double arrow

Тема 1. Педагогические и образовательные системы


Цель изучения темы – сформировать у студентов пред­ставление о педагогической и образовательной системах.

Задачи изучения темы:

1) рассмотреть понятие системы;

2) определить особенности системы педагогической;

3) выявить различия в семантических полях «образователь­ной», «педагогической» и «социально-педагогической» сис­тем;

4) изучить критерии оценки педагогических систем.

Объем темы: 1 час.

Содержание темы:

Понятие системы. Сложноорганизованные динамические системы. Взаимодействие составляющих сложноорганизован­ных динамических систем, причины их развития.

Особенности педагогической системы. Структурные ком­поненты педагогической системы. Функциональные компоненты педагогических систем. Характеристика гностического, проек­тивного, конструктивного, коммуникативного, организаторского функциональных компонентов. Взаимосвязь структурных и функциональных компонентов педагогических систем. Признаки сходства и различия педагогических систем. Иерархия педагоги­ческих систем.

Семантические поля «образовательной», «педагогиче­ской» и «социально-педагогической» систем.

Представление о функционировании и развитии педагоги­ческой (образовательной) системы.

Критерии оценки педагогических систем.

Методы:лекция.

Литература:1, 2, 4, 6, 16, 33, 65, 80, 85, 86, 112.

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое система?

2) В чём заключаются особенности педагогической системы?

3) Охарактеризуйте структурные и функциональные компо­ненты педагогической системы.

4) Чем похожи и непохожи между собой педагогические сис­темы?

5) На каких критериях строится иерархия педагогических сис­тем?

6) Различаете ли вы понятия «образовательная система», «педа­гогическая система» и «социально-педагогическая система»?

7) Каковы критерии оценки педагогических систем?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Выпишите из педагогических словарей, учебных пособий и периодических публикаций педагогического характера опре­деления и авторские трактовки категории «система» с педа­гогической точки зрения.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Системный подход в педагогике».

Тема 2. Сущность управления и педагогического менедж­мента

Цель изучения темы – сформировать представление о сущности управления и педагогического менеджмента как осо­бой деятельности.

Задачи изучения темы:

1) определить место управления среди других видов человече­ской деятельности;

2) проследить в общих чертах историю развития теории науч­ного управления;

3) раскрыть сущность основных понятий курса.

Объем темы: 4 часа.

Содержание темы:

Управление как условие развития динамической системы.

Понятие управления и педаго­гического менеджмента. Управление, его по­нятие и сущность. Основоположники теории научного управления (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, А. Файоль). Вы­дающиеся оте­чественные управленцы (А.А. Богданов, А.К. Гас­тев, П.М. Керженцев и др.).

Современные тенденции управления. Структура управ­ленческой деятельно­сти. Функции управленческой деятельности (управленческий цикл): проектирование, планирование, органи­зация, руководство, контроль и учёт, анализ. Универсальность функций управления. Общие принципы управления. Методы управления.

Научные школы управления. Механическая модель. Клас­сическая теория. Теория человеческих отношений. Системный подход. Ситуационный подход. Процессный подход.

Процесс управления образованием. Специфика управле­ния образованием. Объект, предмет и методы управления обра­зованием.

Эволюция отечественной управленческой мысли в сфере образования. Решение задач управления школой в России в XVIII-XX вв. Управление образованием в условиях социально-экономиче­ских реформ.

Понятие менеджмента, педагогического менеджмента. Классификация целей менеджмента. Объекты и субъекты педа­гогического менеджмента. Системообра­зующие факторы и ком­поненты педагогического менеджмента. Основные задачи педа­гогического менеджмента.

Взаимосвязь структурно-функциональных компонентов системы с компонентами менеджмента.

Основные функции педагогического управления. Понятие и классификация функций педагогического управления. Теорети­ческие и технологические аспекты функций управления образо­вательными системами. Принципы управления педагогическими системами.

Реформы в образовании. Влияние реформ на подходы к управлению образованием.

Методы:лекция, семинарское занятие.

Литература:1, 2, 4, 6, 8, 11, 14, 17, 20, 21, 24, 27-31, 35, 37, 40, 50-52, 65, 68, 77, 82, 87-89, 107, 110, 121. 122, 124.

Вопросы для самопроверки:

1) Раскройте сущность управления. Каково его место среди других видов деятельности человека?

2) Охарактеризуйте основные тенденции в развитии управле­ния на современном этапе.

3) Какова структура управленческой деятельно­сти?

4) Опишите функции управленческой деятельности.

5) В чём заключается специфика науки управления образова­нием?

6) Кратко охарактеризуйте реформы образования в России, их направленность и эффективность.

7) В чем состоят особенности управления педагогическими сис­темами?

8) Что такое педагогический менеджмент?

9) Перечислите и охарактеризуйте функции управления образо­вательными системами.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Пользуясь педагогическими словарями и учебными посо­биями, составьте словарь всех категорий и дефиниций по теме.

2) Законспектируйте главу «Теория школьного управления в педагогической науке» из книги В.Ю. Кричевского «Очерки истории и теории управления образованием» (СПб.: СПбГУПМ, 2001. - С.5-18).

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Управление как самостоятельная предмет­ная область».

2) Реферат на тему: «Виды управленческой деятельности».

3) Реферат на тему: «Эволюция теорий управления в образова­нии».


Сейчас читают про: