Раз-е пед-х идей т-х пед-в сов-опериода

Официальной обычно считается педагогика, которая разрабатывает-ся под влиянием официальных, то есть правящих кругов общества и признается ими в качестве обязательной для использования в обра-зовательно-воспитательных учреждениях.

Однако в условиях развития в обществе различных политических и идеологических течений некоторые из них пытались разрабатывать свои теории воспитания. Так, представители социалистического движения Томас Мор в Англии, Томмазо Кампанелла (1568—1639) в Италии, К.А. Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) во Франции, затем К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895), В.И.Ленин (1870-1924) и другие развивали идеи социалистического (коммунистического) воспитания. С таких же позиций разрабатывали педагогическую теорию советские педагоги Н.К.Крупская (1869-1939), П.П.Блонский (1884-1941), С.Т.Шацкий (1878-1934), А.С.Макаренко (1888-1939) и другие. В их трудах есть значитель-ные недостатки, которые обусловливались моноидеологическими взглядами, нетерпимостью и борьбой с другими идеологическими те-чениями, недостаточным учетом общечеловеческих ценностей и т.д. Но было бы неправильным на этом основании отрицать научную цен-ность их трудов в целом. За рубежом внимательно изучают их идеи о воспитательном коллективе, о разнообразных формах внеклассной работы, а также об активизации обучения, усовершенствовании его содержания и методики, о подготовке учителей1. Тем более нера-зумно отказываться от всего этого нам.

Довольно четко разграничивала воспитание и обучение Н.К.Крупская. Она отмечала, что обучение направлено главным об-разом на приобретение знаний и выработку умений применять их на практике, и в этом смысле оно обеспечивает обученность учащих-ся. Воспитание же она связывала с формированием личностных черт и качеств, которые характеризуют воспитанность человека.

Очень четко подошел к определению направленности и предмета (объекта) воспитания как специфического педагогического процесса А.С.Макаренко. Указывая на то, что при самой высокой обученности и умелости личность может быть неполноценной, если у нее не сформированы здоровые социальные и духовные отношения, он считал, что развитие этих отношений и является главной задачей воспитания. П.П.Блонский и С.Т.Шацкий считали, что воспитание не может быть продуктивным, если оно основывается на различных ме-рах понуждения, и выдвигали идею о необходимости внутреннего стимулирования детей к активной деятельности и личностному само-развитию.

Считается общепризнанным, что определяющий вклад в исследование теоретических и методических основ коллективного воспитания вне-сли наши отечественные педагоги — А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, Н.К.Крупская.

П.П.Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспиты-вая их родителей. Также он в свое время писал: "Мы должны воспитать человека, способного создать собственную жизнь, способного к самоопределению... Воспитание будущего творца новой человече-ской жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания".


7.обьект и предмет нау-й пед-и….

По давно сложившейся традиции в качестве предмета педагогики принято считать воспитание как подготовку растущего человека к жизни. Предметом педагогики является исследование сущности и за-кономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитания как специально организованного педагогического процесса. К пробле-мам, которые исследует педагогика, относятся:

- изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности;

- определение целей воспитания;

- разработка содержания воспитания; исследование методов и форм организации учебно-воспитательной деятельности.

В процессе развития педагогики в ней стали формироваться и выде-ляться отдельные научные дисциплины. В настоящее время в систему педагогических наук входят: общая педагогика, изучающая общие закономерности воспитания, образования и обучения; преддошколь-ная и дошкольная педагогика; школьная педагогика; школоведение; сурдо-, тифло- и олигофренопедагогика; частные методики; история педагогики; сравнительная педагогика; педагогика семейного вос-питания; педагогика детских и юношеских организаций; военная пе-дагогика; педагогика профтехобразования; педагогика высшей шко-лы; этно-педагогика; педагогическая инноватика и др. Расширению методов экспериментальных исследований в педагогике способство-вали такие науки, как физиология человека, психология, социология и др. Математика обогащает педагогику методами статисти-ческой обработки опытно-экспериментального материала.

