Личностно-значимые качества педагога

Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии.

Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог. Отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными -готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается пед. такту, в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.
Э.Ф. Зеер дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности: 1) способность делать учебный материал доступным; 2) творчество в работе; 3) педагогически-волевое влияние на учащихся; 4) способность организовать коллектив учащихся;- интерес и любовь к детям; 5) содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность; 6) педагогический такт; 7) способность связать учебный предмет с жизнью; 8) наблюдательность ;9) педагогическая требовательность.
Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Вопрос№8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: