Цель изучения темы – сформировать целостное представление о построении воспитательной системы как способе реализации современных образовательных целей.
Задачи изучения темы:
1) определить сущность «воспитательной системы» как педагогической категории;
2) рассмотреть воспитательную систему школы структурно;
3) ознакомиться с опытом построения воспитательных систем школы в практике отечественного образования.
Объем темы: 2 часа.
Содержание темы:
Воспитательная работа. Понятие о воспитательных системах. Суть понятия «воспитательная система школы», её предназначение. Структура воспитательной системы: цель, деятельность, субъект деятельности, межличностные отношения, среда. Характеризующие признаки воспитательной системы школы.
Этапы становления и развития школьных воспитательных систем. Критерии оценки воспитательной системы. Создание различных систем воспитания в истории педагогической мысли.
Характеристика авторских воспитательных систем: гуманистическая воспитательная система (В.А. Караковский), «Педагогика общей заботы» (И.П. Иванов, Ф.Я. Шапиро), Школа диалога культур» (В.С. Библер), воспитательная система сельской школы (В.А. Сухомлинский), справедливые сообщества (Л. Кольберг), пионерская организация.
|
|
Методы: лекция.
Литература: 1-3, 6, 10, 16, 19, 20, 25, 26, 37, 43, 63, 74.
Вопросы для самопроверки:
1) Что такое «воспитательная система»?
2) Какова структура воспитательной системы?
3) По каким критериям можно оценивать воспитательную систему?
4) Охарактеризуйте опыт В.А. Караковского в построении воспитательной системы школы.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Ознакомьтесь с опытом построения воспитательных систем школ А. Тубельского, С. Френе, М. Монтессори, А. Ямбурга, М.А. Балабана, Д. Ховарда, А.А. Католикова и представьте их анализ по следующему алгоритму:
- суть самой идеи опыта: что наиболее ценно в опыте;
- трактовка цели воспитания в системе;
- теоретические положения наук, положенные в основу опыта;
- что отвергает и заимствует система из опыта традиционной школы;
- как и чем определяется в опыте содержание воспитания;
- как реализуются идеи, принципы и сущность опыта;
- преимущества данной системы по отношению к другим и к опыту традиционной школы;
- модель нового учебного процесса и структура школы;
- набор предметов и интеграция преподаваемых предметов в авторской школе;
- расписание школьного дня;
- как реализуются в школе интересы ребят, и что обеспечивает их развитие;
- наличие в учебно-воспитательном процессе педагогических технологий;
- что нового в процессе усвоения знаний учащихся (или контроле знаний);
|
|
- что дает школа ученику и учителю, каковы их возможности;
- как комплектуются классы;
- структура уроков, система уроков;
- соотношение форм обучения (урок, кружки, факультативы и др.);
- требования к учителю, подбор учителей, положение учителя в данной школе;
- в чем специфика (особенность) школы;
- в чем результативность, эффективность данной школы;
- перспектива на широкое внедрение.
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «История пионерской организации».