Тема 1. Сущность и принципы процесса воспитания

Цель изучения темы – рассмотреть воспитание как часть целостного педагогического процесса.

Задачи изучения темы:

1) определить сущность воспитания и место воспитательного процесса в процессе педагогическом;

2) рассмотреть особенности воспитательного процесса;

3) изучить задачи, функции и особенности воспитания;

4) определить движущие силы и логику воспитательного про­цесса;

5) выявить национальное своеобразие воспитания.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Сущность воспитания и его место в цело­стной струк­туре образовательного процесс. Философское обоснование воспитания: новые цели, ценности, смыслы воспитания. Соци­альные и психологические основы воспитания. Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса. Его специфические задачи и функции в общей системе воспитания и развития личности. Критерии эффективности процесса воспита­ния. Факторы, обуславливающие сложность воспитательного воздействия и взаимодействия в структуре воспитательного процесса. Особенности воспитательного процесса: динамичность, подвижность, целенаправленность, многосторонность, динамич­ность, изменчивость, подвижность, непрерывность, ступенчатый (или стадийный) характер, двусторонний характер.

Движущие силы и логика воспита­тельного процесса. Диа­лектика процесса воспитания. Закономер­ности, принципы и на­правления воспитания. Закономерности воспитания (социаль­ные, психологические, педагогические). Специфика принципов воспитания: общественная направленность, персонификация (или личностный подход), природосообразность, культуросообраз­ность, гуманизация, дифференциация, опора на положительное, единство воспитательных воздействий.

Самовоспитание и перевоспитание.

Национальное своеобразие воспитания. Теоретические основы организации процесса воспитания с учетом националь­ного фактора. Этнопедагогика. Учет национальных и региональ­ных концепций в процессе воспитания.

Личность воспитателя.

Методы: лекция.

Литература: 1-5, 11, 21, 23, 24, 33, 37, 51, 58, 59, 66, 78, 81.

Вопросы для самопроверки:

1) Раскройте сущность воспитания и определите его место в цело­стной структуре образовательного процесса.

2) Перечислите специфические задачи и функции воспитания в общей системе воспитания и развития личности.

3) Каковы критерии в определении эффективности процесса воспитания?

4) В чём заключаются особенности воспитательного процесса?

5) Каковы движущие силы воспитательного процесса?

6) Охарактеризуйте закономерности воспитания по группам.

7) Охарактеризуйте принципы воспитательного процесса.

8) В чём заключается национальное своеобразие воспитания в России?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) На основе анализа литературы, а также личного опыта по­стройте иерархию ценностей: общечеловеческие, общена­циональные, местные, традиционные ценности определен­ного воспитательного учреждения, личные ценности.

2) Законспектируйте и проанализируйте статью Б. Першуткина «О новых подходах к понятию “воспитание”» (см. список ли­тературы).

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Роль наследственности, среды и воспита­ния в развитии личности».

2) Реферат на тему: «Цели и ценности воспитания в современ­ной российской школе».

3) Реферат на тему: «Проблема взаимодействия школы и средств массовой информации в воспитании детей».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: