Цель изучения темы – рассмотреть современные педагогические технологии в их разнообразии.
Задачи изучения темы:
1) выявить основные качества современных педагогических технологий;
2) рассмотреть научные подходы к классификации педагогических технологий;
3) изучить наиболее известные сегодня технологии в классификации на основе направления модернизации педагогической системы.
Объем темы: 10 часов.
Содержание темы:
Общая характеристика педагогических технологий. Основные качества современных технологий. Проблема типологии педагогических технологий.
Научные подходы к классификации педагогических технологий (по уровню применения, по философской основе, по методологическому подходу, по ведущему фактору развития личности, по научной концепции передачи и освоения опыта, по ориентации на личностные сферы и структуры индивида, по характеру содержания и структуры, по типу управления педагогическим процессом, по преобладающим методам обучения и воспитания, по организационным формам, по средствам обучения, по подходу к ребенку и характеру воспитательных взаимодействий, по направлению модернизации педагогической системы, по категории воспитанников и обучаемых). Обзор технологий в классификации на основе направления модернизации педагогической системы:
- педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.);
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение, игровые технологии, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, технология организации развивающих видов деятельности школьников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В. Репкин и др.), технология организации коллективной творческой деятельности (М.Д. Виноградова, И.Б. Первин, В.В. Рубцов, В.П. Тарантей и др.), коммуникативное обучение Е.И. Пассова, мультимедийные технологии и др.);
- педагогические технологии на основе эффективной организации и управления процессом обучения (программированное обучение (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик, И.Н. Закатова), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, И. Унт, В.Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н. Лысенковой, групповые и коллективные способы обучения (И.Б. Первин, В.К. Дьяченко), информационные технологии и др.);
- педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (интегральная технология П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» В.С. Библера и С.Ю. Курганова и др.);
- педагогические технологии на основе усиления социально-воспитательных функций образовательных учреждений (технология адаптивной школы, здоровьесберегающие технологии (Б.П. и Л.А. Никитины, В.Ф. Базарный, Г.П. и Е.В. Воронковы, А.Ф. Пазухин, Л.Е. Бычкова и др.);
- технологии на основе усиления социально-воспитательных функций педагогических процессов (технологии организации досуговой деятельности, технологии формирования образовательной среды и др.);
- альтернативные технологии (вальдорфская педагогика Р. Штайнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А.М. Лобка, технология коллективной мыследеятельности (Г.П. Щедровицкий, К.Я. Вазина), технология учебного проектирования, технология педагогических мастерских и др.);
- целостные авторские школы («Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова и Л.Н. Погодиной, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, школа–парк М.А. Балабана, агрошкола А.А. Католикова и др.).
Перспективные направления развития педагогической технологии как научной дисциплины.
Методы: лекция, семинарские занятия.
Литература: 1-4, 7-14, 16, 17, 19-27, 29, 33, 35-40, 42-48, 50, 52-56, 58-61, 63-79, 83.
1) Какие подходы к классификации педагогических технологий вы знаете?
2) Перечислите известные вам классификации педагогических технологий.
3) Опишите одну из известных Вам классификаций педагогических технологий.
4) Охарактеризуйте педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала
5) Опишите известные Вам технологии на основе усиления социально-воспитательных функций педагогических процессов. В чем их специфика?
6) Охарактеризуйте педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений
7) Раскройте сущность педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
8) Почему альтернативные технологии так называются? Охарактеризуйте те из них, которые известны Вам.
9) В чём заключается сущность педагогических технологий на основе эффективной организации и управления процессом обучения?
10) Охарактеризуйте педагогические технологии авторских школ (на выбор).
11) Как вы оцениваете перспективы развития педагогической технологии как научной дисциплины?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Напишите аннотацию на книгу В.Ф. Шаталова «Куда и как исчезли тройки» (М.: Педагогика, 1979).
2) Разработайте собственный проект применения одной из изученных Вами педагогических технологий в условиях отечественной образовательной практики. Структура проекта должна иметь следующий вид:
1. тип образовательного учреждения, на которое ориентирована технология;
2. возраст детей и их количество;
3. форма организации педагогического процесса, название, время применения;
4. цели, которые ставит перед собой педагог (образовательные, воспитательные, развивающие;
5. методы осуществления педагогического процесса, раскрывающие специфику избранной педагогической технологии.
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Коммуникативная технология изучения иностранного языка Е.И. Пассова».
2) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Эффективность учебного портфолио как новой формы контроля и оценки достижений учащихся».
3) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Эффективность технологии обучения по методу проектов в современной российской школе».
4) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Эффективность технологии уровневой дифференциации в современной российской школе».
5) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Эффективность технологии педагогических мастерских в условиях современной российской школы».
6) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Возможности технологии учебного проектирования в условиях современной российской школы».
7) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Современные технологии оценивания деятельности учащихся».
8) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Возможности информационных технологий в повышении творческого потенциала школьников».
9) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Эффективность современных технологий работы школы с семьей».
10) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Модель организации воспитательной работы в школе В.А. Караковского».
11) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Модель работы школы С. Френе».
12) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Модель работы школы А. Нила».