Правильным будет считать, что предметом педагогики является ис-следование сущности развития и формирования человеческой лично-сти и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Какие же проблемы исследует педагогика? К этим проблемам отно-сятся следующие:

а) изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;

б) определение целей воспитания;

в) разработка содержания воспитания;

г) исследование методов воспитания.

Исключительно большое значение в развитии педагогики имеет ее связь с другими науками. Она развивается, укрепляя и совершенствуя свою связь с философией, социологией, этикой, эстети-кой, психологией, физиологией человека, этнографией, математикой и др.

Один, из этих аспектов состоит в том, что педагогика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи других наук, помогающие глубже проникать в сущность воспи-тания и разрабатывать его теоретические основы.

Вторым аспектом связи педагогики с другими науками является творческое использование их методов исследования.

Нельзя не подчеркнуть и другого. Как ни глубоко проникают ука-занные науки в различные аспекты развития и формирования лично-сти, ни одна из них всесторонне не раскрывает сущности и законо-мерностей воспитания в целом, в единстве его теоретических и ме-тодических основ.


8.пон-е о мет-и и мет-х пед.иссл-й….

Под влиянием потребностей общества в соответствующей подготовке подрастающих поколений к жизни и трудовой деятельности. На ее формирование оказывают также влияние политика и идеология обще-ства. Но с течением времени существенное значение в ее развитии приобретают другие факторы. К ним, в частности, относятся: мето-дология педагогики, ее связь с другими науками о человеке и со-вершенствование методов исследования. Под методологией науки обычно понимается совокупность тех исходных философских, идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.

Одна из методологических посылок состоит в том, что воспитание, как и другие общественные явления, носит социально-детерминированный характер, то есть оно обусловливается потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, отражает тенденции его развития, национальные особенности народа и т.д. Существенное значение для разработки научной теории вос-питания имеет идея о том, что источники развития человека как личности находятся вне человека, что его формирование происходит по "социальной программе", под влиянием общественной среды, в том числе воспитания. Научная педагогика исходит из признания определяющей роли активности самой личности в собственном разви-тии и формировании, что, естественно, побуждает ученых к поискам способов стимулирования этой активности в процессе воспитания. Большое значение для разработки педагогической теории имеют так-же идеи о том, что вместе с совершенствованием социальных и ду-ховных отношений в обществе совершенствуется и развивается сам человек и что он обладает весьма богатыми возможностями, позволяющими ему улучшать свои как природные, так и личностные свой-ства и качества.

Нельзя не отметить и следующего методологического положения. Подлинная наука, отражающая объективные законы общественного развития, неизбежно должна служить социальному прогрессу, утвер-ждению человека как высшей ценности общества. В этом смысле пе-дагогика, разрабатывая вопросы воспитания в соответствии с объ-ективными тенденциями развития общества, служит интересам всех людей, их духовному возвышению, обновлению и совершенствованию общественных отношений.

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов. К ним относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педаго-гический эксперимент (В зависимости от целевых установок разли-чают следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный), изучение и обобщение передового педагогического опыта, социологические методы исследования (ан-кетирование, рейтинг, метод компетентных оценок), методы матема-тической статистики, теоретический анализ педагогических идей и др.


9.проблема целей восп-я….

Важной проблемой педагогики является научная разработка и обоснование целей воспитания. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. В этом смысле под целями воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Цели воспитания оказывают большое влияние на разработку педагогической теории. Они сказываются прежде все-го на характере воспитания. Оно, например, может быть авторитарным и гуманистическим, вербально-морализирующим и носить характер организации разнообразной практической деятельности воспитуемых. В зависимости от целей воспитания разрабатываются его содержание, система учебных предметов, изучаемых в школе, их социальная направленность. Не меньшее значение имеют цели воспитания для разработки его методических основ. Цель современного воспитания - формирование свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и высокой социальной самоценности. Исключительно велика роль целей воспитания в практической воспитательной деятельности учителя. В мировой педагогике распространен абстрактно-философский подход к определению целей воспитания, которые, как правило, носят характер благих пожеланий и не имеют необходимой детерминации. Не следует, однако, думать, что разработка целевых установок воспитания полностью зависит от субъективных позиций и взглядов ученых-педагогов. Есть глубинные объективные факторы, которые в конечном итоге оказывают определяющее влияние на решение этой сложной проблемы.


10.сост-е пути и комп-ы всест-о раз-я лич-и……….

В качестве составных частей всестороннего развития личности выступают: умственное воспитание, техническое (политехническое) образование, физическое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, которые необходимо сочетать с развитием творческих способностей и задатков учащихся и вовлечением последних в посильную трудовую деятельность. Но всестороннее развитие должно носить гармонический (согласованный) характер. Это значит, что полноценное воспитание должно основываться на одновременном и взаимосвязанном развитии всех указанных выше сторон личности. Если же та или иная сторона, например физическое или нравственное развитие, осуществляется с определенными издержка-ми, это неизбежно будет негативно сказываться на формировании личности в целом. Одно из требований развития формируемой личности - в полной мере раскрыть и развить созидательные способности личности, ее интеллектуальный и творческий потенциал. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы содержание школьного образования соответствовало современному состоянию развития науки и техники, способствовало глубокому и прочному овладению знаниями о природе, обществе и человеке, придавало учебно-воспитательной работе развивающий характер. Существенным требованием к всестороннему и гармоническому развитию личности является гражданско-патриотическое и национальное воспитание. В содержательном отношении большое значение во всестороннем развитии личности имеет ее морально-эстетическое формирование. Существенное место в содержании всестороннего развития личности занимают приобщение к регулярным занятиям физкультурой и спортом, формирование санитарно-гигиенической культуры.


11.личность как рпе-т восп-я………….

В общем развитии человека наблюдаются две взаимосвязанные линии - биологическая и социальная. Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Человек рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. действующее лицо исторической деятельности и познания. Понятие личность включает в себя только социальные свойства и качества человека. В этом смысле данное понятие характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно. Индивидуальность как понятие обозначает то особенное и выдающееся, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает каждому человеку своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль его деятельности и поведения. Под развитием следует понимать процесс взаимосвязанных количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественных взглядов и убеждений.

Формирование выступает как результат развития личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых социальных свойств и качеств.


12.нау-я раз-а про-ы важ-х факторов…………….

Богатство материальной и духовной культуры, созданной трудом и творческими усилиями многих поколений людей, выступает как ис-точник и средство развития человека как члена общества. Только овладевая в той или иной мере научными и духовными достижениями общества, человек становится социальным существом, личностью. Следовательно, личностное формирование человека осуществляется по "программе социальной", и в этом смысле социальные (средовые) условия выступают в качестве важнейшего фактора его развития. Научная педагогика, однако, не абстрагируется от биологической природы человека. Будучи природным существом, он наделен природными силами, способностями и задатками, которые не могут не оказывать влияния на его формирование. Есть, однако, и еще один фактор, оказывающий влияние на формирование личности – это воспитание, которое играет определяющую роль в развитии и формировании личности. Понимание указанных положений привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы - внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а также вся совокупность его чувств и переживаний (отношений), которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к внутренним факторам. С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие. Из этого следует - и это необходимо подчеркнуть, - что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития.


13.целенапр-е овл-е соц опытом…………….

Различные компоненты общественного опыта: знания, практические умения и навыки, способы творческой деятельности, социальные и духовные отношения, создавались трудом и творческими усилиями многих поколений людей. Следовательно, в названных компонентах общественного опыта опредмечена соответствующая деятельность лю-дей: познавательная, трудовая, творческая, социальная и духовная. Только через механизмы собственной деятельности, собственных творческих усилий человек овладевает общественным опытом. Учащемуся нельзя передать или, как иногда говорят, транслировать знания, тем более выработать у него практические умения и навыки, если не включить его в познавательную, практическую и другие виды деятельности. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования (активизации) разнообразной деятельно-сти формируемой личности по овладению общественным опытом: зна-ниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. Указанный подход к трактовке развития личности и ее формирования получил название деятелъностно-отношенческой концепции воспитания. Сущ-ность этой концепции состоит в том, что, только включая растуще-го человека в разнообразные виды деятельности по овладению обще-ственным опытом и умело, стимулируя его активность (отношение) к этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Все это важно для понимания сущности воспитания. Чтобы подрастающее поколение могло "присвоить" опыт или овладеть им, ему необходимо распредметить его, т.е. в той или иной мере вос-произвести, повторить заключенную в его различных компонентах деятельность (познавательную, трудовую и т.д.) и, приложив твор-ческие усилия, обогатить его и уже в более развитом виде передать своим потомкам.


14.вос-е в шир-м и узком смысле……………….

Когда воспитание обозначает весь процесс всестороннего развития личности и включает в себя как овладение знаниями, умениями и навыками, так и формирование у нее социальных и духовных отношений, оно трактуется в широком значении. Когда речь идет об овладении знаниями, умениями и навыками под руководством педагога, этот процесс называют обучением. Формирование же у растущей личности социальных и духовных отношений обозначается понятием воспитание в узком смысле. Нельзя осуществлять действенного воспитания без хорошо поставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелого воспитания. Под закономерностями понимаются существенные, повторяющиеся и устойчивые связи в воспитательном процессе, которые отражают его глубинные сущностные характеристики и реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. Рассмотрим важнейшие общие закономерности воспитания и их сущность.

1.Воспитание растущей личности происходит только в процессе включения ее в разнообразные виды деятельности, к которым относятся: учебно-познавательная и технически-творческая; гражданско-патриотическая; морально-познавательная и морально-практическая; художественно-эстетическая; спортивно-оздоровительная; общественно полезная и трудовая.

2.Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности.

С психологической точки зрения первопричиной активности человека являются внутренние противоречия (переживания) между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он испытывает в различных жизненных ситуациях и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой. Искусство воспитания состоит в том, чтобы создавать педагогические ситуации для возбуждения у учащихся переживания подобных внутренних противоречий и таким образом стимулировать их активность в различных видах деятельности и собственном самосовершенствовании (саморазвитии).

3. В процессе воспитания необходимо проявлять высокую гуманность и уважительное отношение к формируемой личности в сочетании с тактичной требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что гуманное и уважительное отношение к личности вызывает у нее положительные эмоционально-чувственные переживания, духовный подъем, что и побуждает ее к активной деятельности.

4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективу их личностного роста, помогать им добиваться успехов в различных видах деятельности.

5. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

6. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

7. Воспитание оказывается более действенным, когда осуществляется в коллективе и поддерживается им.

8. Воспитание происходит более успешно, если в процессе его обеспечивается единый подход к учащимся со стороны школы и родителей и согласованность их воспитательных усилий.

Под принципами обучения и воспитания понимаются те важнейшие требования, которые предъявляются к осуществлению учебной и воспитательной работы. Таким образом, закономерности воспитания, рассмотренные выше, выступают в качестве принципов, которые должны лежать в основе осуществления практической воспитательной работы.


15.включ-е уч-я вдея-ть……………….

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования (активизации) разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. Указанный подход к трактовке развития личности и ее формирования получил название деятелъностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции состоит в том, что, только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело, стимулируя его активность (отношение) к этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности.

С психологической точки зрения первопричиной активности человека являются внутренние противоречия (переживания) между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он испытывает в различных жизненных ситуациях и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой. Искусство воспитания состоит в том, чтобы создавать педагогические ситуации для возбуждения у учащихся переживания подобных внутренних противоречий и таким образом стимулировать их активность в различных видах деятельности и собственном самосовершенствовании (саморазвитии).


16.постановка целей и реал-я персп-вусп-о л-о рос-та………….

