Физические | Психические | Педагогические | Социальные |
• болезнь; | • задержка | • отклонения в | • сиротство; |
• нарушения | психического | получении | • отклоняющееся |
зрения; | развития; | общего образования; | поведение: |
• нарушения слуха; | • умственная | • отклонения в | алкоголизм, |
• нарушения | отсталость; | получении | токсикомания, |
опорно-двигательного | • нарушения речи; | профессионального | наркомания, |
аппарата | • нарушения | образования | проституция, |
эмоционально- | беспризорность, | ||
волевой сферы; | безнадзорность, | ||
• одаренность | бродяжничество, | ||
правонарушения, | |||
преступность |
Следует отметить, что в реальности "чистых" отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Социальные отклонения у ребенка обычно имеют в качестве причин и предпосылок отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения. Например, детей с проблемами в физическом и психическом развитии объединяет то, что в первые годы жизни отклонения в здоровье отрицательно сказываются на формировании их биологических потребностей: физических, физиологических, вследствие чего они поздно осваивают предметно-манипулятивную деятельность. Такое запаздывание в физическом развитии ребенка, безусловно, оказывает влияние и на его социальное развитие. Чтобы это отставание не приобрело хронические формы устойчивой дезадаптации ребенка, необходимо развивать у него компенсаторные механизмы, определенные социально-психологические установки, позволяющие е адаптироваться и интегрироваться в общество.
Для социальной педагогики понятия нормы и отклонения весьма существенны, так как они:
✓ используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка;
✓ позволяют установить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения; выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.