Задача № 5. а). на уроке в третьем классе учительница объяснила целевую установку так: «Сегодня, дети, мы с вами займемся разбором и чтением басни Крылова «Слон и

а). на уроке в третьем классе учительница объяснила целевую установку так: «Сегодня, дети, мы с вами займемся разбором и чтением басни Крылова «Слон и Моська».

б). в четвертом классе учительница начала объяснение таким образом: «Сегодня наш урок будет посвящен разбору одного из произведений Некрасова. Мы уже знаем с вами, как помещики угнетали крестьян и как они жестоко с ними расправлялись. Поэт Некрасов, портрет которого вы видите здесь, изображал трудную жизнь крестьян. Он написал много стихотворений про горькую долю раба-крестьянина. В них он художественно, простым, доступным народу языком резко обличал жестокость помещиков. Сейчас вы прослушаете отрывок «Волчица» из большого произведения Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

в). Учительница географии, приступая в пятом классе к изучению темы «Водяные пары в воздухе», говорит: «О чем же у нас пойдет речь? А вот о каких вещах.

Если в стакан все время подливать воду, она будет переливаться через край. В моря, реки тоже постоянно «подливают» воду. Почему же она не переливается через край?

Почему летом белье сохнет быстро, а зимой медленно?

Лиля поставила в горячую печку горшок со щами, а закрыть его забыла. Пришла из школы, заглянула в горшок, а там только черные угольки. Куда щи девались?

Мама принесла с холода ведро воды. Через минуту ведро снаружи запотело. Почему?

А потом ведро снаружи высохло. Как это случилось?

На такие вопросы нам ответит новая тема «Водяные пары в воздухе».

1.Проанализируйте постановку цели каждым учителем; укажите положительные и отрицательные стороны в действиях учителя.

2.Какое значение имеет ознакомление учащихся с целью урока?

3.Укажите особенности постановки цели урока в начальных классах, средних классах и старших классах.

Задача № 6. Урок в четвертом классе одной из московских школ проходит следующим образом.

Ученики на Красной площади. Они внимательно смотрят на величавые кремлевские стены и башни, на расписные купола собора Василия Блаженного, на памятник Минину и Пожарскому.

-Почему эта площадь называется Красной? – начинает свой рассказ учительница. – Красная площадь получила свое название после перестройки ее в конце семнадцатого века, когда она была обстроена красивыми каменными зданиями. Красная – значит красивая.

До середины семнадцатого века Красная площадь называлась Пожар, так как здесь были деревянные торговые ряды, которые часто горели. В 1698 году по приказу Петра первого эти ряды были снесены. Площадь приобрела нарядный праздничный вид. История Красной площади начинается с того времени, когда были построены вот эти современные кремлевские стены и башни.

-Когда это было? – обращается учительница к классу.

-Это было в конце пятнадцатого века при Иване третьем, - отвечает одна из учениц.

Из группы ребят выходит «экскурсовод». Мальчик рассказывает о том, как возводили кремлевские стены, башни и дворцы.

Иллюстрацией к его рассказу звучат стихи Натальи Кончаловской, которые с выражением читает наизусть девочка:

И то, что создано руками

И сердцем русских мастеров,

Живет и будет жить веками

Среди сокровищ всех миров

Здесь у стен Кремля, стихи звучат особенно торжественно и проникновенно.

Затем ребята идут со своей учительницей дальше…

Урок продолжается.

Учительница рассказывает о чудесном соборе Василия Блаженного, о его искусных строителях, рассказывает легенду об их трагической судьбе, читает отрывки из поэмы

Д. Кедрина «Зодчие».

Перед глазами ребят встает другая картина: исчез вымощенный камнем пологий спуск к облицованной гранитом набережной. Они стоят на крутом обрыве над рекой. А на высоком холме, на самой вершине его, вознесся дивный сказочный храм…

-Урок окончен, но звонка не будет, - улыбаясь говорит учительница. Ребята весело смеются.

-А вы не забыли, что вам задано на дом?

- Нет! Конечно, помним!- хором отвечают ребята и почти слово в слово повторяют план своего будущего рассказа о Красной площади.

1.Проанализируйте урок с точки зрения типа и структуры данного урока.

2.Докажите или опровергните целесообразность данной структуры при изучении этой темы.

3.Какие методы и приемы может использовать учитель на каждом этапе урока с учетом специфики возрастных особенностей младшего школьника.

4.Сформулируйте цель урока и разработайте свой вариант фрагмента урока с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Задача № 7. На уроке в пятом классе изучается тема «Минеральные удобрения».

-Сегодня, ребята, - говорит учительница, мы узнаем, какие минеральные соли берет растение из почвы для питания, как пополняются запасы минеральных солей в почве, как удобрения влияют на повышение урожая культур. Начнем с опыта, о котором расскажет Игорь.

Мальчик говорит о том, как он выращивал семена в растворе минеральных солей.

Ребята делают вывод: для нормального роста растений надо, чтобы в почве были все необходимые соли.

- Подумайте всем ли растениям требуются одинаковые количества азота, фосфора, калия? – спрашивает учительница.

Учащиеся вспоминают результаты опыта и приходят к выводу, что азот способствует росту зеленой массы, фосфор ускоряет цветение и созревание плодов.

-А вот калий, - объясняет учительница,- способствует увеличению количества крахмала и сахара в клубнях и плодах. Каким же растениям требуется больше калия?

- Картофелю, свекле, плодовым деревьям, - отвечают пятиклассники.

После этого учительница приводит примеры опытов по подкормке растений на пришкольном участке.

В конце урока несколько учеников попросили учительницу поручить им проведение опытов с растениями.

1.Проанализируйте урок с точки зрения типа и структуры данного урока.

2.Докажите или опровергните целесообразность данной структуры при изучении этой темы.

3.Какие методы и приемы может использовать учитель на каждом этапе урока с учетом специфики возрастных особенностей подростка.

4.Сформулируйте цель урока и разработайте свой вариант фрагмента урока с учетом возрастных особенностей подросткового возраста.

Задача № 8. Урок окружающего мира в четвертом классе. Учитель раскладывает на парты ветки тополя, сирени.

Объяснение темы «Побег» начинается с вводной беседы. Затем следует самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом. Они знакомятся с внешним строением ветки, строением почки, расположением почек на ветке, развитием побега из почки. Делают нужные зарисовки в тетрадях. Отвечают на вопросы учительницы, делают выводы о расположении и строении почек.

Полученные знания закрепляются в ходе беседы.

Урок закончился заданием на дом.

1.Проанализируйте урок с точки зрения типа и структуры данного урока.

2.Докажите или опровергните целесообразность данной структуры при изучении этой темы.

3.Какие методы и приемы может использовать учитель на каждом этапе урока с учетом специфики возрастных особенностей младшего школьника.

4.Сформулируйте цель урока и разработайте свой вариант фрагмента урока с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.

Задача № 9. Урок проводится по следующему плану:

1) Разъяснение темы и задач урока;

2) Опрос: проверка выполнения домашнего задания, дальнейшее углубление, закрепление знаний;

3) Переход к изучению нового материала;

4) Изучение нового материала;

5) Закрепление изученного на уроке;

6) Домашнее задание: разъяснение его содержания и приемов выполнения.

1. Определите тип урока. Аргументируйте свой ответ 3-4 аргументами.

2.Возможна ли перестройка отдельных звеньев учебного процесса на данном уроке? Укажите какие изменения можно внести в ход урока?

3. Для учащихся какого возраста приемлема данная структура урока? Докажите.

Задача № 10. Приведены несколько вариантов начала урока.

1.Учительница спокойно открывает дверь и ровным шагом входит в класс. Она не торопиться сказать «Здравствуйте, садитесь», а внимательно наблюдая за всеми учащимися, делает короткие замечания тем, чье поведение заслуживает осуждения. Только тогда, когда порядок в классе полностью восстановлен, она говорит: «Здравствуйте!» - и приглашает учащихся сесть.

2. Рывком открыв дверь пятого класса, учительница быстрым шагом подошла к столу и сказала: «Садитесь!». Учащиеся встали недружно, стояли вразвалку, некоторые девочки были в головных уборах. Зговаривали друг с другм. Учительница не сделала никаких замечаний учащимся и сразу приступила к опросу и проверке домашнего задания.

3.Учительница вошла в класс со звонком, но учащиеся еще не успокоились, кричали, разговаривали друг с другом. Учительница сразу повысила тон и стала делать замечания учащимся, но в классе по – прежнему было шумно. Учительница предложила учащимся сесть. В классе слышались разговоры учащихся и замечания учительницы. В такой обстановке проводился опрос.

1.Проанализируйте каждый из вариантов начала урока.

2. Какие задачи решаются учителем на этапе организационного момента? Насколько важен данный этап урока в последующей учебной деятельности?

3.Укажите справился ли учитель с задачами этого этапа. Аргументируйте свой ответ 4-5 аргументами.

4. Предложите свой вариант организационного момента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: