Цель изучения темы - сформировать у студентов системные научные представления о характерных чертах отечественной педагогики XIX - начала XX вв.
Задачи изучения темы:
1) изучить развитие системы образования в России XIX - начала XX вв. через школьные реформы этого периода;
2) определить какие проблемы воспитания и обучения были приоритетны для педагогических исканий в России на разных этапах изучаемого периода.
Объем темы: 3 часа.
Содержание темы:
Опыт перенесения французских проектов обучения в Россию (Устав 1804 г.), его неудача.
Царскосельский Лицей. Характеристика воспитательного процесса. Традиции дворянского сословного воспитания.
Педагогические взгляды и деятельность декабристов.
Устав 1828 г. Формирование сословной отечественной системы народного образования во второй четверти XIX века. Ее особенности. Классическая гимназия николаевского периода.
Протест революционно-демократической мысли против официальной системы образования (В.Г. Белинский, А.И. Герцен).
|
|
Педагогический подъем 60-х гг. XIX века как индикатор происходящих в стране социальных преобразований. Устав 1864 г.
Концепция общечеловеческого научно-нравственного воспитания Н.И. Пирогова.
К.Д. Ушинский как основоположник русской отечественной педагогики. Антропологизм Ушинского. Ушинский о народности. Дидактика развивающего обучения. Детские книги, учебники Ушинского.
Л.Н. Толстой о свободе и духовности воспитания. Теория свободного воспитания.
Школьные реформы 60-х гг. Земские училища и учительские семинарии. Анализ опыта их работы.
Школьные контрреформы в 70-80-е гг. Развитие педагогической мысли и школы в конце XIX века и начале XX века.
Государственная система начального образования.
Русская гимназия. Лицей в России.
Концепция саморазвития и целостности педагогического процесса в педагогической системе П.Ф. Каптерева.
Школа К.Н. Вентцеля и его идеи свободного воспитания ребенка.
Общественные школы в России накануне 1917 года.
Методы: лекция, семинарское занятие.
Литература: 1-3, 6, 9, 10, 13, 16, 17, 19, 21, 22, 25, 26, 32-34, 36-44, 46, 48-50, 53, 58-60, 63, 65-71.
Вопросы для самопроверки:
1) Какие идеи западной педагогики были наиболее влиятельны в России в XIX веке?
2) В чем проявилась самобытность отечественной педагогической мысли в XIX веке?
3) Какие проблемы воспитания и обучения были приоритетны для педагогических исканий в России 50-60-х гг. XIX века?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Прочитать статью К.Д. Ушинского «О народности в общественном воспитании» и ответить на вопросы:
- Что Ушинский понимает под народностью?
- Как он связывает русский характер и воспитание?
|
|
- Как, по мнению Ушинского, может быть осуществлена на практике идея народности?
2) Найти в статье К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы» аргументы в пользу мысли о том, что педагогика – наука и что педагогика - искусство.
3) Прочитать статью К.Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении» и ответить на вопросы:
- Какова, по его мнению, роль труда в обществе?
- Что значит «свободный творческий труд»?
- В чем состоит воспитательное значение труда?
- В чем К.Д. Ушинский видит главную задачу воспитателя?
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Доклад на тему: «Русская школа XIX в. в художественной литературе».
2) Реферат на тему: «Реформы образования в России XIX в.».
3) Реферат на тему: «Педагогическое наследие Л.Н. Толстого».
4) Реферат на тему: «Подготовка учителей как педагогическая проблема в России XIX в.».