Тема 5. Воспитательная система школы

Цель изучения темы – сформировать целостное пред­ставление о построении воспитательной системы как способе реализации современных образовательных целей.

Задачи изучения темы:

1) определить сущность «воспитательной системы» как педаго­гической категории;

2) рассмотреть воспитательную систему школы структурно;

3) ознакомиться с опытом построения воспитательных систем школы в практике отечественного образования.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Воспитательная работа. Понятие о воспитательных сис­темах. Суть понятия «воспитательная система школы», её предназначение. Структура воспитательной системы: цель, дея­тельность, субъект деятельности, межличностные отношения, среда. Характеризующие признаки воспитательной системы школы.

Этапы становления и развития школьных воспитательных систем. Критерии оценки воспитательной системы. Создание различных систем воспитания в истории педагогической мысли.

Характеристика авторских воспитательных систем: гума­нистическая воспитательная система (В.А. Караковский), «Педа­гогика общей заботы» (И.П. Иванов, Ф.Я. Шапиро), Школа диа­лога культур» (В.С. Библер), воспитательная система сельской школы (В.А. Сухомлинский), справедливые сообщества (Л. Кольберг), пионерская организация.

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 6, 10, 16, 19, 20, 25, 26, 37, 43, 63, 74.

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое «воспитательная система»?

2) Какова структура воспитательной системы?

3) По каким критериям можно оценивать воспитательную сис­тему?

4) Охарактеризуйте опыт В.А. Караковского в построении воспи­тательной системы школы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Ознакомьтесь с опытом построения воспитательных систем школ А. Тубельского, С. Френе, М. Монтессори, А. Ямбурга, М.А. Балабана, Д. Ховарда, А.А. Католикова и представьте их анализ по следующему алгоритму:

- суть самой идеи опыта: что наиболее ценно в опыте;

- трактовка цели воспитания в системе;

- теоретические положения наук, положенные в основу опыта;

- что отвергает и заимствует система из опыта традицион­ной школы;

- как и чем определяется в опыте содержание воспитания;

- как реализуются идеи, принципы и сущность опыта;

- преимущества данной системы по отношению к другим и к опыту традиционной школы;

- модель нового учебного процесса и структура школы;

- набор предметов и интеграция преподаваемых предме­тов в авторской школе;

- расписание школьного дня;

- как реализуются в школе интересы ребят, и что обеспечи­вает их развитие;

- наличие в учебно-воспитательном процессе педагогиче­ских технологий;

- что нового в процессе усвоения знаний учащихся (или кон­троле знаний);

- что дает школа ученику и учителю, каковы их возможно­сти;

- как комплектуются классы;

- структура уроков, система уроков;

- соотношение форм обучения (урок, кружки, факульта­тивы и др.);

- требования к учителю, подбор учителей, положение учи­теля в данной школе;

- в чем специфика (особенность) школы;

- в чем результативность, эффективность данной школы;

- перспектива на широкое внедрение.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «История пионерской организации».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: