Зачатки философского знания возникают примерно 5 тысяч лет назад в Древнем Вавилоне и Древнем Египте. Философия как форма общественного сознания складывается позже - в VI - V вв. до н.э. в трех культурах: Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции.
Наиболее развитые формы в Древнем мире обрела греческая философия. В целом философия вырастает из религиозно-мифологического отношения к миру и противостоит этому мировоззрению. Характерными чертами возникающей философии, которые отличают ее от религии и мифологии и роднят с наукой, являются:
1. Рациональное отношение к миру и жизни человека. 2 .Понятийная (категориальная) форма отражения действительности.
3. Теоретический уровень мышления.
4. Постановка проблем и попытка их решения.
5. Критическое отношение ко всем суждениям и высказываниям.
Философия возникает в период формирования рабовладельческого общества, когда происходит отделение умственного труда от физического. Бурное развитие философского знания в Древней Греции связывается с тем, что в это время там получает развитие рабовладельческая демократия, которая создает условия для свободной полемики.
|
|
Философское знание о мире формируется одновременно и в единстве с зарождающимся частнонаучным знанием. Поэтому философские представления на этом этапе сложно отделить от математических, астрономических, географических и других представлений (философами-учеными античности были Фалес, Пифагор, Демокрит, Аристотель и др.). Философия тюю периода выступает как -знание обо всем существующем, как
мшнереальное знание. Это состояние философии и зарождающейся науки II ч.тается синкретичным, т.е. нерасчлененным, единым.
В своем развитии философия прошла ряд качественных этапов, что
шмноляет говорить об определенной периодизации истории философии: это свняя (индийская, китайская, античная греческая) философия,. рсдневековая, эпохи возрождения и нового времени, французского просвещения, классическая немецкая, марксистская, русская религиозная (и русский космизм) и новейшая (современная).
С развитием науки и философии формируются их собственные предметы изучения. На протяжении столетий от философии "отпочковываются" математика, физика, химия, биология, в XIX веке - социология, психология, языкознание. Вообще с предметом исследования связана совокупность арактерных проблем и вопросов, которыми занимается данная область знания (дисциплина).
Предмет философии включает в себя следующие основные проблемы:
1. Проблема существования мира в целом и его формообразований,
отношение между бытием и небытием.
2. Выявление всеобщих, универсальных свойств и закономерностей
действительности.
|
|
3. Проблема соотношения материальных и духовных явлений, материи
и сознания.
4. Изучение закономерностей познавательной деятельности, ее форм,
способов, методологии.
5. Исследование общих законов и форм человеческого мышления.
6. Выяснение происхождения и сущности человека, цели и назначения
человеческого существования.
7. Определение сущности и общих закономерностей человеческого
Общества.
8. Проблема ценностных отношений между человеком, обществом