В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективу их личностного роста, помогать им добиваться успехов в различных видах деятельности.. В основе этой закономерности лежит обоснованная в физиологии (П.К.Анохин) идея о том, что поведение и развитие человека осуществляются по принципу опережающего отражения действительности, т.е. человек в своем сознании заранее предвосхищает (программирует) и способы предстоящей деятельности, и результаты (цели), которых он стремится достичь. В процессе же деятельности он сравнивает совершаемые действия и достигаемые результаты с этой "программой" и в необходимых случаях корректирует их. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. В воспитании нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают учащиеся в процессе своего личностного развития. Это развитие требует от них большого физического и нервно-психического напряжения, причем напряжение это усугубляется тем, что им не только необходимо постоянно овладевать новыми способами деятельности, но и зачастую изменять и совершенствовать сложившиеся стереотипы поведения. Указанный дискомфорт может усиливаться, если вместо помощи учащийся, как это иногда встречается, подвергается различным проработкам, упрекам и морализированию. Каким бы плохим в нашем представлении ни был воспитанник, к нему всегда надо подходить с оптимистической гипотезой, выявлять и помогать развивать его способности и задатки и, опираясь на | них, создавать условия для преодоления имеющихся у него " недостатков. Осознание своего успеха в каком-то одном деле является для ребенка могучим источником нравственного достоинства, источником моральной стойкости и преодоления трудностей в других делах.


17.воз-я период-я детей и мол-и……………….

Важное значение имеет, прежде всего, знание периодизации развития детей до их совершеннолетия. В ней, в частности, выделяются такие возрастные периоды: младенчество - до 1 года, раннее детство - 2-3 года, преддошкольный возраст - 3-5 лет, дошкольный возраст - 5-6 лет, младший школьный возраст —6—10 лет, средний, или подростковый, возраст — 11-15 лет, старший школьный возраст, или ранняя юность - 15—18 лет.

В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Значение этой закономерности проявляется в физической, умственной, нравственной и других сторонах личностного формирования учащихся. Скажем, мышление младших школьников характеризуется конкретностью, в то время как у подростков интенсивно развивается мышление абстрактное, которое достигает весьма высокого уровня обобщенности у старшеклассников. В младших классах самосознание детей находится на начальном этапе развития, и их личностное формирование происходит преимущественно под непосредственным влиянием учителя. В подростковых же классах, где весьма интенсивно развивается самосознание учащихся, большую роль играет то, в какой мере организуемая деятельность опосредует их самовоспитательную работу.

Не меньшее влияние на процесс воспитания оказывают индивидуальные различия учащихся. Один школьник отличается спокойным, уравновешенным характером, чутко воспринимает замечания и пожелания учителей и сверстников, т.е., как говорят, характеризуется хорошей воспитуемостью. Другой, наоборот, обладает повышенной раздражительностью, свои недостатки объясняет придирчивостью педагогов и одноклассников, что требует в общении с ним особой деликатности, чтобы лишний раз не травмировать его психику


18.хар-и пон-й общ-е закон-и и принц-ы восп-я……….

Под закономерностями понимаются существенные, повторяющиеся и устойчивые связи в воспитательном процессе, которые отражают его глубинные сущностные характеристики и реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. Под принципами обучения и воспитания понимаются те важнейшие требования, которые предъявляются к осуществлению учебной и воспитательной работы.

Воспитание оказывается более действенным, когда осуществляется в коллективе и поддерживается им. Осмысливая роль этой закономерности, следует иметь в виду по крайней мере два следующих положения. Первое из них состоит в том, что важной задачей воспитания является формирование у учащихся товарищеских отношений, коллективизма, стремления к взаимопомощи, культуры общения.

Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь непосредственным воздействием педагога на воспитуемых, и должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, в котором они живут и с которым находятся в постоянном взаимодействии. Коллектив обеспечивает свободу и защищенность личности и обогащает ее духовное развитие.


19.единство восп-х усилий шк-х уч-й…………….

При рассмотрении воп­росов обучения и воспитания неоднократно подчеркива­лось положение о необходимости совместных усилий школы и семьи по воспитанию учащихся. В частности при раскрытии сущности и закономерностей воспитания речь шла о том, что его успех во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы.

Воспитание детей - конституционная обязанность роди­телей. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полез­ной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стиму­лировать к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи.

Школа не может не считаться также с тем, что влия­ние семьи на развитие и формирование детей во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педаго­ги и психологи отмечали, что основы личностного разви­тия человека закладываются в раннем детстве, до пя­тилетнего возраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирова­ния человека, что также не может не учитываться в процессе школьного воспитания.

Значение воспитательной деятельности семьи оказы­вает большое влияние на ее собственное укрепление. Дети цементируют семью, вносят в нее дух согласия и здоро­вого сплочения. Отсюда следует, что чем лучше семья воспитывает детей, тем более успешно происходит их личностное развитие, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отно­шений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал.

Не стоит в стороне от воспитания детей и обществен­ность — коллективы промышленных предприятий и госу­дарственных учреждений. Они содействуют проведению разнообразной внешкольной воспитательной работы с детьми, организуют шефство над школами, оказывают влияние на родителей, побуждая их к улучшению воспи­тания детей в семье.

Учитывая большую роль согласованной воспитатель­ной работы школы, семьи и общественности, эту работу необходимо умело координировать и направлять. Спра­виться с данной задачей в состоянии только школа.


20.понятие о дидактике……………….

Если органической частью воспитания в его широком смысле являет-ся обучение, то перед педагогикой встают вопросы: в чем состоит сущность этого процесса и как его нужно осуществлять? Теоретиче-ская разработка этих вопросов обусловила развитие в педагогике особой научной дисциплины - дидактики. 2. Какие проблемы иссле-дуются в дидактике?

К основным проблемам, которые разрабатывает дидактика, относятся следующие:

- исследование научно-педагогических основ содержания образова-ниям

- раскрытие сущности, закономерностей и принципов обучения;

- освещение закономерностей учебно-познавательной деятельности обучающихся;

- развитие методов обучения;

- совершенствование и обновление организационных форм учебной работы.

Специфические особенности обучения по отдельным учебным предме-там исследуют частные методики, или частные дидактики. Дидактика и частные методики развиваются в тесной связи между собой и обо-гащают друг друга.

Поскольку образование формируемой личности происходит в процессе обучения, то дидактику зачастую определяют как теорию обучения и образования, подчеркивая тем самым, что она должна исследовать как теоретические основы обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравст-венно-эстетическое развитие личности.


21.ведущие дидакты…………………….

Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил чешский педагог Я.А.Коменский. В 1632 г. он написал на чешском языке, а в 1657 г. выпустил на латинском языке в Амстердаме свой знаменитый труд "Великая дидактика". Большой вклад в разработку дидактики внесли Г.Песталоцци, И.Гербарт, К.Д.Ушинский, В.П.Острогорский, П.Ф.Каптерев. Немало сделали в этой области П.Н.Груздев, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин, Н.А.Менчинская, Ю.К.Бабанский и др.

Теория формального образования ведет свое начало от Дж.Локка, Г.Песталоцци, И.Канта и И.Гербарта. Сторонники этой теории при-держивались философии рационализма и считали, что источником знаний является разум человека и что знания якобы порождаются самостоятельностью ума. Поэтому задачу образования они видели не столько в овладении фактическими знаниями, сколько в развитии ума, т.е. способности к анализу, синтезу, логическому мышлению и т.д. Лучшим же средством развития мышления, по их мнению, явля-ется изучение языков, особенно классических - латинского, грече-ского, французского, немецкого и других, что послужило основой так называемого классического образования. В конце XVIII - нача-ле XIX в. пробивает себе дорогу теория материального образова-ния. Основой этой теории явилась философия эмпиризма(Английский философ-утилитаристГ.Спенсер (1820-1903)). Прагматистская теория образования. Создал ее американский философ-прагматист и педагог Дж.Дьюи (1859-1952). Что же касается общеисторической эволюции педагогических идей по вопросам содержания образования, то в ней можно выделить идеи энциклопедизма (Я.А.Коменский, Дж.Мильтон), идеи дидактического утилитаризма (Дж.Дьюи, Г.Кершенштейнер), проблемно-комплексную теорию (Б.Суходольский), функциональный материализм (В.Оконь), оптимизацию содержания (Ю.К.Бабанский) и др.


22.хар-а пон-й сод-е обр-я и обр-е………………….

под образованием следует понимать овладение личностью опреде-ленной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно по-знавательной и творческой деятельности (обучающий компонент), а также нравственно-эстетической культуры (воспитательный компо-нент), которые в своей совокупности определяют ее социальный об-лик и индивидуальное своеобразие.

Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Заметный след оставили в дидактике такие методологические кон-цепции, как теория формального образования, теория материального образования и прагматистская теория образования. Теория формаль-ного образования ведет свое начало от Дж.Локка, Г.Песталоцци, И.Канта и И.Гербарта. Сторонники этой теории придерживались фи-лософии рационализма и считали, что источником знаний является разум человека и что знания якобы порождаются самостоятельностью ума. Поэтому задачу образования они видели не столько в овладе-нии фактическими знаниями, сколько в развитии ума, т.е. способ-ности к анализу, синтезу, логическому мышлению и т.д. В конце XVIII - начале XIX в. пробивает себе дорогу теория материального образования. Основой этой теории явилась философия эмпиризма. Английский философ-утилитарист Г.Спенсер (1820-1903) утверждал, что познание, в том числе и учебное, не может выйти за пределы непосредственного опыта. Несостоятельной в научном отношении оказалась и прагматистская теория образования. Создал ее американский философ-прагматист и педагог Дж.Дьюи (1859-1952). Дьюи настойчиво внедрял идею о том, что в основу школьного образова-ния необходимо положить организацию практической деятельности детей, способствующей активному развитию их интеллекта, духовно-сти и.выработке разнообразных умений и навыков.


23.разра-а в пед-е науч-х треб-й……………….

На всех ступенях образования его содержание должно:

1)обеспечивать осуществление основной цели воспитания - формиро-вание всесторонне и гармонично развитой личности; способствовать умственному развитию, техническому обучению, нравственному, эс-тетическому и физическому воспитанию учащихся; включать в себя цикл естественно-математических, гуманитарных, общественно-политических и эстетических предметов; 2)базироваться на строго научной основе, постоянно модернизироваться и обновляться с уче-том происходящих социально-экономических изменений в обществе и развития науки, техники и культуры и иметь гражданско-патриотическую направленность; 3) строиться на предметной основе и соответствовать структуре и логической системе соответствующих наук; 4)раскрывать взаимосвязь между отдельными учебными предме-тами; 5) укреплять связь теории с практикой, с включением уча-щихся в доступную для них трудовую деятельность; 6) соответство-вать возрастным возможностям учащихся; 7) сочетаться с техниче-ским обучением и способствовать профессиональной ориентации школьников.

Тенденции совершенствования включают в себя:

1)рационализацию теоретического уровня и объема изучаемого мате-риала и приведение его в соответствие с возрастными познаватель-ными возможностями учащихся; 2)четкое определение ядра знаний, т.е. основных понятий и теоретических идей по каждому учебному предмету,отражающих новейшие научные достижения; 3)углубление политехнической направленности образования на основе сочетания его с трудовой деятельностью и

элементами допрофессионального обучения; 4)вооружение учащихся знаниями и практическими умениями и навыками работы с современ-ной вычислитель

но-компьютерной техникой; 5)поддержание мирового стандарта в со-держании образования; 6)включение в содержание обучения материа-ла, способствующего развитию творческого мышления, способностей и талантов учащихся; 7)научно-методическое совершенствование учебников,наполнение их ярким фактическим материалом и придание им необходимой увлекательности и компактности; 8)обеспечение не-обходимого времени для усиления тренировочной работы по примене-нию знаний на практике и выработки соответствующих умений и на-выков.


24.госуд-й образ-й станд-т идокумент…………………….

К этим документам относятся: учебные планы, учебные программы, учебники, а также учебные пособия. Учебный план — это утверждае-мый Министерством образования Республики Беларусь документ, в котором определяется состав (перечень) учебных предметов, изу-чаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изу-чения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в каждом классе. В современных учебных планах изучаемые в школе предметы подразделяются на три группы: предметы обяза-тельные (базовый компонент), предметы, изучаемые по выбору уча-щихся (дифференцированный компонент) и предметы, которые вводят-ся советом школы (школьный, или региональный, компонент). Учеб-ная программа - это утверждаемый Министерством образования Рес-публики Беларусь документ, в котором раскрывается содержание об-разования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся. В учебниках и пособиях рас-крывается конкретное содержание программного материала по каждо-му предмету и по каждой теме.

В процессе обучения, как и во всякой человеческой деятельности, выделяются следующие структурные компоненты: целевой; потребно-стно-мотивационный; содержательный;

операционно-деятельностный;' эмоционально-волевой; контрольно-регулировочный;' оценочно-результативный.


25.сущ-ть обуч-я как пед-о процесса………………………….

Таким образом, под обучением следует понимать целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научны-ми знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способно-стей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеж-дений.

В качестве важнейших задач обучения выступают следующие: 1)стимулирование познавательной активности учащихся; 2)организация их учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями, навыками; 3)развитие мышления, со-образительности, памяти, творческих способностей и дарова-ний;4)формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры; 5)' выработка и совершенствование учебно-познавательных умений и навыков; 6)формирование умения самостоя-тельно углублять и

пополнять свои знания (самообразование).

Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в па-мяти и умение свободно и логично, воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения: понятия, пра-вила, законы, выводы и т.д.

Умение — это владение способами (приемами, действиями) примене-ния усваиваемых знаний на практике.

Навык рассматривается как составной элемент умения, как автома-тизированное действие, доведенное до высокой степени совершенст-ва.

Под способностями следует понимать такие развивающиеся в процес-се обучения психические свойства личности, которые, с одной сто-роны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой — обусловливают высокую степень успеш-ности этой деятельности.


26.опред-е целев-о и сод-о компон-а……………………….

Организация обучения связана прежде всего с четким определением его целей учителем, осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения есть не что иное, как идеальное (мысленное) пред-восхищение (прогнозирование) его конечных результатов, т.е. то-го, к чему конкретно должны стремиться педагог и учащиеся. В этом отношении целевые установки обучения делают для учащихся понятными смысл, способы и направленность учебно-познавательной деятельности. В процессе обучения вообще и на каждом отдельном занятии в частности решаются три группы взаимосвязанных целей. К первой из них относятся цели обучающие (овладение знаниями, вы-работка умений и навыков); ко второй - цели развивающие (разви-тие мышления, памяти, творческих способностей); к третьей- цели воспитательные (овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, формирование взглядов, убеждений и т.д.).

Учителю, готовясь к занятиям, каждый раз нужно продумывать, ка-ким должно быть их содержание, и в необходимых случаях корректи-ровать учебную программу и материал учебника. Что здесь должно привлекать его внимание? Первое. Следует конкретизировать объем теоретических положений, которыми необходимо овладеть учащимся, выделить из них ведущие, связывающие новый материал с ранее изу-ченным. Второе. Четко определить систему тех умений и навыков, которые следует выработать у учащихся.Третье. Определить те идеи и морально-эстетические положения, овладение которыми должно способствовать формированию мировоззрения и нравственности уча-щихся.Четвертое. При необходимости обновления материала учебника ввести новые факты, а также сделать, если это нужно, соответст-вующие теоретические уточнения. Пятое. Если материал учебника слишком обширный и излишне перегружен несущественными деталями, попытаться структурировать его для более сжатого изложения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: