Задача № 10. Проанализируйте педагогическую ситуацию, связанную с взаимоотношениями субъектов образовательного процесса

Проанализируйте педагогическую ситуацию, связанную с взаимоотношениями субъектов образовательного процесса:

В ходе устного индивидуального опроса на уроке естествознания в третьем классе учитель неоднократно прерывает ученика, задавая дополнительные вопросы, корректируя ответ. Ученик нетактично реагирует на действия учителя и отказывается отвечать. Учитель неудовлетворительно оценивает ответ ребенка.

Проанализируйте ситуацию по следующему плану:

1.Выявите проблемы, связанные с особенностями профессиональной деятельности учителя.

2.Какие педагогические способности проявились или не проявились в данной ситуации?

3.Сформулируйте проблемы, связанные с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка.

4.Спроектируйте возможные варианты решения данной проблемы

Задача № 11. "Он как-то так строил уроки, что сам не выделялся как человек всезнающий. Никто не боялся сказать что-то свое, если даже не был уверен, что сказанное будет верным. Мы всегда выходили из класса с чувством какой-то наполненности души, можно даже сказать - уважения к себе. На уроках он всегда старался использовать максимальные возможности каждого ученика. И нам иногда казалось, что он только присутствует на уроке, а ведем его - мы. Он никогда не говорил нам: "Этого не будет!" Если мы не правы, он направляет, убеждает, доказывает, требует. Советуется с нами, когда ему самому что-то неясно. Он не играет в "педагогическую прозорливость", а живет с нами",- пишет о любимом учителе ученица.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения психологических закономерностей используемых учителем при организации процесса обучения.

2.Какой тип педагогического взаимодействия выбрал педагог?

3. Соответствует ли данный тип взаимодействия основным положения педагогической аксиологии? Аргументируйте свою точку зрения 3-4 аргументами

4.Какова роль взаимоотношений, складывающихся между учителем и учащимися на уроке?

Задача № 12. Это была первая тройка по математике. Пятиклассник Слава Лихачев бережно принял дневник из рук учительницы. Сел за парту. Он еще раз взглянул в него и убедился, что тройка не миф, не фантазия, а счастливая реальность. Мысли мальчика то и дело возвращались к одержанной победе. Он думал о том, как начнет теперь исправлять двойки по другим предметам, как он наконец-то разделается со славой трудного ученика, о том, как обрадуется мать. Опьяненный приятными мыслями, Славка не заметил, как пролетело полурока. Он то и дело приоткрывал дневник и поглядывал на заветную отметку. Ему казалось - вот сейчас он откроет дневник, а ее уже и след простыл. Но стоило ему открыть дневник - троечка первая кидалась к нему навстречу. В один из таких моментов, как будто издалека, он услышал голос Татьяны Ивановны:

- Лихачев, что ты все с дневником возишься? А ну-ка повтори мой вопрос!

Повторить вопрос Слава не мог. Он не услышал его.

- Давай сюда дневник! - оскорбилась его молчанием учительница. Славка инстинктивно спрятал дневник в парту. Но это подлило масла в огонь.

И не успел Славка что-то возразить, о чем-то попросить, как тройку, на которую он возлагал такие большие надежды, учительница переправила на двойку...

Он стиснул зубы, стукнул кулаком по дневнику, нагло ухмыльнулся в лицо учительнице.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения организации педагогического взаимодействия между учителем и учеником.

2. В какой позиции находится ученик, он объект или субъект учебной деятельности? Докажите.

3. Соответствует ли данный тип взаимодействия основным положения педагогической аксиологии? Аргументируйте свою точку зрения 3-4 аргументами.

4.Какова роль взаимоотношений, складывающихся между учителем и учащимися на уроке?

Задание № 13. Проанализируйте педагогическую ситуацию, связанную с взаимоотношениями субъектов образовательного процесса:

В ходе устного индивидуального опроса на уроке естествознания в третьем классе учитель неоднократно прерывает ученика, задавая дополнительные вопросы, корректируя ответ. Ученик нетактично реагирует на действия учителя и отказывается отвечать. Учитель неудовлетворительно оценивает ответ ребенка.

Проанализируйте ситуацию по следующему плану:

1.Выявите проблемы, связанные с особенностями профессиональной деятельности учителя.

2.Какие педагогические способности проявились или не проявились в данной ситуации?

3.Сформулируйте проблемы, связанные с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка.

4.Спроектируйте возможные варианты решения данной педагогической ситуации.

Задача № 14. Однажды в школе учительница показала ребятам простую круглую чашку и предложила нарисовать ее. Сидящий впереди мальчик долго смотрел на чашку и наконец поднял руку.

- Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? - спросил он.

- Что же ты хочешь нарисовать? - удивилась учительница.

- Дерево эвкалипт,- сказал мальчик задумчиво.

- Нарисуй,- согласилась учительница. Мальчик некоторое время молчал и смотрел перед собой. Потом опять поднял руку.

- Можно, я нарисую то, что видели только некоторые? - спросил он.

- Объясни, пожалуйста, что это такое,- сказала учительница с интересом.

- Синяя птица,- сказал мальчик очень серьезно.

- Пожалуйста, рисуй синюю птицу, если тебе так хочется.

Весь класс старательно скрипел карандашами. Но мальчик, спустя какой-то срок, снова поднял руку.

- Я хотел бы нарисовать то, чего никто никогда не видел,- сказал он тихо.- Можно?

- Например?

- Мамонта, когда он просыпается,- сказал мальчик виновато.

- Мамонта? - переспросила учительница, внимательно глядя на него.

- Мамонта,- вздохнул мальчик.

- Ну что ж,- сказала учительница.- В конце концов можно и мамонта.

Урок закончился, весь класс отдал учительнице альбомы, где была старательно нарисована круглая чашка с ручкой "бубликом".

Только перед мальчиком, сидящим впереди, лежал чистый лист бумаги.

Мальчик хотел нарисовать эвкалипт, синюю птицу, просыпающегося мамонта - и не нарисовал ничего. Но весь урок он видел их, видел огромное красное дерево с розовым стволом и голубой тенью, стаи попугайчиков, которые клевали его цветы, видел волшебную птицу счастья, видел мамонта, медленно выходящего на луг, поросший гигантскими цветущими травами...

Он видел их, восхищался ими, стремился их нарисовать, но маленькие его пальцы были слабее, чем его воображение, его мечта: лист бумаги остался чистым. Мальчик не выполнил задания. Учительница была вправе, очевидно, поставить ему двойку.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения аксиологической педагогики.

2. В какой позиции находился ученик на уроке, в позиции или объекта собственной деятельности.

3. Какова роль учителя в организации совместно-раздельной деятельности?

4. Прав ли учитель в данной педагогической ситуации? Аргументируйте свою точку зрения.

5.Каким образом можно было построить педагогическое взаимодействие с мальчиком для получения результата продуктивной деятельности

Задача № 15. Учитель математики что – то объясняет, а Витя, впечатлительный мальчик, только что получивший тройку по любимому предмету – истории, сидел и раскладывал какую – то бумажку на столе, думая о своей неудаче.

-Что ты там делаешь? Почему не слушаешь? – обрушилась на него Ксения Витальевна. Ты стал плохо себя вести…

- Ну и что же! – вызывающе буркнул Витя.

-Как ты разговариваешь с учителем? Встань!

-А чего мне вставать? Я ни чего не сделал…

- Ну тогда выходи отсюда!

Учительница, взяв мальчика за руку, выгнала его из класса.

1.Проанализируйте характер педагогического воздействия учителя на Витю.

2.Дайте объяснение методам, выбранным учителем.

3.Являлся ли Витя субъектом обучения и воспитания в данной ситуации.

4.Предложите свой вариант построения педагогического взаимодействия с мальчиком.

Задача № 16. Изучая книги по педагогике, вы вероятно обратили внимание на то, что в них мало говорится о поле ученика. Субъект образовательного процесса предстает как школьник, ученик, обучающийся т.е. безотносительно к тому, какую часть человечества они представляют. А нужно ли это учитывать? Ведь у нас для всех написаны одинаковые учебники, всех спрашивают одинаково, всем даются одинаковые темы сочинений и варианты по математике, физике.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения учета индивидуальных особенностей в педагогическом процессе.

2.Должны ли учителя интересовать индивидуальные, возрастные, гендерные особенности обучаемых? Аргументируйте свой ответ.

3.Важно ли для организации субъект – субъектных отношений в педагогическом знать индивидуальные особенности школьников? Аргументируйте свой ответ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: