double arrow

Тема 5. Зарубежная школа и педагогика (XVII–XX вв.)


Цель изучения темы - сформировать у студентов систем­ные научные представления о характерных чертах Средневеко­вой школы и педагогики.

Задачи изучения темы:

1) определить значение деятельности Я.А. Коменского для воз­никновения и развития научной педагогики;

2) проанализировать тенденции развития западного образова­ния в Новое время.

3) охарактеризовать педагогическую мысль Нового времени;

4) сформировать у студентов научные представления о «па­литре» педагогических течений на Западе в XIX-XX вв.;

5) дать научную картину рождения и развития на Западе экспе­риментальной педагогики и школы.

Объем темы: 1 час.

Содержание темы:

Я.А. Коменский – основоположник научной педагогики. Ис­торические условия зарождения системы традиционного обуче­ния.

Становление педагогической идеологии «века Просвеще­ния».

Педагогические идеи Д. Локка, К.А. Гельвеция, Д. Дидро.

Ж.-Ж. Руссо как основоположник теории свободного вос­питания.

Тенденции и противоречия в развитии образования в XVII–XVIII вв.

Концепция развивающего обучения и педагогическая сис­тема И.Г. Песталоцци. Концепция воспитывающего обучения И.Ф. Гербарта. Концепция природосообразного и культуросооб­разного воспитания Ф.А. Дистервега.




Педагогические идеи утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).

Концепция научного образования и природосообразного воспитания Г. Спенсера.

Разработка экспериментальной педагогики Э. Мейманом и В. Лаем.

Возникновение педологии. Идея педоцентризма в педаго­гике.

Реформатор педагогики Д. Дьюи, влияние его идей на теорию и практику образования XX века. Разработка модели «школы труда». Педагогические идеи Г. Кершенштейнера. Це­лостная система свободного воспитания детей М. Монтессори.

«Реформаторская педагогика» и движение «новых школ». «Школа Абботсхолм» С. Редди. «Школа де ла Рош» Э. Демо­лена. «Сельские воспитательные дома» Г. Литца. «Свободная сельская община» Г. Винекена. «Школа для жизни» О. Декроли. Вальдорфская школа Р. Штайнера. Международное бюро «но­вых школ А. Ферьера.

Тенденции и противоречия в развитии образования в XIX в.

Феноменологический, герменевтический и синергетиче­ский подходы. Актуализация гуманизации и культурологизации образования.

Тенденции и противоречия в развитии образования в XX в.

Методы:лекция.

Литература:1-3, 6, 11, 19, 24, 32, 33, 35, 36, 39, 45, 46, 48, 49, 51, 53-55, 58, 62, 64, 72, 73.

Вопросы для самопроверки:

1) Почему Я.А. Коменского можно считать основоположником педагогики как науки?

2) В чем заключаются ведущие идеи педагогической системы Я.А. Коменского?

3) Сформулируйте основные положения системы традицион­ного обучения.

4) Какие педагогические идеи мыслителей XVII-XVIII вв. явля­ются достоянием современной теории образования?



5) Какие педагогические проблемы оказались приоритетными для теории и практики образования в XIX веке?

6) Какие типы средней школы получили развитие на Западе в XIX веке?

7) Почему в конце XIX - начале XX вв. усилились гуманистиче­ские тенденции в развитии педагогики?

8) Какие новые идеи и образцы практики принесла с собой «экс­периментальная педагогика»?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Составьте на основе материала лекции и самостоятельного изучения первоисточников, основной и дополнительной ли­тературы описание педагогических позиций Я.А. Коменского по следующему алгоритму (или составьте и заполните таб­лицу с соответствующими графами):

- Педагог и его работы,

- Эпоха,

- Мировоззрение,

- Цель воспитания,

- Факторы формирования личности

- Принцип природосообразности,

- Нравственное воспитание,

- Трудовое воспитание,

- Содержание образования,

- Принципы обучения,

- Формы обучения,

- Система образования и воспитания,

- Примечания

(составление подобного описания необходимо продолжить по ведущим персоналиям: Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ф.В.А. Дис­тервег, Р. Оуэн, Г. Спенсер, Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер).

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Проблемы современной школы в контек­сте диалога с педагогическими идеями Я.А. Коменского (ва­рианты: Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гербарта, И.Г. Песта­лоцци, Ф.А. Дистервега)».







Сейчас читают про: