Образование как социокультурный феномен. Многозначность термина «образование» (ценность, система, процесс, результат).
Образование являясь социокультурным феноменом, выполняет следующие социокультурные функции:
1. Образование – способ вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества (Процесс трансляции культурно оформленных образцов деятельности и поведения, устоявшихся норм).
2. Образование – Способ социализации личности и преемственности поколений (главная задача – подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни).
3. Образование – механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства (Социальная ценность определяется значимостью образованного человека в обществе; Гуманистическая – в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека).
4. Образование – ускоритель процесса развития ка отдельной личности, так и общества в целом.
2 основные функции образования:
|
|
1. Воспроизводство культурно-исторического опыта человечества;
2. Развития личности и общества;
Образование – сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов. В настоящее время рассматривают:
1. Образование как систему – совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления образованием, государственных образовательных стандартов и образовательных программ.
2. Образование ка педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) – усвоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системы знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений к миру и себе.
3. Образование как результат обучения и воспитания – достигнутый уровень в усвоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.
Система образования в Республике Беларусь. Нормативно-законодательная база, структура, типология учреждений образования.
Под системой образования понимают совокупность государственных образовательных стандартов и программ, реализующих их учебно-воспитательных учреждений и органов управления образованием.
Национальная система образования включает: участников образовательного процесса; образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования; государственные органы управления образованием. Образование подразделяется на основное и дополнительное.
|
|
Основное образование имеет следующие уровни: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее-специальное, высшее, послевузовское.
Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает: внешкольное воспитание и обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров.
К учреждениям образования относиться:
1. Дошкольные учреждения.
2. Учреждения, обеспечивающие получение начального. Базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего - специального, высшего и послевузовского повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития.
3. Учреждения внешкольного воспитания и обучения.
4. Социально-педагогические учреждения.
5. Социальные учебно-воспитательные учреждения.
6. Научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием, разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.
Структура образования:
1. Начальная школа (1-4 классы): общее развитие личности ученика. Ученики приобретают необходимые обобщенные умения учебной деятельности.
2. Основная (базовая) школа (5-9 классы): обеспечивает общее базовое образование, дальнейшее общее развитие личности ученика, усвоение им основ наук, формирование мировоззрения, способов мышления и деятельности и т.д.
3. Школа третьей ступени (10-11 классы): завершает общеобразовательную подготовку учащихся. Формируется готовность к участию в общественной жизни, непрерывному образованию и самообразованию, выбору профессии.