Цель изучения темы – рассмотреть воспитание как часть целостного педагогического процесса.
Задачи изучения темы:
1) определить сущность воспитания и место воспитательного процесса в процессе педагогическом;
2) рассмотреть особенности воспитательного процесса;
3) изучить задачи, функции и особенности воспитания;
4) определить движущие силы и логику воспитательного процесса;
5) выявить национальное своеобразие воспитания.
Объем темы: 2 часа.
Содержание темы:
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесс. Философское обоснование воспитания: новые цели, ценности, смыслы воспитания. Социальные и психологические основы воспитания. Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса. Его специфические задачи и функции в общей системе воспитания и развития личности. Критерии эффективности процесса воспитания. Факторы, обуславливающие сложность воспитательного воздействия и взаимодействия в структуре воспитательного процесса. Особенности воспитательного процесса: динамичность, подвижность, целенаправленность, многосторонность, динамичность, изменчивость, подвижность, непрерывность, ступенчатый (или стадийный) характер, двусторонний характер.
|
|
Движущие силы и логика воспитательного процесса. Диалектика процесса воспитания. Закономерности, принципы и направления воспитания. Закономерности воспитания (социальные, психологические, педагогические). Специфика принципов воспитания: общественная направленность, персонификация (или личностный подход), природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация, опора на положительное, единство воспитательных воздействий.
Самовоспитание и перевоспитание.
Национальное своеобразие воспитания. Теоретические основы организации процесса воспитания с учетом национального фактора. Этнопедагогика. Учет национальных и региональных концепций в процессе воспитания.
Личность воспитателя.
Методы: лекция.
Литература: 1-5, 11, 21, 23, 24, 33, 37, 51, 58, 59, 66, 78, 81.
Вопросы для самопроверки:
1) Раскройте сущность воспитания и определите его место в целостной структуре образовательного процесса.
2) Перечислите специфические задачи и функции воспитания в общей системе воспитания и развития личности.
3) Каковы критерии в определении эффективности процесса воспитания?
4) В чём заключаются особенности воспитательного процесса?
5) Каковы движущие силы воспитательного процесса?
6) Охарактеризуйте закономерности воспитания по группам.
7) Охарактеризуйте принципы воспитательного процесса.
|
|
8) В чём заключается национальное своеобразие воспитания в России?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) На основе анализа литературы, а также личного опыта постройте иерархию ценностей: общечеловеческие, общенациональные, местные, традиционные ценности определенного воспитательного учреждения, личные ценности.
2) Законспектируйте и проанализируйте статью Б. Першуткина «О новых подходах к понятию “воспитание”» (см. список литературы).
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Роль наследственности, среды и воспитания в развитии личности».
2) Реферат на тему: «Цели и ценности воспитания в современной российской школе».
3) Реферат на тему: «Проблема взаимодействия школы и средств массовой информации в воспитании детей».