Личность как педагогическая и психологическая категория

Как педагогическая характеристика: Одной из ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития. В зарубежной педагогике к проблеме развития подходят по трем направлениям – биологическому.( поведение человека сводят к действию природных потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.))., социологическому (в процессе своей жизни человек социализируется под влиянием различных социальных групп) и. биосоциальному( все психические процессы имеют биологическую природу, а направленность, интересы и способности личности вырабатываются как явления социальные.)

Отечественная педагогика утверждает, что в личности биологическое неотделимо от социального, т. е. личность представляет собой единое целое.Она одновременно является и результатом социализации, и живым организмом. Личность, по определению Л. С. Выготского, – это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает учеловека, чтобы обслуживать эти функции. К основным таким функциям относят творческое овладение социальным опытом, а также введение человека в систему социальных отношений. Развитие личности рассматривается как неотъемлемое качество природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему.

Как психологическая характеристика: Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

Это человек как член общества, результат формирования, развития и социализации. Но сказанное не означает, что личность — это существо только социальное, лишенное биологических характеристик. В психологии личности социальное и биологическое существуют в единстве. В то же время категория “человек” и “личность” не синонимичны. Последнее определяет социальную ориентированность человека, который становится личностью, при условии, что развивается в обществе (например, в отличие от “диких детей”), взаимодействует с другими людьми (в отличие от глубоко больных от рождения).

Индивидуальность — категория, подчеркивающая уникальность, неповторимость и самостоятельность каждой психики (личности, индивида, человека).

Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры: самосознание; направленность личности; темперамент и характер; психические процессы и состояния; способности и задатки; психический опыт личности.

Вопрос №13.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: