double arrow

Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные требования к личности педагога


Целью педагогического труда является – воспитание, обучение, развитие личности, а основное содержание - взаимоотношения с людьми.

Деятельность педагога направлена не только на становление и преобразование личности, но и на управление процессом ее интеллектуального, эмоционального, духовного и физического развития. Таким образом, педагогическая профессия требует и человеческой , и специальной подготовки. Человеку, претендующему на эту профессию, важно иметь не только хорошее здоровье, но и необходимые для этой профессии задатки, которые разовьются в способности, а так же в соответствующие знания и умения.

Особенности педагогической профессии:

1. Преемственно-перспективный характер деятельности педагога. Владея опытом прошлых поколений, педагог должен хорошо ориентироваться в современной жизни и проектировать развитие личности на перспективу, опираясь на контуры будущей жизни.

2. «Объектом» педагогической деятельности является воспитанник или группа учащихся, которые в то же время являются субъектами собственной деятельности, а значит имеют свои потребности, цели. Мотивы, интересы, ценности и т.п., которые регулируют их деятельность и поведение.

3. Педагогическая деятельность имеет групповой (коллективный) характер, так ка трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи в процесс и результат образования воспитанника.

4. Профессиональная деятельность педагога многофакторна. Она проходит в природной и социальной среде, которая представляет мощный, чаще всего неуправляемый фактор развития воспитанников. Педагогу приходится вести поиск благоприятных влияний среды, используя их в своей работе, и «бороться» с неблагоприятным ее воздействием.

5. Творческий характер педагогической деятельности. Эта особенность вытекает из того, что педагог постоянно изучает и оценивает возникающие педагогические ситуации, корректирует свои действия, ищет новые пути решения педагогических задач, овладевает новыми педагогическими технологиями, создает свою собственную педагогическую систему.

6. Гуманистический характер профессии педагога вытекает из цели педагогической профессии – развитие личности воспитанника, его неповторимой индивидуальности. Гуманистическое начало педагогической профессии находит выражение в таких качествах педагога, как уважение личности ребенка, вера в возможности ребенка, доверие к нему, любовь к людям, желание помочь им в сложных жизненных ситуациях, щедрость души педагога, высокий уровень его эмоциональной культуры.

7. Отдаленность по времени результатов педагогической деятельности. Каким стал его ученик во взрослой жизни, оправдал ли надежды, учитель узнает много лет спустя.

8. Непрерывное образование. Учитель должен постоянно учиться, пополняя свои знания и совершенствуя свое мастерство.

Профессиональные качества педагога:

1. Высокая гражданская ответственность и социальная активность

2. Гуманистическая направленность, любовь к детям

3. Духовная культура, интеллигентность

4. Инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, высокий профессионализм

5. Физическое, психическое здоровье, профессиональная работоспособность

6. Потребность и готовность к постоянному самообразованию.


Сейчас читают про: