не вступает в контакты с другими людьми. Виллару,так же как и многим другим до него, не посчастливилось познакомиться с гуайкилами – они поспешно уходили при приближении экспедиции. Но на одной из покинутых стоянок была обнаружена, видимо, позабытая впопыхах двухлетняя девочка. Вллар увез ее во Францию и поручил воспитывать своей матери. Через 20 лет молодая женщина уже была ученым – этнографом, владеющим тремя языками.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения факторов формирования личности.

2. Какие факторы повлияли на формирование личности девочки? Какой фактор был ведущим? Аргументируйте свою точку зрения 3-4 аргументами.

Задача № 9. Первоклассники на первых порах равны в главном: желании учиться. И не как-нибудь, а на пятерки. Но вот первая двойка - и конец равноправию. Она ведет за собой и унижение, и наказание, и разочарование, и обвинение в слабости... класс раскалывается. За партами сидят группы детей: успевающие и отстающие, хорошие и средние, счастливые и несчастные, веселые и опечаленные, оптимисты и скептики. И отношения между этими группами, если приглядеться, далеко не гуманные. Двоечники оказываются в особой ситуации: о них с укоризной говорит учитель, обвиняют товарищи: "Вы позорите наш класс!"

Как же ведут себя дети? По-разному. Одни внутренне не соглашаются со своим неприятным положением. Первые двойки им кажутся случайными: ручка была плохая, бумага расплывается, забыл к кружочку хвостик приписать... Другие замыкаются в себе, становятся вялыми, равнодушными. Вера в собственные силы пошатнулась. Третьи начинают вести себя агрессивно. Не сумев добиться положительных результатов в учебе, они стремятся утвердить, проявить себя в коллективе другим путем: шалостями, проделками. Но самое главное: и одни, и другие, и третьи всеми силами и долгое время сопротивляются своему новому положению "неполноценной личности".

Учителя в подобных случаях видят причину в отсутствии у детей способностей. А психолог А. В. Крутецкий утверждает, что способности не "проявляются" и не "вызревают" в соответствующих условиях, а формируются, развиваются в жизни, в процессе обучения, воспитания... Способности - прижизненное образование.

1. Проанализируйте ситуацию.

2.Нет ли здесь противоречия между школьной практикой и утверждением психолога?

3. Каковы факторы, определяющие развитие личности?

4. Как методы обучения обеспечивают развитие школьника?

5.Разработайте 8-10 методических рекомендаций для учителя начальных классов по формированию и развитию способностей детей младшего школьного возраста


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: