Тема 4. Образовательные системы в эпоху средневековья

Цель изучения темы - сформировать у студентов систем­ные научные представления о характерных чертах Средневеко­вой школы и педагогики.

Задачи изучения темы:

1) изучить особенности воспитания и школы на средневековом Востоке;

2) рассмотреть подходы к организации школьного дела в средне­вековой Западной Европе;

3) выявить влияние идей эпохи Возрождения на школьное дело;

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Социальные слои общества в эпоху средневековья. Ха­рактер и направления образования эпохи средневековья. Ос­новные типы школ в Западной Европе, в странах Ближнего и Среднего Востока. Цели образования и содержание обучения в этих школах.

Социально-экономические обстоятельства XIII-XIV вв. Пе­дагогические идеи деятелей христианства. Новые типы учебных заведений. Основа рыцарской системы образования, её особен­ности. Возникновение университетов, особенности их деятель­ности в эпоху Средневековья. Монастырские, церковные, цехо­вые, гильдийские, городские школы в Западной Европе.

Направленность образования в эпоху Возрождения. Влия­ние эпохи Возрождения на школьное дело. Педагогические идеи гуманистов Возрождения (Ф. Рабле, М. Монтень, Э. Роттердам­ский, Т. Мор). «Дом радости» Витторино де-Фельтре. Само­управляемая школа Троцендорфа. Создание моделей гимнази­ческого образования (Школа Ф. Меланхтона, гимназия И. Штурма). Иезуитские школы.

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 6, 18, 19, 32, 33, 36, 47-49, 53, 58.

Вопросы для самопроверки:

1) На развитии каких качеств и свойств личности сосредоточи­лась средневековая ближневосточная педагогика? Какие средства она при этом использовала?

2) Какие подходы к постановке и решению педагогических про­блем на Ближнем и Среднем Востоке были обусловлены своеобразием исламской средневековой культуры?

3) Какие важнейшие черты характеризуют христианскую педаго­гику?

4) Разработке каких средств воспитания и обучения уделялось особое внимание в Средние века?

5) Какие социокультурные процессы обусловили возникнове­ние педагогики гуманизма? Какие элементы античной и средневековой традиций она в себе синтезировала?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Какие педагогические механизмы, используемые иезуитами, представляют интерес для современной теории и практики образования?

2) Какие общие черты объединяют средневековую христиан­скую и исламскую педагогику?

3) Что было общего и особенного в отношении вопросов воспи­тания и образования во взглядах гуманистов Возрождения?

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Педагогические идеи Иоанна Златоуста».

2) Реферат на тему: «Типы школ в средневековой Западной Европе».

3) Реферат на тему: «Педагогические идеи Авиценны».

4) Реферат на тему: «Педагогические светочи эпохи Возрожде­ния».

5) Реферат на тему: «Организация школьного дела в период Реформации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: