double arrow

Структура и функции философии


С предметом философии тесно связана структура философского знания - совокупность взаимосвязанных разделов (учений) философии со сто­роны теории, метода и приложений.

Структура философского знания

М е т о д
Методология

Философское знание

Приложения

Теория

Онтология - философское учение о бытии вообще, его видах и атрибутах (всеобщих, неотъемлемых свойствах).

Гносеология - философское учение о познании, его закономерностях, формах и средствах, истине и ее критериях.

Логика - философское учение о формах и законах человеческого мышления (в настоящее время существует как самостоятельная наука).

Философская антропология - философское учение о происхождении и сущности человека, смысле его жизни.

Социальная философия - философское учение о человеческом обществе в целом, его общих законах и перспективах развития.

Аксиология - философское учение о ценностях, их роли в жизни человека и общества.


Экологическая философия - философское учение о взаимосвязи общества и природы, человека и космоса (сформировалась в последней четверти XX в.). Этика - философская наука о нравственности (с античности ее называют




практической философией).

Эстетика - философская наука о прекрасном (древнейший раздел

философии).

Методология - философское учение о методах познания и преобразо­вания действительности; совокупность методологических принципов.

На разных этапах развития философии различные учения (разделы) выходили на передний край, становились ведущими. Скажем, со времен Аристотеля преобладала онтологическая (метафизическая) проблематика, в новое время (особенно после работ Канта) возобладала гносеология, в современной философии проблемы этих разделов тесно переплетаются в феноменологии и экзистенциализме на основе интересов философской

антропологии.

Функции философии вобществе выражают назначение философии. Функции философии в науке и общественной жизни в целом вытекают из ее предмета и структуры.

Основные функции философии:

1) мировоззренческая,

2) гносеологическая,

3) логическая,

4) методологическая,

5) воспитательно-образовательная.







Сейчас читают про: