Цель изучения темы - сформировать у студентов системные научные представления о характерных чертах Средневековой школы и педагогики.
Задачи изучения темы:
1) изучить особенности воспитания и школы на средневековом Востоке;
2) рассмотреть подходы к организации школьного дела в средневековой Западной Европе;
3) выявить влияние идей эпохи Возрождения на школьное дело;
Объем темы: 2 часа.
Содержание темы:
Социальные слои общества в эпоху средневековья. Характер и направления образования эпохи средневековья. Основные типы школ в Западной Европе, в странах Ближнего и Среднего Востока. Цели образования и содержание обучения в этих школах.
Социально-экономические обстоятельства XIII-XIV вв. Педагогические идеи деятелей христианства. Новые типы учебных заведений. Основа рыцарской системы образования, её особенности. Возникновение университетов, особенности их деятельности в эпоху Средневековья. Монастырские, церковные, цеховые, гильдийские, городские школы в Западной Европе.
|
|
Направленность образования в эпоху Возрождения. Влияние эпохи Возрождения на школьное дело. Педагогические идеи гуманистов Возрождения (Ф. Рабле, М. Монтень, Э. Роттердамский, Т. Мор). «Дом радости» Витторино де-Фельтре. Самоуправляемая школа Троцендорфа. Создание моделей гимназического образования (Школа Ф. Меланхтона, гимназия И. Штурма). Иезуитские школы.
Методы: лекция.
Литература: 1-3, 6, 18, 19, 32, 33, 36, 47-49, 53, 58.
Вопросы для самопроверки:
1) На развитии каких качеств и свойств личности сосредоточилась средневековая ближневосточная педагогика? Какие средства она при этом использовала?
2) Какие подходы к постановке и решению педагогических проблем на Ближнем и Среднем Востоке были обусловлены своеобразием исламской средневековой культуры?
3) Какие важнейшие черты характеризуют христианскую педагогику?
4) Разработке каких средств воспитания и обучения уделялось особое внимание в Средние века?
5) Какие социокультурные процессы обусловили возникновение педагогики гуманизма? Какие элементы античной и средневековой традиций она в себе синтезировала?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Какие педагогические механизмы, используемые иезуитами, представляют интерес для современной теории и практики образования?
2) Какие общие черты объединяют средневековую христианскую и исламскую педагогику?
3) Что было общего и особенного в отношении вопросов воспитания и образования во взглядах гуманистов Возрождения?
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Педагогические идеи Иоанна Златоуста».
2) Реферат на тему: «Типы школ в средневековой Западной Европе».
3) Реферат на тему: «Педагогические идеи Авиценны».
4) Реферат на тему: «Педагогические светочи эпохи Возрождения».
5) Реферат на тему: «Организация школьного дела в период Реформации».