Педагогика - (от греч. дитя веду) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание образование и обучение.
Предмет педагогики - воспитание человека как особая функция общества.
Цель педагогической науки - повышения качества воспитания, обучения, образования.
Педагогическая наука решает следующие основные задачи:
· открытие и научное обоснование новых законов и закономерностей в области воспитания и образования;
· научная разработка методологических основ;
· совершенствование методов научно-педагогических исследований;
· уточнение и совершенствование терминологического и категориального аппарата;
· разработка содержания образования, обучения и воспитания;
· разработка новых технологий воспитания и обучения;
· изучение и совершенствование структуры и типологии учебно-воспитательных заведений;
· изучение и развитие системы управления образованием и воспитанием
Ключевое понятие: целостный педагогический процесс, который предполагает единство всех элементов (обучения, воспитания, научной и педагогической работы) профессиональной подготовки специалистов.
|
|
Целостному педагогическому процессу присущи следующие характеристики:
• целенаправленность - ведущая цель состоит в подготовке учителя, формировании его личности, таких качеств, которые будут способствовать
продуктивной педагогической деятельности;
• двусторонний характер - в педагогическом процессе всегда можно выделить деятельность двух сторон, двух основных субъектов - преподавателей и студентов;
• творческий характер - эта характеристика по своей глубинной сути требует креативности как от преподавателя, так и от студентов, что проявляется в обновлении содержания, форм, методов воспитательно-обра-
зовательной деятельности педагога и познавательной деятельности студентов;
• динамизм - педагогический процесс есть явление развивающееся, ему присущи изменения содержания, действий субъектов этого процесса и самих
субъектов;
• целостность — будучи интегрирующей характеристикой педагогического
процесса, она предполагает, что все его компоненты находятся в согласованной связи и подчинены единой цели.
Структурные компоненты: воспитания, обучения, развитие и их производные выступают как самостоятельные педагогические подсистемы. Они имеют и свои отличительные признаки, свои особенности.
Компоненты педагогического процесса Ю.К.Бабанский назвал процессуальными. В структуре каждого процессуального компонента вычленяются: целевой, содержательный, организационно-деятелъностный и аналитико-резулътативный компоненты педагогического процесса.
Основные компоненты педагогического процесса, в свою очередь, имеют собственную подструктуру: