double arrow

Методика формирования экологической культуры учащихся в системе учебной и внеклассной воспитательной работы

Экологическое воспитание – целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной экологической познавательной и экологической практической деятельности, направленной на формирование у учащихся потребности в бережном отношении к природе, на развитие у них экологического сознания (овладение знаниями…), на выработку у учащихся экологически ориентированного поведения.

Содержание экологического воспитания: формирование у учащихся экологической культуры как базового компонента культуры личности, включает в себя потребностно-мотивационный компонент экологической культуры, интеллектуально-чувственный и поведенческо-волевой.

Методика воспитательной работы по экологическому воспитанию учащихся включает в себя следующие приёмы:
1) формирование у учащихся потребностно-мотивационной сферы (потребности), связанной с бережным отношением к природе, стремлении к ее сохранению и приумножению и др. С этой целью используются следующие методы, средства и формы воспитательной работы:
- убеждения
- метод положительного примера
- метод воспитывающих ситуаций
- метод одобрения
Формы:
- уроки
- внеурочные формы

Включение учащихся в познавательную деятельность по овладению знаниями о животном и растительном мире Земли, об экологических проблемах, выработка соответствующих экологических чувств, взглядов и убеждений.
Методы экологического воспитания:
- убеждения
- полож. примера
- воспитывающих ситуаций
Формы: (см. правовое воспитание).

Выработка у учащихся навыков и привычек экологического поведения. Методы формирования системы экологического поведения:
Те же (cм. правовое воспитание)
Формы: общественные работы, озеленение улиц и т.д.


60. Значение и сущность сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся и методические основы их формирования.

Слово дисциплина имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определенную систему зна­ний, например, математическая дисциплина, лингвисти­ческая дисциплина и т.д. В другом же смысле оно обозначает обя­зательное для всех членов данного коллектива подчине­ние твердо установленному порядку; выдержанность, привычку к строгому порядку.

Дисциплина понимается как на­личие в коллективе (учреждении, школе) твердо уста­новленного порядка, определенных правил, обязательное подчинение этому порядку и соблюдение этих правил всеми членами данного коллектива. Вот эта обязатель­ность дисциплины придает ей определенную специфику в системе морали. Будучи составной частью нравствен­ности, дисциплина охватывает главным образом те сто­роны поведения личности, которые являются для нее обязательными в силу служебных обязанностей и су­ществующих в том или ином учреждении правил внут­реннего распорядка.

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности личности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступа­ет как требование дисциплины, в другом — как норма морали.

Существует, например, воинская дисциплина, дисциплина трудовая и т.д.

Школьная дисциплина включает в себя целую систе­му обязательных для учащихся правил поведения, опреде­ленный порядок организации их учебной, трудовой и обще­ственной деятельности, причем выполнение этих правил дол­жно носить сознательный, а не принудительный характер.

Но если правила дисциплины закрепляются в поведе­нии учащихся и определяют его устойчивость, они пре­вращаются в личностное качество, которое обычно при­нято называть дисциплинированностью конечном итоге школьное воспитание и должно направляться на форми­рование у учащихся дисциплинированности.

Сознательная дисциплина, дисциплинированность личности могут иметь различные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Культура поведения включает в себя все стороны нравственного проявления личности. Содержание школьной дисциплины определяется теми нормами и требованиями, которые устанавливаются правилами для учащихся, а также внутренним распорядком школы. Важнейшими из этих правил являются следующие: школьники обязаны доб­росовестно выполнять учебные задания и овладевать знаниями; в хорошем состоянии поддерживать свои учебники, тетради и учебные пособия; соблюдать поря­док и тишину на занятиях; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с учителями, старшими и товарищами; принимать участие в обще­ственно полезном труде и внеклассных мероприятиях; не допускать грубых и оскорбительных слов; быть тре­бовательными к своему внешнему виду; поддерживать честь своей школы и своего класса и т.д.

В последние годы внимание к разработке правил поведе­ния школьников ослаблено, хотя четкое их определение имеет большое воспитательное значение.


61.эстет-е воспитание…………………………………….

Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в фор-мировании нравственности.

Термин эстетическое воспитание связан с понятием эстетика (от греч. aisthesis — ощущение, чувство), обозначающим философскую науку о прекрасном. Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности пол-ноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Процесс эстетического воспитания включает в себя: формирование у учащихся художественно-эстетических потребностей в области лите-ратуры, музыки и изобразительного искусства; развитие эстетиче-ских восприятий; овладение эстетическими знаниями (понятиями); формирование и развитие художественного вкуса, эстетических взглядов и убеждений; приобщение учащихся к художественному творчеству и развитие способностей в том или ином виде искусст-ва.

Эстетика должна присутствовать на всех уроках, особенно на уроках художественного цикла; должна проявляться в деятельности учителя, в здоровых человеческих взаимоотношениях, в ближайшем окружении и в быту, в природе, где дети проводят свободное время и т. д.

Эстетика поведения должна пронизывать организацию труда и разнообразную практическую деятельность во внеурочное время (уборка класса, насаждение растений, выращивание цветов, чтобы видеть красоту своей деятельности).

Природа, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей.


62.физическая и вал-я культура личности…………………….

По своему значению эта проблема должна занимать первое место в системе школьного обучения и воспитания, так как физическое раз-витие является основой личностного формирования человека вообще. Функции: физическое развитие создает предпосылки для полноценной умственной деятельности человека. Вот почему многие деятели культуры и ученые стремились сочетать умственные занятия с фи-зическими упражнениями, трудом и спортом (Л.Н.Толстой, И.П.Павлов и др.); физически здоровый человек лучше проявляет себя в производительном труде, преодолевает более высокие на-грузки, меньше утомляется, поддерживает бодрое на строение; фи-зическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют формированию нравственной культуры, товарищества, требовательности к себе, а также укреплению волевых свойств.

Физическое воспитание представляет собой многогранный процесс организации и стимулирования физкультурно-оздоровительной дея-тельности учащихся, направленной на укрепление потребности в за-нятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизи-ческих основ, развитие физических сил и здоровья, а также выра-ботку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового об-раза жизни.

Процесс физического воспитания включает в себя:

развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, стимули-рующей их к занятиям физкультурой и спортом и укреплению своего здоровья; обогащение учащихся санитарно-гигиеническими и психо-лого-педагогическими знаниями о значении физкультуры и спорта в развитии личности; формирование у учащихся спортивно-оздоровительных умений и навыков, совершенствование культуры движений: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реак-ций и т.д.; укрепление необходимых санитарно-гигиенических

навыков организации труда и разумного отдыха, правильное чередо-вание умственных занятий с физическими упражнениями и другими видами практической деятельности; развитие и совершенствование физических задатков и способностей в отдельных видах физкультуры и спорта. Основные средства физического воспитания учащихся: продуманный санитарно-гигиенический режим в школе; занятия ут-ренней гимнастикой; правильная организация питания, труда и от-дыха; использование естественных оздоровительных сил природы: солнца, воздуха и воды; занятия физической культурой; разнооб-разные формы внеклассной спортивно-массовой работы: гимнастика, спортивные игры, туризм.

В системе спортивно-оздоровительной и физкультурно-массовой ра-боты в школе используются разнообразные методы воспитания: убеж-дение, положительные примеры, упражнения (приучение), одобрение, осуждение, требование, контроль.


63.сущ-ть мир-я знач-е науч-о миров-я……………….

Мировоззрение интегрирует в себе социальные, нравственные и эс-тетические отношения и выступает в качестве определяющего факто-ра личностного развития и формирования человека. Вот почему вос-питание мировоззрения учащихся - весьма существенная задача шко-лы. Огромная роль мировоззрения в формировании личности сказыва-ется не только в его духовном и нравственном развитии, но и в том, что оно помогает проявлять стойкость и самоотверженность в различных жизненных обстоятельствах, преодолевать встречающиеся невзгоды и трудности, сохранять твердость, достоинство и непре-клонность в отстаивании своих взглядов и убеждений.

Мировоззрение выполняет информационно-отражательную, ориентаци-онно-регулятивную и оценочную функции.

Виды мировоззрения: научное, религиозное и обыденное (или житей-ское). Научное мировоззрение основано на научном познании мира. Религиозное мировоззрение опирается на веру, на интуитивно-эмоциональный религиозный опыт личности. Обыденное же, или жи-тейское, мировоззрение формируется под влиянием условий жизни человека и функционирует в виде духовного опыта, здравого смыс-ла, а также эмпирических и не всегда систематизированных пред-ставлений о мире, о развитии природы и общества. Под мировоззре-нием следует понимать специфическую форму сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убе-ждений и идеалов, в которых выражается его отношение к развитию природы и общества и которые определяют его гражданско-патрио-тическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в раз-личных сферах жизни и деятельности.

Выдел. в структуре мировоззрения следующие компоненты: а) всю совокупность знаний человека; б) его взгляды; в) убеждения; г) идеалы. Компоненты можно дел. на 2 группы: объективные (знания) и субъективные (взгляды, убеждения и идеалы).

Знания представляют собой систему истин, имеющих форму описа-тельно-констатирующего суждения личности. Они связаны с осмысле-нием и пониманием объективной основы природных и общественных явлений и в этом составе могут одинаково пониматься любым чело-веком, как, например истор. события и т.д. Знания в структуре мировоззрения являются достаточно подвижным компонентом, по-скольку они могут изменяться, совершенствоваться и т.д.

Чтобы знания способствовали развитию мировоззрения, они должны приобрести для человека субъективный смысл, т.е. перейти в его взгляды и убеждения. Взгляд есть мнение, субъективный вывод че-ловека, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений и определением своего отношения к этим яв-лениям или событиям. Более устойчивый и действенный компонент мировоззрения - убеждения человека. Убеждение - это то, что че-ловек глубоко осмыслил и эмоционально пережил и что он готов от-стаивать и защищать в любых условиях.


64.сущность миров-я, его условии формирования………………………………

Но для перевода этих идей (знаний) во взгляды и убеждения уча-щихся важно не только обстоятельное овладение ими, но и обеспе-чение в системе учебной и внеклассной работы тех дидактических и воспитательных условий, которые способствуют решению этой весьма сложной задачи. Рассмотрим основные из них.

Первым дидактическим и воспитательным условием формирования ми-ровоззрения учащихся является обеспечение глубокой научной дока-зательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых знаний и выводов мировоззренческого характера.

Вторым дидактическим и воспитательным условием перевода знаний во взгляды и убеждения учащихся является придание обучению обще-ственной направленности. Третьим является соблюдение принципа историзма при изучении программного материала. Четвертым являет-ся развитие познавательной активности и самостоятельности уча-щихся в процессе урочных и внеклассных занятий. Пятым является возбуждение у учащихся эмоционального отношения к изучаемому ма-териалу, внутреннее стремление к глубокому осмыслению и усвоению научной истины, благодаря чему только она и определяет умона-строение личности и влияет на ее поведение. Шестым является тес-ная связь обучения с жизнью, вовлечение учащихся в активную и разнообразную практическую деятельность, в процессе которых за-крепляются и приобретают необходимую прочность взгляды и убежде-ния. Седьмым дидактическим и воспитательным условием формирова-ния у учащихся научного мировоззрения является учет их возрас-тных и индивидуальных особенностей в процессе учебно-воспитательной работы.

Восьмое условие состоит в том, что в системе формирования миро-воззрения учащихся большую роль играет не только умело осуществляемая учебная и разнообразная внеклассная воспитательная рабо-та, но и личность педагога, его взгляды и убеждения, его автори-тет и нравственность.


65.самов-е как важ-й фактор……………………………….

Известный психолог А.Г.Ковалев писал: "Самовоспитание - это сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития". Учащиеся начинают заниматься самовоспитанием, когда у них появляется способность к анализу и самооценке своих положительных свойств и качеств и возникает внутреннее влечение (потребность) к собственному личностному развитию и совершенствованию. Обычно это происходит в подростковом возрасте. В этом смысле большое значение имеет ис-пользование тех факторов, которые побуждают личность к самовос-питанию. Какие же из этих факторов являются наиболее существенными?

1. Учащихся побуждают к самовоспитанию те требования, которые предъявляет общество к развитию личности, а также те социальные идеалы, моральные образцы и примеры, которые увлекают и стано-вятся для нее притягательными.

2. Важным стимулом самовоспитания являются притязания личности на признание своего достойного места в коллективе, в среде свер-стников и одноклассников.

3. Положительное влияние на побуждение учащихся к самовоспитанию оказывает создание атмосферы определенной состязательности.

4. Немаловажную роль в стимулировании самовоспитания играют по-ложительные примеры.

5.Побуждают к активной работе над собой и самовоспитанию здоро-вые дискуссии на моральные темы, обсуждение в ученическом кол-лективе, различных нарушений правил товарищества, дисциплины со стороны отдельных учащихся.

Указанные факторы по-разному влияют на стимулирование подростков и старших школьников к самовоспитанию. Тем не менее в своей со-вокупности они позволяют доходить до каждого учащегося и пробуж-дать у них стремление и потребность в работе над собой.


66..этапы и методы саамов-я……………………………….

Этапы процесса самовоспитания: Первый его этап состоит в следую-щем. Когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно прежде всего поставить перед собой четкую цель и обосновать необходи-мость ее достижения, иногда даже полезно наметить примерные сро-ки. Второй этап заключается в детальной разработке программы са-мовоспитания. Начинать, конечно, лучше с более простых целей и программ. Не менее существенным является и третий этап самовоспитания - разработка методов его осуществления. В системе этих методов обычно используются следующие: а) самоубеждение; б) самообязательство; в) самопринуждение; г) самоприказ; д) само-критика; е) мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия); ж) самонаказание.

Однако самый важный этап самовоспитания — практическая реализа-ция его целей и намеченной программы работы над собой. Процесс этот приобретает форму регулярного и продолжительного аутотре-нинга, т.е. осуществления тех действий и волевых усилий, резуль-татом которых в конечном итоге и является развитие и формирова-ние соответствующих личностных свойств и качеств.

Педагогическое руководство должно включать в себя три основных направления: формирование общественного мнения учащихся о необ-ходимости и большом значении самовоспитания; оказание помощи учащимся в осмыслении сущности самовоспитания, его методов и пу-тей осуществления; практическая помощь учащимся в разработке целей и программ самовоспитания, а также в реализации этих про-грамм.


67.содер-е и методы воспит-й работы………………………….

Какие проблемы воспитания должны решаться объединенными усилия-ми школы, семьи и общественности? Важнейшие из этих проблем мож-но объединить в три основные группы.

К первой группе следует отнести проблемы, которые связаны с ос-мыслением целей и содержания образовательно-воспитательной рабо-ты школы и семьи. Ко второй группе проблем совместной работы школы, семьи и общественности относится умелое стимулирование активности учащихся, направленной на свое личностное развитие и формирование.

Важной задачей семьи является духовное развитие детей, формиро-вание у них здоровБ1х потребностей, мотивов и интересов. Преоб-ладание в семье так называемых вещных интересов, стремления к накопительству, как правило, деформирует духовное развитие де-тей, культивирует в них эгоистические наклонности, стяжательство и т.д.

В этом отношении большое значение в личностном развитии учащихся имеет создание в семье трудовой атмосферы, побуждение детей к внесению посильного вклада в создание материального благополучия и достатка. А.С.Макаренко насчитывал около 20 видов домашнего труда детей, начиная от поддержания чистоты и уюта в доме и кон-чая вовлечением их в доступные виды производительного труда.

Немаловажную роль в развитии и совершенствовании личностных ка-честв учащихся играет также использование тактичных требований к улучшению их поведения и преодоления допускаемых недочетов, а также осуществление повседневного контроля за разумным использо-ванием свободного от занятий времени, за характером внешкольного общения со сверстниками. К третьей группе проблем совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности относится учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Какие формы педагогической работы школы с семьей и общественно-стью способствуют объединению их воспитательных усилий?

В качестве важнейших из этих форм выступают следующие:

организационно-педагогическая работа с родителями и общественны-ми организациями;

педагогическое просвещение родителей и населения;

оказание индивидуальной помощи родителям в обучении и воспитании детей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: