Цель изучения темы - способствовать осмыслению содержания воспитания как системы многообразных знаний, убеждений, навыков, личностных качеств, устойчивых привычек поведения, которые следует сформировать у школьников в процессе организации воспитательной работы.
Задачи изучения темы:
1) установить зависимость содержания воспитания от его целей;
2) рассмотреть содержание воспитания в рамках его основных направлений.
Объем темы: 2 часа.
Содержание темы:
Цели воспитания в школе. Содержание и программы воспитания в современной школе. Подходы к определению содержания воспитания: традиционный, ценностный, на основе базовой культуры личности. Научные основы определения содержания воспитания.
Характеристика содержания воспитания по его отдельным задачам, направлениям:
- Умственное воспитание. Проблема развития ума, способностей, теории умственного развития и воспитания. Формирование мировоззрения.
- Нравственное воспитание, Понятие о морали, ценностях, теории нравственного развития и воспитания, пути формирования нравственности. Половое воспитание как часть нравственного воспитания. Половое и сексуальное просвещение и воспитание, их сущность и специфика.
|
|
- Гражданское воспитание. Политическая культура и ее формирование в школе. Правовая культура учащихся, ее формирование, законопослушность. Права человека, права ребенка.
- Поликультурное и патриотическое воспитание. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности. Пути формирования толерантности. Воспитание культуры межнационального общения.
- Трудовое воспитание в общей системе воспитания. Труд в жизни школьников и в системе работы школы. Экономическое, политехническое и профессиональное воспитание в структуре нравственно-трудового воспитания детей и подростков. Сущность, задачи и содержание. Профессиональная ориентация в школе, вне её.
- Эстетическое воспитание: сущность, задачи и содержание. Влияние массовой культуры на эстетическое развитие молодежи. Противоречия в эстетическом воспитании на современном этапе. Художественное воспитание как часть эстетического воспитания. Эстетическая культура, пути ее формирования в школе. Развитие творческих способностей учащихся.
- Физическое воспитание школьников. Воспитание здорового образа жизни. Валеологический подход в воспитании. Санитарное просвещение школьников. Половое воспитание детей и подростков. Антинаркотическое, антиалкогольное воспитание подростков. Сущность, задачи и содержание физического воспитания. Гигиеническое воспитание школьников.
|
|
Единство и взаимосвязь всех сторон воспитания в формировании целостной личности.
Методы: лекция.
Литература: 1-3, 5, 8, 9, 12, 16, 23, 33, 37, 57, 58.
Вопросы для самопроверки:
1) Что такое содержание воспитания?
2) Как содержание воспитания обусловливается его целями?
3) Какие направления выделяются в содержании воспитания сегодня?
4) Подробно охарактеризуйте одно из направлений воспитания.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Изучите и проанализируйте нормативные документы, в которых отражено содержание воспитания в современной школы.
2) Дайте характеристику компонентов содержания базовой культуры личности школьников, их взаимосвязь и единство.
3) Дайте обоснование факторам, влияющим на характер определения содержания воспитания в школе (средних и старших классах городской и сельской школе).
4) В учебнике по педагогике под редакцией И.П. Подласого (М., 1999) отмечено, что воспитание «должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина». Попытайтесь определить конкретные качества личности и обязательства человека к этим трем.
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Содержание воспитания в современной школе старших школьников)».
2) Реферат на тему: «Система гражданского воспитания в школе (политическое, правовое)».
3) Реферат на тему: «Патриотическое и поликультурное воспитание в школе»».
4) Реферат на тему: «Проблемы полового воспитания школьников в школе и обществе».
5) Реферат на тему: «Трудовое воспитание в школе: проблемы и решения».
6) Реферат на тему: «Формирование здорового образа жизни у школьников».
7) Реферат на тему: «Формирование эстетической культуры современных детей и подростков».