Тема 3.5. Исследование закономерностей и принципов целостного педагогического процесса

Задача № 1. При обсуждении открытого урока физики возник спор. Некоторые из присутствующих считали, что курс физики очень перегружен, поэтому все внимание преподавателя нужно сосредоточивать на раскрытии физических закономерностей не отвлекаясь на частности. Главное - вооружить ребят теорией, академическими знаниями.

Другие полагали, что, кроме теории, важно шире привлекать и практический материал. Например, раскрывая проблемы получения электроэнергии на теплоэлектростанциях или увеличения автотранспорта на дорогах, необходимо отмечать влияние продуктов сгорания топлива на окружающую среду. На протяжении всего учебного года, где это уместно, показывать неразрывную связь физики и техники с культурой, с социальным прогрессом общества, на примерах показывать, как даже самые абстрактные физические идеи, экспериментальные открытия рано или поздно находят свое практическое применение. Доказательств тому много. Ни Максвелл, ни Фарадей, предсказавшие электромагнитные волны, ни Герц, экспериментально доказавший их существование, не подозревали о техническом направлении, родившемся на базе их открытий,- радиоэлектронике. Более того, использовать материал из биографий великих людей науки. Приводить ребятам такие факты: Мария и Пьер Кюри отказались от продажи патента на производство радия, что сулило им безбедную жизнь и возможность создать личную лабораторию. Лебедев ушел из университета, лишившись любимой работы, средств к существованию и т. д. Этот материал, по мнению учителей, отстаивающих вторую точку зрения, несет не только знания, но и глубоко воздействует на сферу чувств. Хотя физика - наука точная, но она должна влиять на нравственные качества личности, формировать самые различные ее стороны - вплоть до эмоциональной.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения дидактических принципов

2.Дайте определение принцип обучения. Раскройте известную вам классификацию принципов обучения.

3.Сопоставьте представленные в задаче точки зрения педагогов, на какие дидактические принципы опирается каждая группа

4.Какой точки зрения придерживаетесь вы? Аргументируйте свой ответ 4-5 аргументами

Задача № 2. Ира отличалась от других первоклассников стеснительным характером, слабо развитой речью. К школе девочку никак не готовили, детский сад она не посещала. Прошло несколько учебных дней, и Ира наотрез отказалась посещать школу: самые простые задания у нее не получались, девочка почувствовала сразу себя безнадежно отстающей. Софья Николаевна приложила много усилий, чтобы преодолеть негативное отношение девочки к школе.

Нередко вместе с учительницей, будто невзначай, шли они после уроков домой. В пути, мимоходом, девочке предлагалось то сосчитать дома и деревья, то сравнить грузовик с легковым автомобилем - чем похожи, чем отличаются? Или сравнить листья тополя и клена. Так, день за днем расширялся круг наблюдений, а между учителем и ученицей устанавливались доверительные отношения. Ира все чаще и увереннее рассказывала об увиденном на уроках. Внимание класса радовало, девочка все заметнее привязывалась к коллективу. К марту она научилась считать и читать, заметно продвинулась в своем развитии. На уроках Софьи Николаевны никто не попрекнет за ошибку - объяснят непонятное, искусно подтолкнут собственную мысль, всегда и во всем тебя поймут.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения дидактических принципов и формирования самооценки младшего школьника

2.Дайте определение принцип обучения. Раскройте известную вам классификацию принципов обучения.

3.В соответствии с какими дидактическими принципами обучения учительница строит свои уроки? Дайте им оценку.

4.Каким образом процесс обучения может влиять на формирование самооценки младшего школьника (приведите пример из педагогической ситуации)

5.Сделайте вывод о значении научного подхода в организации процесса обучения

Задача № 3. Идет урок. Решая некую задачу, восемь детей прибегли к одному способу, двадцать - к другому, четверо пошли оптимальным путем. Учительница, однако, не спешит ставить точки над "и". Самым сильным предлагается преобразовать задачу на новый лад, терпеливо выслушивается объяснение слабых ребят. Поощряется активность каждого. Учительница не торопится, как это бывает, и с выставлением оценок,- более всего она озабочена движением мысли, доброжелательным разбором заблуждений, поощрением все новых и новых самостоятельных поисков. И как награда - радостный вскрик: "Я понял! Можно еще и так решить..."

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения учения Л.С.Выготского о зонах ближайшего и актуального развития

2.Как соотносится подход учительницы к обучению с идеей известного советского психолога Л. С. Выготского: педагогике следует ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития ребенка, обучение должно идти вперед развития.

3.Какие принципы дидактики отражает данная педагогическая ситуация?

4.Реализуется ли при такой организации обучения гуманистическая функция педагогической профессии.

Задача № 4. На уроке истории в V классе учитель обратился к учащимся с вопросом: о чем свидетельствует тот факт, что у одного древнего народа одно и то же слово обозначало понятия: удача, счастье, олень. Ученики поняли, какую роль играл олень в жизни древнего народа. Через некоторое время они узнали, что в Древнем Иране слова корова и богатство обозначались одинаково. Сопоставив с помощью учителя оба факта, учащиеся пришли к выводу, что если слова, обозначающие предметы, имеют и более общее значение, то это значит: роль этого предмета в жизни народа велика. Тем самым был сформулирован принцип действия понятиями, имеющими одновременно общее и конкретное значение. Когда же в VII классе учащиеся узнали, что у древних славян слово жито обозначало и богатство, они этим фактом оперировали уже самостоятельно.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения дидактических принципов и формирования самооценки младшего школьника

2.Дайте определение принцип обучения. Раскройте известную вам классификацию принципов обучения.

3. На какие дидактические принципы обучения опирается учительница?

В чем сущность каждого из них?

4.Какие умения необходимы учителю для осуществления педагогической деятельности?

5.Сделайте вывод о педагогических способностях учителя.

Задача № 5. На методическом объединении учителей начальных классов опытный педагог делится своими мыслями:

- Когда веду урок, всегда мысленно вижу отличника - как он воспринимает мой рассказ? Не скучно ли ему? И в то же время думаю о другом, слабом ученике - понимает ли он меня, все ли усвоил? Долгое время меня беспокоила Элла, тихая, замкнутая девочка, не умеющая свободно общаться с одноклассниками. Держалась особняком, отвечала неуверенно. Приглядевшись к ней, я увидела, что Элла обладает прекрасной памятью, любознательна и знания у нее не поверхностные. Но очень мешает робость. Как преодолеть ее? Решила поручить ей подготовить доклад. Несколько вечеров сидели над книгами вместе. Элла прекрасно справилась с заданием, класс даже ахнул от изумления: вот так тихоня! За докладом последовало новое задание, с которым девочка справилась уже самостоятельно. Медленно, но уверенно преодолевала она боязнь аудитории.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения дидактических принципов и формирования самооценки младшего школьника

2.Дайте определение принцип обучения. Раскройте известную вам классификацию принципов обучения

3.В соответствии с какими дидактическими принципами обучения учительница строит педагогический процесс? Докажите.

4.Сделайте вывод о необходимости педагогических знаний в профессиональной деятельности учителя..

Задача № 6. Анна Ивановна, особенно чуткая к теоретическим положениям педагогической науки, творчески претворяет их в работе. Готовясь к урокам, она тщательно продумывает их содержание и методы преподавания, заботится о том, чтобы для всех детей материал был посилен, интересен, познавателен. После объяснения нового материала она сразу же проверяет, все ли ребята поняли, кто в чем затрудняется, какая помощь требуется. И тут же оказывает ее.

Урок русского языка. Дети готовятся к сочинению на тему "Цветут сады". Пяти ученикам учительница предложила карточки: на двух - готовый план и начало рассказа, а на трех - план и опорные слова. Учащиеся работают с большим увлечением. Всем интересно и в меру трудно, но трудности оказались преодолимыми. К концу урока сочинение написано всеми.

Урок математики. Ребята учатся применять рациональные способы вычисления. Постоянно звучат вопросы:

- Как легче вычислить? Почему? Какие свойства арифметических действий применили?

Ученики умело анализируют задачу, устанавливают связи между ее элементами, обосновывают выбор действий.

В классе не бывает даже двух похожих уроков, в каждый из них учительница вносит что-то новое, яркое, запоминающееся, чтобы у детей не пропадал интерес к учению.

1.Проанализируйте действия учителя на уроке.

2. На какие дидактические принципы обучения опирается учительница?

3.В чем сущность каждого из них?

4.Какие умения необходимы учителю для осуществления педагогической деятельности?

5.Сделайте вывод о педагогических способностях учителя. Предложите собственный вариант профессиограммы учителя.

Задача № 7. В первом классе учащиеся посадили в воду лук и вели наблюдение за его ростом. Когда лук вырос, учительница на уроке русского языка предложила детям на основе наблюдений письменно ответить на следующие вопросы: «Когда посадили лук? Что приготовили для посадки? Что мы заметили через несколько дней после посадки лука? Почему вырос зеленый лук? Для чего нужен зеленый лук?» Ученики коллективно составляли ответы на поставленные вопросы. Трудные слова проговаривались по слогам, возможные ошибки предупреждались, запись велась самостоятельно. В результате в тетрадях появился рассказ.

Лук на воде.

Пятого апреля мы посадили луковицу в стакан с водой. Воду в стакане накрыли картоном с отверстием. Через два дня мы меняли воду. Прошло три дня. И луковица пустила корни в воду. Корни пили воду и вырос лук. Лук едят он полезный.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения дидактических принципов и формирования самооценки младшего школьника

2.Дайте определение принцип обучения. Раскройте известную вам классификацию принципов обучения.

3. На какие дидактические принципы обучения опирается учительница?

В чем сущность каждого из них?

4.Какие умения необходимы учителю для осуществления педагогической деятельности?

5.Сделайте вывод о педагогических способностях учителя.

Задача № 8. На уроке математики в четвертом классе учитель вызывает к доске двух учеников. Одному из них предложено решить пример на деление: 35 148: 116, другому разобрать число 947 008. Вызванные ученики выполняют задание, остальные внимательно следят за их работой. Учитель предлагает классу задать отвечающим вопросы, связанные с выполнением ими задания. Ученику, разбиравшему число, были заданы вопросы:

-Назови число, в котором 23 единицы 2-го класса и 15 единиц первого класса.

-Назови разрядные слагаемые числа 703 405.

-Назови число, которое состоит из 2 единиц 6-го разряда, 1 единицы 3-го разряда, 7 единиц первого разряда.

Ученику, решавшему пример, были заданы вопросы:

-Как называются числа при делении?

-Как можно проверить действие деление?

-Как найти неизвестный делитель?

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения дидактических принципов и формирования самооценки младшего школьника

2.Дайте определение принцип обучения. Раскройте известную вам классификацию принципов обучения.

3. На какие дидактические принципы обучения опирается учительница?

В чем сущность каждого из них?

4.Какие умения необходимы учителю для осуществления педагогической деятельности?

5.Сделайте вывод о педагогических способностях учителя.

Задача № 9. На уроке литературного чтения в начальной школе изучается тема «Сказки».

-Ребята, кто из вас любит сказки? –начинает урок учительница.

-Очень хорошо! Оказывается все любят. Кто назовет свои любимые сказки?

Учащиеся перечисляют сказки А.С. Пушкина, русские народные сказки о животных, волшебные сказки.

-Теперь задание посложнее. Я буду показывать картины, вы попробуйте узнать, к какой сказке относится картина.

Дети рассматривают репродукции картин В.М. Васнецова «Иван-Царевич на сером волке», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье», иллюстрации к сказке Ершова «Конек-горбунок» и др. Пересказывание сказок вызывает интерес детей к уроку.

Учитель обращает внимание детей на отдельные фразы из сказок: «Утро вечера мудренее», «Храброму смерть не страшна» и др. Школьники определяют, что это пословицы и поговорки.

-Кто создал все эти произведения? Почему они создавались? Как дошли до нас? – спрашивает учительница.

На вопросы следуют правильные ответы. В конце урока учительница обобщает высказывания детей, приводит их понятию об устном народном творчестве.

1.Проанализируйте действия учителя на уроке.

2. На какие дидактические принципы обучения опирается учительница?

3.В чем сущность каждого из них?

4.Какие умения необходимы учителю для осуществления педагогической деятельности?

5.Сделайте вывод о педагогических способностях учителя. Предложите собственный вариант профессиограммы учителя.

Задача № 10. Однажды из всех желающих пойти к карте Иван Кузьмич выбрал Бобылева Толю. Мальчик он был старательный, но не всегда успевал хорошо приготовиться к уроку. К тому же был неповоротлив, мешковат...

Вопрос был нетрудный: найти на карте Австралию. Услышав, что его вызывают, Бобылев так растерялся, что еле-еле встал из-за парты. Робко подойдя к столу учителя, он виновато поглядел на класс...

Учитель положил руку на плечо Толи и ласково произнес:

- Не волнуйся, все будет хорошо. Вот указка, начинай смелее! Ты же знаешь...

Бобылев... медленно направился к карте. Но вместо Восточного полушария... он оказался у Западного.

В классе нарастал шум.

- Минуточку, друзья, не будем мешать человеку,- сказал Иван Кузьмич.- Толя сейчас разберется. Только, пожалуйста, спокойнее...

Но Бобылев стоял на прежнем месте. С ним явно происходило что-то неладное. Потом мальчик не раз скажет, что перед началом ответа он видел на карте не два, а одно полушарие...

Между тем Иван Кузьмич вел себя выдержанно. Другой на его месте сделал бы за время этой нелепой сцены не одно замечание, кое на кого прикрикнул бы и посадил ученика на место. Но лицо Ивана Кузьмича было по-прежнему спокойным, взгляд внимательным, нестрогим.

Успокоив класс жестом руки, он подозвал к себе Бобылева и сказал:

- Такие случаи бывают, Толя. Человек хочет рассказать очень важное и хорошо подготовлен, но ему что-то мешает, скорее всего волнение. Такое случалось даже со знаменитыми артистами: зная наизусть роль, они при выходе на сцену почему-то ее забывали, и положение спасал только суфлер... Пойдем к карте и хорошенько подумаем...

Взяв мальчика за руку, Иван Кузьмич подвел его к карте полушарий и предложил:

- Скажи-ка сначала, сколько частей света. Ты же это непременно знаешь...

Бобылев ответил.

- Вот видишь, хорошо! Я не сомневался, что ты ответишь. А теперь вспомни, в каком полушарии больше частей света.

Бобылев ответил снова.

- Подумай теперь, где нам искать Австралию. К какому из двух полушарий нужно подойти?

Как впоследствии признавался Толя, только после этих слов учителя перед его глазами появились два круга, раскрашенных разными цветами, выплыла зеленая Австралия, которую он безуспешно искал в Западном полушарии.

И тут наш Бобылев заговорил, заговорил, как никогда, бойко и уверенно...

Иван Кузьмич, не двигаясь с места до конца ответа, слушал Толю с большим вниманием. Он не скрывал своей радости. Когда ученик закончил свой рассказ, Иван Кузьмич громко сказал:

- Молодец! Вот умница! Ты же все отлично знаешь, даже больше, чем в учебнике. Спасибо за ответ!

Толя, раскрасневшийся, счастливый, смущенно глядел на носки своих ботинок. На переменах он гордо ходил по коридору.

1.Проанализируйте действия учителя на уроке.

2. На какие дидактические принципы обучения опирается учительница?

3.В чем сущность каждого из них?

4.Какие умения необходимы учителю для осуществления педагогической деятельности?

5. Каково значение эмоций в процессе обучения школьников.

6. Какое воспитательное значение имела данная педагогическая ситуация для Толи?

7. Разработайте 2-3 рекомендации для учителя по организации процесса обучения мальчика

Задача № 11. Учитель физики урок в IX классе начал с того, что предложил ребятам задачу следующего содержания: «Дано два шара одинаковой величины и массы, окрашенных одинаковой краской. Но один шар сделан из легкого металла, а другой – из тяжелого. Как определить, какой шар сделан из тяжелого металла? Ударять, сверлить, сдирать краску нельзя» Ребят заинтересовала такая задача. Они попросили повторить ее содержание. Сначала многие пытались утверждать, что в условиях задачи допущена ошибка: оба шара одинаковой массы и величины, а сделаны из различного металла. Но учитель еще раз подтвердил, что ошибки в условии нет. Появилась пауза. Некоторые ученики делали попытку дать ответ, нолишь начинали его конструировать и здесь же осознавали его ошибочность. Учитель не спешил с ответом. - Здесь, ребята, нужны знания определенных физических законов. На уроке мы и познакомимся с темой о центробежных силах. Учитель объяснял новый материал, используя таблицы, схемы, демонстрируя некоторые процессы на моделях. Ученики внимательно следили за изложением материала. И только после объяснения учитель опять попросил ребят дать ответ на поставленную задачу. Он был верным.

1.Проанализируйте действия учителя на уроке.

2. На какие дидактические принципы обучения опирается учительница?

3.В чем сущность каждого из них?

4. Что способствовало активизации умственной деятельности учащихся

5.Какие умения необходимы учителю для осуществления педагогической деятельности?

Задача № 12. В I классе на уроках математики проводится игра «Машинист». У детей на столах карточки с изображением вагончиков. На них записаны примеры на сложение и вычитание в пределах 20. Дети производят вычисления. Машинист по очереди достает из сумки карточку с числом и показывает классу. Дети поднимают примеры, ответ которых должен совпадать с числом, показываемым машинистом. Если пример решен верно, ребенок с вагончиком выходит на середину класса для формирования состава. Так образуется поезд. Машинист дает сигнал отравления, и все вагоны едут на свои рабочие места.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения дидактических принципов

2.Дайте определение принцип обучения. Раскройте известную вам классификацию принципов обучения.

3. Какие принципы обучения реализуются в данном случае?

Аргументируйте свой ответ 4-5 аргументами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: