Методология и методы организации педагогического исследования

Методология – это общие основы науки (например педагогики), единая философская наука. Методология пед – это общее учение о пед.и исследовательской деят-ти, об исходных основаниях, способах развития и реализации рез-тов пед.поиска. Педагогика развивалась под влиянием двух направлений: материальное – на формирование человека влияет внешняя среда, последовательное (Гераклин, Сократ, Эпикур, Демокрит); идеалистическое – суть: на человека влияют природные факторы (Сократ, Платон). Эти 2 подхода оказали влияние на разработку педагогической теории и в результате на современном этапе методологической основы определяющей подходы и основные положения педагогики в следующем: 1.Методология педагогики – это как учение о структуре и функциях педагогических знаний. 2.М.П. – а) как ключевые исходные фундаментальные педагогические положения (теории) имеющие общий научный смысл; б) как ученье о логике и методах педагогического исследования; в) как учение о способах использования полученных знаний для совершенствования знаний. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

Методология педагогики – это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения и практического применения для образования и совершенствования системы обучения и воспитания. Методология науки даёт характеристику компонентов научного исследования (объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских средств), а ещё формирует представление о последовательности движения исследования в процессе решения исследовательских задач. Любая методология выполняет ряд функций: 1. регулятивную 2. нормативную в этом её назначение. Методологическое значение может выступать в дескриптивной (описательной) и прескриптивной (нормативной) форме т.е. форме предписаний прямых указаний деятельности. Дескриптивная методология – как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования. Дескриптивный анализ имеет дело с репродуктивным описанием уже осуществленных процессов научных познаний (как в науке и как в практике сравнивая). Прескриптивная м. – направлена на регуляцию деятельности. В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи связанные с разработкой положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности. Общие научные принципы методологии: 1. Общенаучные: -системный подходзаключается и основан на положении о том, что специфика сложного объекта – системы не исчерпывается особенностями составными её элементы, а связаны с характером взаимодействия её элементов. Познания, характера и механизма этих связей и отношений – задача (выявляется причина и как разрешить).- Принцип объективности выражается во всестороннем учёте факторов, условий, подходов, средств позволяющих получить истинные знания об объекте.- Принцип сущностного анализа – соблюдение этого принципа связано с соотнесением в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием закона их существования и функционирования условий факторов их развития, возможностей целенаправленного их изменения. Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению к прогнозированию развития педагогических явлений процессов – принцип сущного анализа.- Генетический принцип, его суть состоит в рассмотрении изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождений, последующего развития выявления моментов смены одного уровня функционирования другим более качественным (например, развитие речи у ребенка: с чего начинается речь: слова, фразы, воспитатель один - лучше экскурсии проводит, другой – поделки, а есть и то и другое хорошо умеет).- Принцип единства логического и исторического требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории объекта (структуры, функции, связи объекта в его современном состоянии), а так же перспектив его развития.- Исторический анализ возможен только с позиции определенной научной концепции на основе представлений о структуре и функциях тех или иных отношений.- Теоретический анализ не состоится без изучения гинезиса объекта (происхождения, становления). - Принцип концептуального единства исследований, т. е. каждый исследователь рассматривает определенную концепцию или вырабатывает свою, либо присоединяется к одной из существующих. Эти концепции изучаются, рассматриваются, корректируются или отбрасываются.- Целостности принцип. 2. Частные принципы: - личностный – признание соц, деятельностной и творческой сущности личности, ориентация на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности пед.процесса - деятельностный – деят-ть - основа, средство и решающее условие развития личности - культурологический - объективная связь с культурой как с системой ценностей, саморазвитие личности в процессе освоения культуры - этнопедагогический – ребенок живет и учится в определенной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу, поэтому необходимо учитывать национальные традиции воспитания - антропологический – системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении пед.исследовании - диалогический – личность является продуктом взаимодействия с окружающим микросоциумом. Методологические характеристики: проблема исследования – это теоретич или практич вопрос, требующий разрешения исследования актуальность проблемы – это необходимое и своевременное изучение и решение проблемы для дальнейшего развития пед теории и практики тема – лаконичная формулировка проблемы объект – то, на что направлен процесс познания. Объектом пед исследов являются пед системы, явления, процессы предмет – часть, сторона объекта, наиболее значимая с теоретич и практич точки зрения свойство цель и задачи цель – научный результат, который должен быть получен в ходе исследования, задачи – шаги, направленные на достижения цели. гипотеза – совукупность теоретич обоснованных предположений, нуждающихся в дальнейшей теоретической и экспериментальной проверке. Пед.исследование – это процесс и результат научной деят-ти, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, содержании, принципах и технологиях. Виды пед.исследований: фундаментальные – расскрывают закономерности пед процесса, направлены на получение новых знаний, развитие методологии науки, открытие ее новых областей – теоретическое исследование; прикладные – направлены на углубленное изучение отдельных сторон пед процесса,расскрытие закономерностей пед практики – связывают науку и практику; разработки – создание программы, учебников, пособий, методических рекомендаций по обучению и воспитанию. Структура и логика пед исследования: 1 этап – общее ознакомление с проблемой,обоснование актуальности, определение объекта, предмета, формулировка темы, постановка цели и задач 2 этап – теоретический анализ 3 этап – построение гипотезы 4 этап – выбор методов, проведение констатирующего эксперимента 5 этап – проведение формирующего эксперимента 6 этап – анализ, интерпретация и оформление результатов 7 этап – практические рекомендации

Методы педагогических исследований - это пути, способы, с помощью которых педагоги-исследователи добывают знания о своем предмете: про­цессах и результатах воспитания, обучения, образования, развития, формирования личности. 1.Теоретические –Бабанский (субъект взаимодействует с мыслительной моделью объекта – изучение соответствующей литературы, т.е. объектом исследовании): -Анализ – выделение и рассмотрение отдельных сторон пед явлений; и синтез – проникновение в сущность пед явления -индукция дедукция - это логические методы обобщения данных,полученных эмпирическим путем; индукция – движение мысли от частного к общему; - изучение пед лит-ры (библиография, Реферирование,Конспектирование,аннотирование – кр запись,цитирование) 2.Эмпирические –(способы исследования опыта организации образовательного процесса на практике) -Наблюдение – это целенаправленное восприятие пед явления, в процессе кот исследователь получает конкретный фактический материал Виды наблюдения: -включенное (когда исследователь становится членом той группы, в ко­торой ведется наблюдение); -невключенное - "со стороны"; -открытое (явное) и скрытое (за стеклом); -сплошное (систематическое) и выборочное (выбирается один процесс);-долговременное, кратковременное, каузальное, эпизодическое; -внутреннее (сам за собой), внешнее.

Опрос: Беседа – это самостоятельный или дополнительный метод, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснение того, что не было достаточно ясным при наблюдении Анкетирование – это метод массового сбора инфо с помощью анкеты Интервью – заранее намечены вопросы, ответы записываются открыто. анализ процесса и продуктов деятельности; изучение письменных и творческих работ; изучение документации. Эксперимент – это специально организованная проверка определенного метода, приема работы для выявления его пед эффективности; исследовательская деят-ть для изучения причинно-следственных связей, предполагающая опытное моделирование пед явления и условия его протекания, активное воздействие исследователя,измерение результата воздействия. Виды Э: (Естественный и лабораторный;Констатирующий и формирующий;Глобальный, локальный и микроЭ). Этапы Э: теоретический – постановка проблемы, определение цели, объект, предмет, задачи и гипотеза методический – разработка методики исследования; собственно эксперимент; аналитический – количественный и качественный анализ и интерпретация полученных фактов, выводы и практические рекомендации 4. Математические и статистические – для обработки и анализа полученных данных, установления количественных зависимостей между изучае­мыми явлениями. (ранжирование, шкалирование, регистрация, формулы).Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теорет обобощений.

Основываясь на общепедагогических положениях об использовании научных методов, педагог—профессионал в постоянном творческом поиске адаптирует их к себе и конкретным решаемым задачам. Со временем это развивает у педагога умения, педагогическую интуицию («искусство педагога»).

Результаты педагогических исследований могут быть обманчивыми, если не исключать влияния субъективности самого исследователя. Субъективность может возникнуть по причине предубеждения, неосознанных предпочтений, соблазн найти подтверждение исходной гипотезе и пр. Согласно общенаучному принципу объективности исследователь обязан исключить влияние на выводы и рекомендации личных пристрастий, взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности, амбициозности и недостаточной личной научно—педагогической подготовленности.Кроме того, педагог—исследователь должен: 1) сочетать экспертные методы с экспериментальными;2) изучать одно и тоже явление, свойство, элемент несколькими методами;3) использовать валидные методы;4) строить выводы и оценки не на единичных фактах и данных, а на их статистически достаточном множестве;5) применять методы математической статистики;6) проводить педагогические консилиумы, привлекая экспертов;7) завершать исследование практической апробацией. Главное условие, требование к педагогу—исследователю – социальная ответственность и научная добросовестность, стремление к эффективности, истине, деловому результату. Методологическая культура педагога – один из элементов, составляющих основу педагогического мастерства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: