Сложившаяся система воспитания тесно взаимосвязана с социальными условиями и оказывает огромное влияние на весь ход преобразований в обществе. Важнейшей составляющей воспитательного процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником. Особая роль отводится духовно-нравственному воспитанию личности.
Современная ситуация в школе требует новых подходов к организации воспитательной деятельности, в связи с чем, российская система образования выходит на путь качественной подготовки специалиста, где одной из приоритетных задач признана подготовка учителя, способного творчески и эффективно действовать в условиях настоящей педагогической действительности.
Базовый курс «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика» представляет тот минимум профессиональных знаний, которым должен владеть будущий учитель, принимая участие в реализации воспитательной системы школы и создавая собственные технологии воспитания.
|
|
Изучение курса «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика» поможет будущему педагогу понимать, как сформировать характер, волю, гражданские и нравственные качества воспитуемых в рамках интеграции воспитательных факторов: школа, семья, микро- и макросоциума.
Программа курса позволяет получить представления о месте воспитания в целостной структуре образовательного процесса.
Цель дисциплины -ознакомление студентов с общими теоретическими основами воспитания и его методикой, социальной педагогикой.
Учебные задачи дисциплины:
1) сформировать у студентов общие представления о сущности и специфике воспитания как социального явления и педагогического процесса, об основных условиях социализации и адаптации личности;
2) выработать представление студентов о целях, содержании, методах, средствах и формах воспитания;
3) сформировать знания о воспитательной работе классного руководителя в школе, её содержании, методике;
4) обеспечить формирование у студентов первоначальных умений и навыков осуществления профессиональной воспитательной работы в школе.
Методы преподавания дисциплины:
- лекции;
- семинарские занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
- письменные и устные домашние задания;
- консультации преподавателя;
- самостоятельная работа студентов.
Место курса среди других дисциплин учебного плана: Курс «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика» разработан для студентов II курса факультета иностранных языков (2007-2008 уч. г.) и является логическим продолжением курса «Общие основы педагогики. Теория и методика обучения».
|
|
Требования к уровню освоения содержания: в результате изучения данной дисциплины студенты должны приобрести:
Знания
- о сущности процесса воспитания;
- об основных понятиях курса («социальное воспитание», «социализация личности», «механизм социализации», «социокультурная среда», «воспитательная система», «ценности воспитания», «ценностное отношение», «методика воспитания», «коллектив», «фактор социального воспитания») и производных от них дефиниций;
- о месте воспитания в целостном педагогическом процессе;
- о закономерностях, принципах и методах воспитания;
- о воспитательных системах и концепциях, целях, содержании и средствах воспитания;
- о воспитательной работе классного руководителя в школе, её содержании и методике;
- о факторах, принципах и механизмах социализации.
Умения
- осуществлять психолого-педагогическую диагностику учащихся класса;
- прогнозировать и проектировать педагогические ситуации;
- ставить и решать воспитательные задачи в работе с классом;
- моделировать и конструировать воспитательную работу в классе.
Навыки
- самостоятельной работы с педагогическими источниками и литературой по воспитательной проблематике.
Формы контроля:
1) Текущий контроль:
- подготовка докладов,
- самостоятельная работа с литературой по курсу,
- промежуточное тестирование (более 50% правильных ответов).
2) Итоговый контроль:
- реферат (оценка «зачтено» предполагает полноту раскрытия в работе основных понятий курса, фактологического материала, умение свободно и грамотно излагать в работе основной материал курса).
Содержание программы курса: