Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, потребовали пересмотра отношения к управленческой деятельности во всех сферах деятельности, в том числе и в системе образования.
В условиях демократизации расширяется круг лиц, участвующих в управленческой деятельности образовательной системы. Реальных результатов в управленческой деятельности можно достичь лишь посредством совместных усилий управленца и подчиненного. Но управленческая компетенция учителя не ограничивается только «соуправлением» школой. В учебно-воспитательном процессе учитель осуществляет управленческие функции по руководству совместной и индивидуальной деятельностью учащихся. Поэтому осознанной является необходимость включения «управленческого» блока знаний в программу подготовки будущих учителей. В системе такой подготовки центральное место занимает курс «Управление образовательными системами».
Курс «Управление образовательными системами» предусматривает знакомство с педагогическими и образовательными системами и изучение общих подходов к управлению образовательными системами федерального, регионального и муниципального уровней.
|
|
Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к профессиональной подготовке студентов.
Цель дисциплины: ознакомление студентов с общими основами управления образовательными системами и определение роли и места учителя в системе управления школой.
Учебные задачи дисциплины:
1) ориентация студентов в сущности управления как явлении, свойственном сложным динамическим системам, в том числе и педагогическим;
2) выработка прочных знаний научных основ управления, формирование необходимых умений и навыков;
3) изучение теории и практики управления образовательными системами;
4) изучение и осмысление студентами нормативно-правовой основы управления образовательными системами;
5) всестороннее способствование развитию педагогического мышления студентов;
6) способствование будущей успешной адаптации молодых педагогов в педагогических коллективах.
Методы преподавания дисциплины:
- лекции;
- семинарские занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещённые в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
- письменные и устные домашние задания;
- консультации преподавателя;
- самостоятельная работа студентов.
Место курса среди других дисциплин учебного плана: Курс «Управление образовательными системами» разработан для студентов IV курса факультета истории и социальных наук. Преподавание курса связано с другими курсами государственного образовательного стандарта: «Введение в педагогическую профессию», «Психология человека», «Возрастная психология», «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика», «Философия и история образования», блок социально-политических наук и опирается на их содержание.
|
|
Требования к уровню освоения содержания: в результате изучения данной дисциплины студенты должны приобрести:
Знания
- о процессе управления как о совместной деятельности многих субъектов;
- об эволюции управленческой мысли;
- об общении как одном из ведущих способов взаимодействия субъектов управления;
- о подходах к выработке и принятию управленческого решения;
- о соотношении понятий «менеджмент» и «управление»;
- об основных понятиях и категориях теории управления образовательными системами;
- о специфике управления образованием;
- об основных механизмах управления развитием образования;
- о единстве управления по своему функциональному составу и строению в различных образовательных системах;
- о системах образования в России и зарубежных странах;
- о соотношении и взаимодействии компонентов педагогических и образовательных систем;
- о развитии государственной и негосударственной систем образования;
- об основных нормативно-правовых актах, применяемых в управлении образованием;
- о разграничении полномочий и особенностях управления образовательными системами на каждом уровне (федеральном, региональном, муниципальном, образовательного учреждения);
- об эффективности управления на основе компетенции органов власти соответствующего уровня;
- об основах организационно-педагогической и диагностико-аналитической деятельности руководителя;
- о показателях качества управления;
- об основах аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
- о сходстве и различиях в управлении функционированием и развитием образовательных систем;
- об актуальных проблемах управления образованием в современных условиях;
- об инновационных процессах в управлении педагогическими системами;
- об использовании возможностей социальных институтов в управлении образованием.
Умения
- анализировать и оценивать эффективность управления учреждением образования и своей собственной управленческой деятельности;
- строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности;
- собирать, систематизировать и анализировать информацию, необходимую для принятия управленческих решений;
- грамотно пользоваться в управленческой деятельности методами прогнозирования и проектирования;
- использовать нормативные правовые акты в управлении.
Навыки
- самостоятельной работы с педагогическими источниками и литературой.
Формы контроля:
1) Текущий контроль:
- подготовка докладов,
- самостоятельная работа с литературой по курсу,
2) Итоговый контроль:
- зачет в форме собеседования (оценка «зачтено» предполагает знание основных понятий курса, фактологического материала, умение свободно и грамотно излагать основной материал курса).