Проблема метода в философии

Наряду с исходной философской проблемой и основным вопросом философии есть еще один важный вопрос: "Каков мир?" Этот вопрос распадается на два вопроса.


1. Взаимосвязан мир в своих частях или разобщен?

2. Изменяется мир, развивается или неизменен?

В зависимости от ответов находится и метод познания этого мира. Что же такое метод познания?

Метод - это совокупность приемов, способов изучения объекта. Философский метод - это путь, направление познания мира. Говоря о роли метода в научном познании, Ф.Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим дорогу путника в ночи.

Метод познания должен соответствовать природе исследуемого объекта. Метод вырастает из знаний об объекте исследования, поэтому метод тесно связан с теорией. Философский метод познания должен отвечать характеру, сущности познаваемого мира, что выясняется при решении вопроса: "Каков мир?" Этот вопрос делит философов на диалектиков и метафизиков (антидиалектиков).

Диалектики, отвечая на этот вопрос, формулируют два основных принципа:

1. Принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности предметов
и явлений.

2. Принцип всеобщности движения и развития.

При этом предполагается, что источник развития коренится в самих предметах, в их внутренней противоречивости. Представители диалектики.

Гераклит (древнегреческий философ, VI - V вв. до н. э.) говорил:

«Все течет, все изменяется. В воды одной и той же реки нельзя войти дважды». «Борьба - отец всего». Свойства переходят в противоположность: холодное в теплое, жизнь в смерть и пр.

Георг Гегель (немецкий философ, XVIII - XIX вв.) в работе «Наука
логики» (1816) в наиболее полной и систематической форме воспроизвел
совокупность диалектических категорий и исследовал содержание основных
законов диалектики: 1) закон перехода количества в качество; 2) закон
тождества (противоречия); 3) закон отрицания.

Гегель создал идеалистическую диалектику, согласно которой развивается не природа, а духовное начало - абсолютная идея.

Маркс, Энгельс и др. представители марксистской философии
(XIX - XX вв.), в свою очередь, разработали материалистическую

диалектику, согласно которой способностью к саморазвитию обладает сам материальный мир (см. кн. Энгельса «Анти-Дюринг», «Диалектика природы»

и др.)-

Применение диалектики к социальным системам и человеку в XX в.

проведено представителями франкфуртской школы (Адорно, Маркузе, Фромм). Так, Т.Адорно в книге «Негативная диалектика» называет диалектику способом выявления противоречий в реальности. В негативной диалектике отрицание рассматривается как логика распада.

Несколько раньше представители экзистенциализма (Кьеркегор, Хайдеггер, Сартр) субъективировали диалектику: у Хайдеггера диалектика проявляется в противоречии бытия и смерти человека ("бытие к смерти"), у Сартра - в противоречии между бытием-для-себя и бытием-для-другого (см. кн.: Современные концепции диалектики. Критические очерки /Под ред. В.А.Лекторского.М., 1987).

В соответствии с диалектическим пониманием мира формулировался и диалектический метод познания и преобразования действительности.

Другое понимание мира и другие ответы на вопрос "Каков мир?", другой метод познания давали философы, стоящие на антидиалектических позициях. Этих философов со времен Гегеля (XIX в.) называют метафизиками.*

Метафизики, в отличие от диалектиков, не признают два указанных выше диалектических принципа. Для метафизиков мир фрагментарен, его части органически не связаны между собой, мир в целом статичен и неизменен; если же происходят изменения, то они носят только количественный, а не качественный характер, внутренняя противоречивость предметов отрицается,

Представители метафизики:

Древнегреческий философ Парменид (VI - V вв. до н.э.) утверждал: «Бытие неподвижно. Движение иллюзорно». Идеи Парменида пытался развивать его ученик Зенон (V в. до н.э.), который свои воззрения на мир сформулировал в виде трудноразрешимых проблем - апорий.

* Исходное значение понятия «метафизика» (от греч.) - "то, что идет после физики". Метафизикой изначально была названа "первая философия" Аристотеля - учение об умозрительно постигаемых началах бытия, о мире как целом. С XIX в. метафизикой стали называть и метод познания вечных и неизменных сущностей мира.


Одна из этих апорий называется «Ахиллес и черепаха».

 
 

Ахиллес никогда не догонит черепаху, так как пока он пробегает расстояние 81, черепаха уходит на 32, пока он пробегает 82 - черепаха уходит на 33, и т.д. до бесконечности.

Здесь предполагается, что пространство и время не имеют предела делимости.

Другая апория Зенона «Стрела»:

1--- *

Если пространство и время имеют предел делимости, т.е. далее неделимые отрезки, то траектория полета стрелы складывается из участков, в каждом из которых стрела покоится. Отсюда сумма состояний покоя дает результат: «Летящая стрела покоится».

Пытаясь доказать кажущийся характер реального движения, Зенон фактически доказывал его противоречивый, диалектический характер. Здесь диалектика дает о себе знать вопреки метафизике.

В новое время, начиная с XVI - XVII вв., происходит бурное развитие частных наук, их отпочкование от философии, для естествоиспытателей и философов мир как бы распался на отдельные невзаимосвязанные области. Философские учения Ф.Бэкона, Гоббса, Локка и др. в целом носят недиалектический характер. Подавляющее число материалистов вплоть до Фейербаха (XIX в.) развивали метафизический стиль мышления, использовали метафизическую методологию.

Метафизический стиль мышления проявлялся по-разному: в линейном эволюционизме английского философа Спенсора (XIX в.), который сводил

социальные законы общества к биологическим и механическим законам, в эмерджентном понимании развития (Бергсон, Морган, Уайтхед и др., XX в.) с внезапными взрывными скачками в природе и обществе и др.

В XX в. с позиций антиисторизма диалектику подверг критике представитель постпозитивизма Карл Поппер, который отдавал предпочтение методу "проб и ошибок" (см. его работу «Что такое диалектика?» //Вопросы философии. 1996. №2).


Итак, наиболее широкими направлениями в философии следует считать парадигмы философии бытия и небытия, материализм и идеализм, гносеологический оптимизм, агностицизм и скептицизм, диалектику и метафизику (антидиалектику), кроме того, следует назвать рационализм и эмпиризм (сенсуализм), о которых будет сказано в разделе "Гносеология".

В XX веке существовали и возникли учения и школы, на базе которых оформились философские направления. Их можно сгруппировать с учетом сложившихся традиций и определенной преемственности. * Это следующие направления:

- сциентистские, ориентированные на науку: марксизм, неопозитивизм,
аналитическая философия, структурализм, постпозитивизм',

- антропо-субъективистские, исходящие из человеческого начала:
прагматизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика;

- психологические, отталкивающиеся от содержания психической сферы:
интуитивизм, психоанализ, аналитическая психология;

- религиозные, обосновывающие божественную сущность мира:
метафизика всеединства, персонализм, неотомизм, тейярдизм;

глобалистские, учитывающие масштабную зависимость от природы и космоса: космизм, экологизм;

- синтетические, выразившие противоречивость миропонимания конца
XX - начала XXI вв.: постмодернизм и др.

Основные идеи и представители указанных философских направлений будут упомянуты при рассмотрении тех или иных проблем. (См. кн.: Современная буржуазная философия: Учебное пособие /Под ред. А.С.Богомолова, Ю.К. Мельвиля, И.С. Нарского. М, 1978; Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. От романтизма до наших дней. ТОО ТК «Петрополис», 1997).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: