Самостоятельная работа студентов (СРС) рассматривается как организационная форма обучения - система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью обучающихся, а также деятельность студентов по освоению знаний и умений учебной и учебно-исследовательской деятельности, формированию общих и профессиональных компетенций без посторонней помощи.
Целью самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, общими и профессиональными компетенциями, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Виды, объем и содержание заданий по СРС устанавливается кафедрами и разработчиками рабочих программ на основании изучения бюджета времени и в соответствии с учебными планами, графиками учебного процесса и спецификой учебной дисциплины или профессиональных модулей.
Основные формы организации СРС:
- аудиторная СРС под руководством и контролем преподавателя;
- внеаудиторная СРС под руководством и контролем преподавателя;
|
|
- внеаудиторная СРС в межсессионный период без преподавателя.
Виды самостоятельной работы студентов
Видами заданий для самостоятельной работы могут быть:
Для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
- составление плана текста; графическое изображение структуры текста;
- конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами;
- учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и сети Интернет и др.
Для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
- составление плана и тезисов ответа;
- составление таблиц для систематизации учебного материала;
- изучение нормативных материалов;
- ответы на контрольные вопросы;
- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.);
- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
- подготовка рефератов, докладов, рецензий, обзора литературы и других видов письменной работы;
- составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;
- собеседование, деловые ролевые игры, дискуссии, конференции;
- выполнение переводов с иностранных языков.
Для формирования умений:
- самостоятельное выполнение заданий на лабораторных и практических занятиях;
- решение задач и выполнение упражнений по образцу;
|
|
- решение вариативных задач и упражнений;
- решение ситуационных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм;
- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
- подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);
- выполнение учебно-исследовательской работы;
- упражнения спортивно-оздоровительного характера, упражнения на тренажере;
- рефлексивный анализ профессиональных умений;
- выполнение различных видов самостоятельной работы во время учебных и производственных практик.
Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, дисциплины, индивидуальные особенности студента.
Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов, отведенных на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.