Целостный педагогический процесс: структура, закономерности, принципы и движущие силы

Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Сущность - осуществление развитияличности на основе целостности обучения и воспитания. Закономерность - объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая и существенная связь между явлениями и процессами, характеризующая их развитие

(В.И. Смирнов). Закономерности педагогического процесса: 1. Целостность 2. Наличие внешних и внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей 3. Последовательность, непрерывность, динамичность. 3. Последовательность, непрерывность, динамичность. 5. Соответствием содержания, форм и методов возрастным и индивидуальным особенностям детей, их потребностям и интересам. 6. Соответствие цели и способа (условий, форм и методов) организации деятельности, направленной на достижение цели. 7. Нравственно-психологический климат в коллективе, характер взаимоотношений воспитателей и воспитанников. 7. Нравственно-психологический климат в коллективе, характер взаимоотношений воспитателей и воспитанников. 8. Характер и качество управления и самоуправления.9.Организационно-педагогические,информационно-методические, материальные и санитарно-гигиенические условия его функционирования.

Закономерности педагогического процесса (Ю.К. Бабанский): внешние, внутренние. Внешние закономерности педагогического процесса: 1. Целостный педагогический процесс, его цель, задачи, содержание, формы и методы обусловлены социально-экономическими потребностями общества. 2. Задачи, содержание, методы и формы педагогического процесса зависят не только от потребностей, но и возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс. Внутренние закономерности педагогического процесса: 1. Связи между процессами обучения, образования, воспитания и развития. 2. Связи между процессами воспитания и самовоспитания, педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых, преподавания и учения. 3. Связи между деятельностью и общением личности и результатами ее развития. 4. Связи между возможностями личности (возрастными, индивидуальными) и характером педагогических влияний на неё. 5. Связи между коллективом и личностью в педагогической системе. 6. Связи между задачами, содержанием, формами, методами педагогического процесса. Общие законы педагогического процесса: освоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений(осн.закон), социальная сущность образования, взаимодействие учителя и ученика, воспитателя и воспитанника в образовательном процессе, без которого нет самого этого процесса, единство содержательной и процессуальной сторон обучения. Принципы педагогического процесса - система основных, исходных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач развития личности. Принципы педагогического процесса: - целостного подхода к обучению и воспитанию; - непрерывности; - интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и учащихся; - природосообразности; - культуросообразности; - воспитания и обучения в деятельности и коллективе; - последовательности и систематичности; - единства и адекватности управления и самоуправления; - оптимизации (Ю.К. Бабанский) - достижение наилучших результатов при наименьших затратах времени и усилий педагога и детей;

Структура педагогического процесса: Целевой компонент – цели (стратегическая и тактическая) и задачи (подчиненные, локализованные цели), реализуемые в определенных условиях; системообразующий фактор. Содержательный компонент - совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний. Деятельностный компонент – формы, способы, средства организации и осуществления взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса. Результативный компонент - достигнутые результаты обучения и воспитания и степень эффективности, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности. Ресурсный компонент - социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.

Функции педагогического процесса: Образовательная функция - формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций, отношений. Воспитательная функция - формирование определенных качеств, свойств, отношений человека. Развивающая функция - формирование и развитие психических процессов, свойств, качеств личности. Этапы педагогического процесса: I. Подготовительный - создаются условия для протекания процесса в соответствии с заданными целями: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, трансформация общей цели в конкретные задачи. Этот этап завершает проект организации процесса - план дд. II. Основной -взаимодействие педагогов и учеников, использование форм, методов, средств взаимной связи, создания условий для эффективного взаимодействия, стимулирование процесса воспитания. В ходе учебно-воспитательного процесса важное место отводится оперативному педагогическому контролю. III. Заключительный - анализ достигнутых результатов. Участники образовательного процесса – 2 стороны. Преподаватель – управляет познанием, стимулирует активность, создает условия. С другой стороны – учащийся: усваивает общественно-исторический опыт, овладевает знаниями, умениями, навыками. Участники образовательного процесса тесно взаимодействуют друг с другом на важных этапах учебной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: