Тема 3.6. Сопоставление методов, приёмов и средств обучения

Задача № 1. В практике обучения широко пользуются методом беседы. Вот примеры беседы учителя с младшими школьниками:

- Дети, что мы изучали на прошлом уроке? Скажи, Вася.

- Мы изучали про воду. Она бывает и водой, и туманом, и льдом.

- Дети, кто дополнит Васю? Лена!

- Он не сказал, что вода бывает паром. И снегом.

- Правильно, Лена, садись. Только снег - это тоже лед. Расскажите теперь все связным текстом. Кто расскажет?

Но вот другая беседа по той же теме:

- Дети, вспомните основные состояния воды. Скажите, без каких из них люди не могут жить, а без каких могут. (Дети уже знают о жарких странах, где живут без снега и льда.)

- Может ли лед превращаться в пар, не тая и не превращаясь в воду? (Дети видели, как зимой сушат выстиранное белье, как оно вначале "стоит коробом", а потом полощется на ветру, словно летом.)

- Какого цвета пар? Какого цвета туман? (Здесь возможны подвохи: пар бесцветен и прозрачен, а туман может оказаться семицветным - в виде радуги.)

- А теперь поднимите руку, у кого в парте есть пар? - провокационный вопрос. Никто не сознается, что в парте пар. Но тут-то и случай объяснить: там, где находятся люди, немного пара всегда имеется в воздухе. А значит, и в парте пар, и над партой, и под партой.

1.Проанализируйте ситуацию с точки зрения эффективности выбора методов обучения

2.Докажите целесообразность использования метода беседы в младшем школьном возрасте. Приведите 3-4 аргумента

3.Сравните два типа бесед, приведенных выше, выделив критерии для сравнения.

4.Какая из них результативнее? Почему? Приведите 3-4 аргумента.

5.Какие требования предъявляются к каждой беседе? От чего зависит результативность беседы как метода на уроке?

6.Сделайте вывод о целесообразности использования беседы на уроке?

Задача № 2.. На уроке математики учительница М. П. Мулаева (Московская область), прежде чем начать вывод формулы площади круга, предложила школьникам задачу следующего содержания: "Для устройства мостов через небольшие речки под мостом укладывают трубу, пропускная способность которой должна быть не меньше пропускной способности русла реки. Рассчитайте наименьшее значение диаметра трубы, чтобы речная вода беспрепятственно текла по ней. Поперечное сечение представляет собой трапецию с основанием 5 и 9м, высотой 1,2 м". Школьники самостоятельно определяют план решения, находят площадь сечения. А диаметр трубы им помогает определить учитель.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения классификации методов по характеру познавательной деятельности

2.Определите методы и прие­мы обучения и дайте оценку целесообразности их применения.

3. Проанализируйте, в какой момент урока способ учебной деятельности учителя выступает в качестве метода, а в какой – в качестве приема.

4.Как подобная организация урока способствовала поддержанию внимания школьников

5.Предложите 5-7 приемов поддержания внимания

Задача № 3. Урок русского языка в VI классе. Тема урока «Деепричастие, его грамматические признаки». Урок состоял из следующих элементов:

-Анализ качества знаний, умений и навыков, учащихся по ранее изученной теме.

-Повторение материала о грамматических признаках имен прилагательных и глаголов.

-Работа над подчеркнутыми словами в предложениях: «Город, построенный на высоком берегу таежной реки, был прекрасным памятником труженикам Сибири. Утопающий в зелени летний лагерь манил к себе детские сердца».

- Определение их грамматических категорий.

-Выполнение упражнений по учебнику с основным заданием – поиск деепричастий.

- Составление предложений с деепричастиями. Задание на дом и инструктаж к нему.

1.Проанализируйте фрагмент урока с точки зрения типа и структуры данного урока.

2.Докажите или опровергните целесообразность данной структуры при изучении этой темы.

3.Какие методы и приемы может использовать учитель на каждом этапе урока с учетом специфики возрастных особенностей подростка.

4.Сформулируйте цель урока и разработайте свой вариант фрагмента урока с учетом возрастных особенностей подросткового возраста

Задача № 4. Успешное проведение беседы на уроке во многом зависит от правильной формулировки вопросов. Установите, какова функция каждого из приведенных ниже вопросов. На каком этапе уроке целесообразно применять каждый конкретный вопрос?

-Кто изображен на картине?

-Что сделал Ваня? (Из рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»)

-Какой знак стоит в конце предложения?

-Что спрашивается в задаче?

-Почему воробей не улетает от нас на зиму?

-Что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

-Чем отличается ворона от галки?

-Чем отличается слово вел от слова вол?

-Чему учит этот рассказ?

-Почему ты так думаешь?

-Что мы узнали сегодня на уроке?

Сформулируйте вопросы предполагающие:

-воспроизведение изученного материала;

-оценку того или иного события;

-установление причин или следствия;

-классификацию явлений или предметов;

-выражение своего отношения к кому-либо или чему – либо;

-раскрытие содержания понятия.

Задача № 5. В банки с водой, покрытые картонкой с отверстием, учащиеся посадили лук. Одну банку поставили между рамами окна, а три стояли на подоконнике. Первую из них покрыли ящиком, оклеенным черной бумагой, во второй вода была только на донышке, а в третьей вода была налита до горлышка.

В результате наблюдений дети установили, что для нормального развития растений необходимы влага, тепло и свет.

1.Дайте определения понятиям «метод обучения», «прием обучения».

2.Ракройте классификацию методов обучения по характеру познавательной деятельности.

3.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения выявления методов обучения по характеру познавательной деятельности.

4.Какие возрастные особенности младшего школьника были учтены при выборе методов обучения? Докажи.

5.Какие познавательные процессы учащихся активизировались данным опытом? Докажи.

Задача № 6. Фрагмент урока в четвертом классе.

Тема урока: Торф.

После того как учащиеся рассмотрели внешний вид торфа, учитель говорит: «Сейчас мы познакомимся с другими свойствами торфа. Следите внимательно за опытом, который будет проведен». Учитель подносит к огню щипцы с кусочком торфа. Торф горит.

Учитель: Что вы заметили во время опыта?

Ученики отвечают: Торф горит. При горении торфа выделяется много дыма. Когда горе торф мы чувствовали своеобразный запах.

Учитель: Что осталось на щипцах после того, как торф сгорел?

Ученик: Осталась зола.

Учитель: Много ли осталось золы?

Ученик: Много.

Учитель: Я опускаю кусочек торфа в воду. Что вы видите?

Ученик: Торф не тонет.

Учитель: Что вы узнали о торфе?

Ученики: Торф легко воспламеняется. Торф горит. При горении образует много золы. Торф легче воды он не тонет. При горении торфа образуется своеобразный запах.

Укажите правильные ответы на предложенные вам вопросы на карточках и дайте свои обоснования.

1.Дайте определения понятиям «метод обучения», «прием обучения».

2.Ракройте классификацию методов обучения по источнику информации.

3.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения выявления методов обучения по источнику информации.

4.Какие возрастные особенности младшего школьника были учтены при выборе методов обучения? Докажи.

5.Какие познавательные процессы учащихся активизировались данным опытом? Докажи.

Задача № 7. Урок рисования по впечатлениям и наблюдениям детей на тему «Мое лето».

Прежде чем разрешить рисовать, учитель проводит воспитательную беседу. Он говорит, что лето было одно, но каждый провел его по-своему, и предлагает детям из всех событий вспомнить самое-самое интересное и изобразить в своих рисунках.

В классе оживление. Дети стараются детально восстановить в памяти то, что им понравилось. Они охотно рассказывают о своих впечатлениях. Учитель выслушивает их, уточняет, какая была в то время погода, какое время дня, в каком месте происходило действие, какие краски им запомнились.

По окончании урока учитель тщательно проверяет работы, подробно отмечает достоинства и недостатки в решении темы, в рисунке, в цвете, а затем анализирует их вместе с классом, дает оценку каждому рисунку.

1.Дайте определения понятиям «метод обучения», «прием обучения».

2.Ракройте классификацию методов обучения по источнику информации и по характеру познавательной деятельности.

3.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения выявления методов обучения по источнику информации и по характеру познавательной деятельности..

4.Какие возрастные особенности младшего школьника были учтены при выборе методов обучения? Докажи.

Задача № 8. Урок русского языка в 3-м классе. Учительница предлагает ребятам вспомнить правило о правописании безударных гласных в корне слова. Учащиеся отвечают четко, примеры каждый раз новые, не из учебника: «ок но — окна», «кленовый — клен»... Затем работают со словами, где безударные гласные нельзя поставить под

ударение.

— Составим «Словарь огородника»,— говорит учи­тельница.— Три' минуты.

— Капуста, картофель, огурец, помидор, арбуз, мор­ковь, горох, фасоль, бобы,

— читает свой словарь Лена.

Ребята поднимают руки:

— Лена оговорилась: слово «бобы» можно прове­рить — «боб»!

На парте у каждого ученика лежат карточки с глас­ными. Их рисовали сами ребята. Учительница показыва­ет классу слово «С.нтябрь». Взлетают руки с буквой «е». Темп убыстряется: «...ктябрь» — «о»; «ос.нь» — «е».

— Быстрее, быстрее,— торопит учительница и под­нимает вверх все новые и новые слова.

Наконец, она кладет на стол последнюю карточку и отодвигает занавес у доски. На доске таблички с буквами-ребусами. Ребята с удовольствием выполняют новое за­дание. — А теперь пишем сочинение-малютку на тему «Осень». Обязательно используйте слова: «сентябрь», «октябрь», «ноябрь», «деревья», «дожди». Помните: сочинение-малютка, ничего лишнего. Должно быть коротко и хорошо.

Пока ребята пишут в тетрадях, учительница пишет на доске: «Вянет, травка, и, ж...лтеет, лугах, на, з...ленеет, на, оз...мь, только, п...лях, солнце, туча, кроет, не бл...стит, небо, вет...р, поле, в, воет, моросит, дождик».

— Если мы хорошо подумаем,— говорит учительни­ца,— и расставим все слова по местам, то прочитаем сти­хотворение Федора Ивановича Тютчева. Будете работать самостоятельно. Помните, как пишутся стихотворные строки, не забывайте о безударных гласных.

В класе тишина. Все пишут быстро. Проверяют сочи­нение-малютку, а затем выразительно читают стихотворе­ние. К доске идет ученик и цветным мелком вписывает пропущенные буквы.

В заключение урока проводится небольшой выбороч­ный диктант и разбор предложения.

1.Проанализируйте урок, определите методы и прие­мы обучения и дайте оценку целесообразности их применения.

2. Проанализируйте, в какой момент урока способ учебной деятельности учителя выступает в качестве метода, а в какой – в качестве приема.

3.С какой целью учительница увеличивала темп ра­боты учащихся?

4.Как подобная организация урока способствовала поддержанию внимания младших школьников

5.Предложите 5-7 приемов поддержания внимания

Задача № 9. На уроке русского языка в шестом классе изучается тема «Назывные предложения». На классной доске висит репродукция картины художника Ковальского «В зимнюю ночь».

Учащимся предлагается внимательно посмотреть на картину и назвать предметы и явления, которые на ней изображены.

Учительница обращается к классу с вопросами, а учащиеся отвечают. –Какое время года изображено на картине?

-Зима.

-Какое время суток?

-Ночь.

-Что видно на небе?

-Редкие звездочки.

-Кто стоит на бугре?

-Волк. Волк смотрит в сторону деревни.

-Очевидно, он голоден. Можно сказать голодный волк.

-Что виднеется вдали?

-Деревушка. Огоньки.

Преподаватель, обращаясь к ученикам, говорит, что они, рассматривая картину, свои мысли выражали одним словом или сочетанием слов, т.е. предложениями.

Преподаватель открывает доску. На ней текст из названных учащимися предложенй: Зима. Ночь. Редкие звездочки. Голодный волк. Спящая деревушка. Огоньки.

Затем следует анализ этих предложений и определение их.

По заданию учителя дети вспоминают отрывки из литературных произведений, которые начинаются назывными предложениями. На основании примеров школьники делают вывод об использовании писателями в своих произведениях назывных предложений. После этого повторяют определение назывных предложений.

Далее преподаватель предлагает ученикам открыть учебник, прочесть материал к теме урока и сказать, какое указание имеется в учебнике, о котором не говорилось при объяснении.

Учащиеся обращают внимание на наличие в назывных предложениях указательных частиц «вон» и «вот».

Затем выясняется какую роль играют в нашей речи назывные предложения. Учащиеся выполняют письменное и устное упражнения, а в конце урока дается задание на дом.

1.Дайте определения понятиям «метод обучения», «прием обучения».

2.Ракройте классификацию методов обучения по источнику информации и по характеру познавательной деятельности.

3.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения выявления методов обучения по источнику информации и по характеру познавательной деятельности.

4.Проанализируйте, в какой момент урока способ учебной деятельности учителя выступает в качестве метода, а в какой – в качестве приема. Докажите.

Задача № 10. Открытый урок русского языка в шестом классе. Тема: Деепричастие.

После фронтального опроса учитель вызвал к доске хорошего ученика, тот обобщил разрозненные ответы товарищей, привел много примеров.

Затем, обращаясь к классу, учитель говорит:

-Сейчас, ребята, прослушайте песню и выделите предложения с деепричасным оборотом.

В классе тишина, звучит мелодия популярной песни. Грустная, задушевная, она захватила и учеников и присутствующих на уроке учителей. Когда учитель оборвал песню на середине, в классе послышался легкий гул возмущения.

-Заметили вы предложения с деепричастным оборотом в песне? Вот ты, Лена, например?

-Нет, - ответила девочка. –Я песню слушала. Еще раз проиграйте, пожалуйста, только до конца.

Урок пришлось заканчивать учителю… без технических средств обучения.

1.Дайте определения понятиям «метод обучения», «прием обучения».

2.Ракройте классификацию методов обучения по источнику информации и по характеру познавательной деятельности.

3.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения выявления методов обучения по источнику информации и по характеру познавательной деятельности.

4.Проанализируйте, в какой момент урока способ учебной деятельности учителя выступает в качестве метода, а в какой – в качестве приема. Докажите.

5.В чем причина неудачи на уроке? Докажите.

Задача № 11. Проанализируйте словесные методы обучения и заполните таблицу

Словесные методы обучения Общее Различия
Рассказ    
Беседа  
Лекция  
Объяснение  
Дискуссия  

Задача № 12. Проанализируйте практические методы обучения и заполните таблицу

Практический метод обучения Общее Различия
Лабораторные опыты    
Упражнения    

Задача № 13. Проанализируйте наглядные методы обучения и заполните таблицу.

Наглядный метод обучения Общее Различия
Иллюстрация    
Демонстрация    
Самостоятельные наблюдения учащихся    

Задача № 14. Урок природоведения по теме «Дикие звери зимой». Учитель начинает урок с показа соответствующих рисунков, расположенных в два ряда: «Звери осенью» и «Звери зимой». В первом – рисунки лисы, волка, лося. Задание: «Рассмотреть внимательно рисунки зверей в обоих рядах. Что заметили? Что заинтересовало?» Учащиеся называют животных, сравнивают оба ряда и обнаруживают, что в ряду «Звери зимой» нет ежа, медведя, барсука. Они интересуются, почему в ряду «Звери зимой» отсутствуют названные звери.

1.Дайте определения понятиям «метод обучения», «прием обучения».

2.Ракройте классификацию методов обучения по источнику информации и по характеру познавательной деятельности.

3.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения выявления методов обучения по источнику информации и по характеру познавательной деятельности

4.Какие функции методов обучения реализуются при таком использовании данного метода?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: