Содерж сист обр как фундамент базовой культ личн

Сист О – этосист научных ЗУН, мировоззренч-х и нравственно-этических идей, кот необх овладеть уч-ся в проц обуч. (Харламов, Лихачев) Сущн Сист О. Прогресс науки, техники, культурн и инф-ая революция превр-ют обр в необх-ый атрибут повседнжизни. В рез-те от чела треб-ся уже не т/о физич затраты, ск/ко интелл-ые усилия, самост-сть и ответств-сть в принятии реш. В общ-ве возникла объективная потр-ть в обр-ых, компетентных людях, возросла тяга к обр, и оно стало более доступн для разн категории населен. Совр подходы: 1. знаниево-ориентир сущн: СО – это сист ЗУН, мировоззренч и нравственно-этич-х идей, кот необх овладеть уч-ся в проц обуч. 2. личностно-ориентир сущн: СО – это пед адаптир-ая сист ЗУН и сп-бов деят-ти; опыта творч деят-ти и эмоц-ых ценностн отнош усвоен кот обеспечит Р личн. (Лернер, Скаткин, Плетнев) 1.Ур формир обр-ия: а) Проектируемое обр-ие: -Ур общего теор-го предст-ия. - Ур учебн предм; - Ур учебн мат-ла. б) Реализуемое обр: *Ур проц обуч; * Ур стр-ры личн. Принц обр: Пед принц – это принц деят-ти, предст-ие собой наиб общее нормативное знан, кот пед получ, когда она реализ свою конструктивно- технич f. 1) Гуманистич хар-р обр, приоритет общече­л-их ценностей, жизни и здоровья чел, своб-го Р личн, восп гражданств-ти, трудолюбия, уважен к правам и свободам чела, любви к окр прир, Родине, семье. 2) Ед-во сфер культ и обр-го простр-ва. Защита и Р системой обр национ-ых и регион-ых культ-х традиций в усл многонац-го гос-ва, информатизации. 3) Общедост-сть обр, адаптивность сист обр к ур и особ-ям Р и подготовки обуч-ся, восп-ков, целостн-ти обр-го проц. 4) Светский хар-р обр в гос и муни­цип обр учрежд. 5) Свобода и плюрализм в обр. 6) Демократич хар-р упр обр. 7) Автономность обр учреж­д. 8) Адаптивность. 9) учета возрастных и индив-ых особ-ей восп-ов при орг-ии их деят-ти; 10) сознат-ти и активности уч-ся в обуч. Принц содерж общего обр: 1) гуманистич – отражен Сист О общечел-их ценностей, а также идей здоровья и свободн разв личн. 2) научность – соотв-ие СО последним достиж-ям науки и культ. 3) историзм – включен в СО истории разв разн отраслей науки и истории жд выдающ людей. 4) связь с жизнью. 5) послед-сть – каждое новое знание вытекает из предыд, опираясь на него. 6) дост-сть – соотв-ие СО возрастн особ-тям уч-ся. 7) соотв-вие СО уровню подгот-сти уч-ся. 8) систем-ость – отражен в СО сист научн знан. 9) фундаментализация – предполагает интеграции естественно-научн и гуманитарных знан, уст-ие межпредм-ой связи, вооружен уч-ся сп-ми самост-го поиска ЗУН. Соотв-ие СО базовой культу личн. Критерии отбора СО: 1. целостн отражен СО - задачи формир-ия самост-ной, творч, гибкой, мобильной личн. 2. Соотв-ие СО сложности реальным учебн возм-тям уч-ся. Они опр-ся: - уровень обученности (ур сформир-ти ЗУН и сп-бов деят-ти) - уровень обучаемости (сп-ти к усвоен новых ЗУН и сп-бов деят-ти). 3. соотв-ие объёма СО и вр на его изуч. 4. учет междунар-го опыта построен СО. 5. соотв-ие СО учебно-методич и матер-но технич базе. 6. высокая научность и практич значимость СО. Стр-ра СО: Базовый комп-нт СО: 1) когнитивный опыт (опыт знаний) знания о природе, общ-ве, мышлении, и сп-бах деят-ти. 2) практический опыт общие и спец сп-бы деят-ти (интеллектуальные и практич) Продвинутый комп-нт СО: 1) опыт творч деят-ти перенос ЗУН в новые ситуации, комбинир-ие нового из эл-тов известного, применение оригинальных способов деятельности. 2) эмоц-но-ценностные отнош - формир взглядов и убежд. – восп прав-го эмоц-но-оценочного отнош к окр миру.- формир опыта повед. Сп-бы реализации содерж: 1. историко – хронологич-ие; 2. концентрический метод; 3. ступенчатый метод – послед-ое наращивание знан. Теории орг Содерж Обр: 1) матер-ое обр (энциклоп-сть знан); Ее сторонники счит, что осн цель обр сост в передаче уч-ся как м. большего объема знан из разн обл науки. Это убеждение еще в 17 в разделял Коменский. 2) дидактика формализма (Р псих проц); Формальная теория содерж обр, или дидактич формализм, рассм-ла обуч т/о как ср-во Р сп-тей и познават-ых интересов уч-ся. Главн критерием поэтому при отборе учебн предметов д. служить Р ценностей, наиб сильно предст-ая в матем и классич-их языках. Предст-ли обратили вниман на необх-ть Р сп-тей и познават-ых интересов уч-ся, их вниман, памяти, предст-ий, мышлен и т.д. Слабость этой теории была обусл тем, что в программах обуч отража­лись инструм-ые предм (языки, матем). 3) дидактич утилитаризм (те виды кот пригодны для жизни); На рубеже 19 и 20 в США как ответ на неудовлетв-сть теориями матер-го и формального Содерж Обр появл утилитарная концепция - дидактич утилитаризм. Ее выдвинул америк педагог Дж. Дьюи. Он счит, что источником связи м/у содерж отд-ых учебн предметов явл индив-ая и обще­ств-ая деят-ть ученика. Поэтому единств-ый путь к овл-ию соц наследием - приобщение детей к видам деят-ти, позволившим цивилизации стать тем, чем она есть. Вот почему при опр-ии Cодерж Обр нужно концентрировать вниман на занятиях конструктивного хар-ра, учить детей готовить еду, шить и т. п. Реконструкция соц опыта явл, по Дьюи, осн критерием, кот след руков-ся при опр-ии Содерж Обр. Разнообр прак­тич занятия при этом играют роль фактора, активизир-е­го мышлен и деят-ть уч-ся.С 1992г появ понят ГОСТа. 1995 – прав-во Рос утв ГОСТ - (норма, образец) – это комплекс нормативных, орг-ых, методич-х документов, опр-ие обязат-ый min содерж осн обр-ых прогр, max объём учебн нагрузки обуч-ся, треб-ия к уровню подготовки выпускников. Для кажд обр учрежд свой ГОСТ. Cодерж ГОСТ разраб-ся на 10 лет 1 раз или на 5 лет. ГОСТ – это сист основн параметров, опр-их гос-ую норму обр-сти. Стр-ра ГОСТ: - федер-ый (Мин-во обр) нормативы, явл-ся обязат-ми для всех учрежд РФ.- национально-регион-ый (регион-ые обр учрежд). Особ-ти региона: родной язык, история, родная лит-ра, ИЗО. - школьный (нормативн особ-ти обр учрежд,факульт, курсы по выб). Содерж фед и национ-регион-го комп-нта ГОСТ: 1) опис СО на кажд ступ в объеме необх общеобр-ой подготовки. 2) треб-ия к min необх-ой подгот-ки уч-ся. 3) max допустимый объем недельной учебн нагрузки по годам обуч. F ГОСТ: 1) Гуманизация обр (права и обязанности уч-ся) 2) Повыш кач-ва обр (опр ур подгот-ки и квалиф) 3) Упр-ие (для препода – выбор технолог обуч, для руков-лей – орг-ия повыш квалиф кадров, изм учебн прогр). Требов-я ГОСТ: 1) Гуманитаризация обр – знан новых языков; 2) Экологизация образования. 3) Дифферентация – разн группы детей, интересы сильных и слабых детей; по обуч-ти, по обучаемости; 4) Интеграция обр – объединен обл разн знан; 5) Целенапр-ое исп-ие достиж мировой культ; 6) Новые инф-ые технол. 7) Формир творч личн. Принципы: * Научность. * доступность, * Систем-сть, * заверш-сть, * преемств-сть, * связь с жизнью, * историзм. Учебн план – общетеор-ие предст-ия ГОСТа. Типы учебн планов: 1. Базисный (часть ГОСТ): - опр-ся продолж-сть обуч – общ и по ступ. - недельная учебн нагрузка для базовых дисциплин.- обязат-ые занятия по выбору, фак-вы.- max пед нагрузка.- суммарн оплачиваемая нагрузка уч-ля. 2. Типовой (на осн базисн) Носит рекомендат-ый хар-р. 3. План общеобр шк (на осн типового): - собственно-учебн план шк (на опр вр). - рабочий учебн план (текущий период), ежегодно утв-ся пед советом. Учебн прогр: СО, предст на уровне теор-го осмысл в учебн планах, получ свою конкретизацию в учебн предм. Нормативный документ, раскрыв-ий содерж ЗУН по учебн предм. F учебн прогр: - опис-ая. - идейно-мировозренческая.регулир-ая (орг-но-методич-ая, орг-ет деят-ть уч-ля). Виды УП: 1. типовые (на осн ГОСТ) 2) рабочие. 3) авторские. Стр-ра УП: 1. объяснительная записка. 2. Содерж прогр (тематич план) 3. методиче указания оценки ЗУНов. Учебники и учебн пособия (соотв-ие УП) F учебников (Зуев): - инф-ая; - трансформ-ая (учет возрастных особ-ей); - систематизир-ая (сист и послед-ое изложение); - закреплен; - интегрир-ая; - координир-ая (др ср-ва обуч); - развив-но-восп-ые (восп цели); - обуч-ая (разв УН). Учебн пособия (хрестоматии, сборник задач, атласы и т.д.) ФГОС: Новый обр стандарт, стр-ра кот опр Федер Законом по существу, явл сист рамочных огранич-ий, включ-ей значит-е кол-во разн моделей обр проц и обр сист. Обр стандарт: особ-ти подхода: 1) Стандарт какобществ-ый договор. 2) Стандарт задает ориентиры Р сист обр. 3) Ориентация стандарта на рез-ты обр. 4) Системно-деят-ный подход (1. Цели обр как хар-ки сформир-ти познават и личностн сп-тей. 2. Содерж обр как сист задач и действий, адекватных ведущей деят-ти и обеспеч Р реб). Вариат-сть обр: 80% -инвариантная часть ( фундам-ая – ведущие теории и идеи в обуч ), 20%-вариантивная ( обязат курсы по выб, фак-вы ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: