Пояснительная записка. Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, потребовали пересмотра отношения к управ­ленческой деятельности во всех сферах деятельности

Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, потребовали пересмотра отношения к управ­ленческой деятельности во всех сферах деятельности, в том числе и в системе образования.

В условиях демократизации расширяется круг лиц, участ­вующих в управленческой деятельности образовательной сис­темы. Реальных результатов в управленческой деятельности можно достичь лишь посредством совместных усилий управ­ленца и подчиненного. Но управленческая компетенция учителя не ограничивается только «соуправлением» школой. В учебно-воспитательном процессе учитель осуществляет управленче­ские функции по руководству совместной и индивидуальной деятельностью учащихся. Поэтому осознанной является необ­ходимость включения «управленческого» блока знаний в про­грамму подготовки будущих учителей. В системе такой подго­товки центральное место занимает курс «Управление образова­тельными системами».

Курс «Управление образовательными системами» преду­сматривает знакомство с педагогическими и образовательными системами и изучение общих подходов к управлению образова­тельными системами федерального, регионального и муници­пального уровней.

Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к профессио­нальной подготовке студентов.

Цель дисциплины: ознакомление студентов с общими основами управления образовательными системами и опреде­ление роли и места учителя в системе управления школой.

Учебные задачи дисциплины:

1) ориентация студентов в сущности управления как явлении, свойственном сложным динамическим системам, в том числе и педагогическим;

2) выработка прочных знаний научных основ управления, фор­мирование необходимых умений и навыков;

3) изучение теории и практики управления образовательными системами;

4) изучение и осмысление студентами нормативно-правовой основы управления образовательными системами;

5) всестороннее способствование развитию педагогического мышления студентов;

6) способствование будущей успешной адаптации молодых педагогов в педагогиче­ских коллективах.

Методы преподавания дисциплины:

- лекции;

- семинарские занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещённые в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

- письменные и устные домашние задания;

- консультации преподавателя;

- самостоятельная работа студентов.

Место курса среди других дисциплин учебного плана: Курс «Управление образовательными системами» разработан для студентов IV курса факультета истории и социальных наук. Преподавание курса связано с другими курсами государствен­ного образовательного стандарта: «Введение в педагогическую профессию», «Психология человека», «Возрастная психология», «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика», «Фи­лософия и история образования», блок социально-политических наук и опирается на их содержание.

Требования к уровню освоения содержания: в резуль­тате изучения данной дисциплины студенты должны приобре­сти:

Знания

- о процессе управления как о совместной деятельности мно­гих субъектов;

- об эволюции управленческой мысли;

- об общении как одном из ведущих способов взаимодействия субъектов управления;

- о подходах к выработке и принятию управленческого реше­ния;

- о соотношении понятий «менеджмент» и «управление»;

- об основных понятиях и категориях теории управления обра­зовательными системами;

- о специфике управления образованием;

- об основных механизмах управления развитием образова­ния;

- о единстве управления по своему функциональному составу и строению в различных образовательных системах;

- о системах образования в России и зарубежных странах;

- о соотношении и взаимодействии компонентов педагогиче­ских и образовательных систем;

- о развитии государственной и негосударственной систем образования;

- об основных нормативно-правовых актах, применяемых в управлении образованием;

- о разграничении полномочий и особенностях управления образовательными системами на каждом уровне (феде­ральном, региональном, муниципальном, образовательного учреждения);

- об эффективности управления на основе компетенции орга­нов власти соответствующего уровня;

- об основах организационно-педагогической и диагностико-аналитической деятельности руководителя;

- о показателях качества управления;

- об основах аттестации и аккредитации образовательных учре­ждений;

- о сходстве и различиях в управлении функционированием и развитием образовательных систем;

- об актуальных проблемах управления образованием в совре­менных условиях;

- об инновационных процессах в управлении педагогическими системами;

- об использовании возможностей социальных институтов в управлении образованием.

Умения

- анализировать и оценивать эффективность управления учре­ждением образования и своей собственной управленче­ской деятельности;

- строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профес­сиональной деятельности;

- собирать, систематизировать и анализировать информацию, необходимую для принятия управленческих решений;

- грамотно пользоваться в управленческой деятельности мето­дами прогнозирования и проектирования;

- использовать нормативные правовые акты в управлении.

Навыки

- самостоятельной работы с педагогическими источниками и литературой.

Формы контроля:

1) Текущий контроль:

- подготовка докладов,

- самостоятельная работа с литературой по курсу,

2) Итоговый контроль:

- зачет в форме собеседования (оценка «зачтено» предпола­гает знание основных понятий курса, фактологического ма­териала, умение свободно и грамотно излагать основной материал курса).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: