Тема 7. Педагогическая наука и развитие образования в России в XIX – начале XX вв

Цель изучения темы - сформировать у студентов систем­ные научные представления о характерных чертах отечествен­ной педагогики XIX - начала XX вв.

Задачи изучения темы:

1) изучить развитие системы образования в России XIX - на­чала XX вв. через школьные реформы этого периода;

2) определить какие проблемы воспитания и обучения были приоритетны для педагогических исканий в России на раз­ных этапах изучаемого периода.

Объем темы: 3 часа.

Содержание темы:

Опыт перенесения французских проектов обучения в Рос­сию (Устав 1804 г.), его неудача.

Царскосельский Лицей. Характеристика воспитательного процесса. Традиции дворянского сословного воспитания.

Педагогические взгляды и деятельность декабристов.

Устав 1828 г. Формирование сословной отечественной системы народного образования во второй четверти XIX века. Ее особенности. Классическая гимназия николаевского периода.

Протест революционно-демократической мысли против официальной системы образования (В.Г. Белинский, А.И. Гер­цен).

Педагогический подъем 60-х гг. XIX века как индикатор происходящих в стране социальных преобразований. Устав 1864 г.

Концепция общечеловеческого научно-нравственного вос­питания Н.И. Пирогова.

К.Д. Ушинский как основоположник русской отечественной педагогики. Антропологизм Ушинского. Ушинский о народности. Дидактика развивающего обучения. Детские книги, учебники Ушинского.

Л.Н. Толстой о свободе и духовности воспитания. Теория свободного воспитания.

Школьные реформы 60-х гг. Земские училища и учитель­ские семинарии. Анализ опыта их работы.

Школьные контрреформы в 70-80-е гг. Развитие педагоги­ческой мысли и школы в конце XIX века и начале XX века.

Государственная система начального образования.

Русская гимназия. Лицей в России.

Концепция саморазвития и целостности педагогического процесса в педагогической системе П.Ф. Каптерева.

Школа К.Н. Вентцеля и его идеи свободного воспитания ребенка.

Общественные школы в России накануне 1917 года.

Методы: лекция, семинарское занятие.

Литература: 1-3, 6, 9, 10, 13, 16, 17, 19, 21, 22, 25, 26, 32-34, 36-44, 46, 48-50, 53, 58-60, 63, 65-71.

Вопросы для самопроверки:

1) Какие идеи западной педагогики были наиболее влиятельны в России в XIX веке?

2) В чем проявилась самобытность отечественной педагогиче­ской мысли в XIX веке?

3) Какие проблемы воспитания и обучения были приоритетны для педагогических исканий в России 50-60-х гг. XIX века?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Прочитать статью К.Д. Ушинского «О народности в общест­венном воспитании» и ответить на вопросы:

- Что Ушинский понимает под народностью?

- Как он связывает русский характер и воспитание?

- Как, по мнению Ушинского, может быть осуществлена на практике идея народности?

2) Найти в статье К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы» аргументы в пользу мысли о том, что педаго­гика – наука и что педагогика - искусство.

3) Прочитать статью К.Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении» и ответить на вопросы:

- Какова, по его мнению, роль труда в обществе?

- Что значит «свободный творческий труд»?

- В чем состоит воспитательное значение труда?

- В чем К.Д. Ушинский видит главную задачу воспитателя?

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Доклад на тему: «Русская школа XIX в. в художественной литературе».

2) Реферат на тему: «Реформы образования в России XIX в.».

3) Реферат на тему: «Педагогическое наследие Л.Н. Толстого».

4) Реферат на тему: «Подготовка учителей как педагогическая проблема в России XIX в.».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: