Основной вопрос философии. Еще древние философы обратили внимание на то, что все существующие явления можно разделить на два принципиально различных вида

Еще древние философы обратили внимание на то, что все существующие явления можно разделить на два принципиально различных вида. Это материальные и духовные (идеальные) явления. И те, и другие - виды бытия. Материальные явления существуют вне и независимо от сознания человека, идеальные явления связаны с сознанием человека, с его психической деятельностью.

Проблема соотношения материальных и духовных (идеальных) явлений получила название основного вопроса философии. Решение основного вопроса философии имеет смысл после определенного решения исходной философской проблемы, т.е. после того, как признано, что бытие существует.

Итак, дадим общую формулировку основного вопроса философии.

Основной вопрос философии (ОВФ) - это вопрос об отношении сознания к материи, духовных явлений к материальным.

ОВФ имеет две стороны (два под вопроса).

Первая сторона ОВФ - это вопрос о том, что является первичным: сознание или материя, духовные или материальные явления. Иначе - что вопрос о сущности, природе мира.

Вторая сторона ОКФ это вопрос о познаваемости мира, иначе - это вопрос о том, способно ли сознание, мышление верно отразить материальный мир.

1. В зависимости от решения первой стороны ОВФ философы делятся на два больших философских направления: материализм и идеализм. В чем их отличие?

Материалисты считают, что первичной, изначальной является материя по отношению к сознанию, или иначе - материальные явления порождают сознание, духовные (идеальные) явления. В этом суть материализма.

Представители материализма:

школа чарвака-локаята (древнеиндийская философия, середина
I тыс. до н.э.);

Демокрит (древнегреческий философ, V - IV вв. до н. э.);

Фрэнсис Бэкон (английский философ, XVI - XVII вв.);

Дидро (французский философ-просветитель, XVIII в.);

Фейербах (немецкий философ, XIX в.);

марксисты (Маркс, Энгельс, их последователи, XIX - XX вв.).
Наиболее ярким представителем «старого» материализма был Людвиг

Фейербах, который в книге «Сущность христианства» (1841) и др. утверждал вечный и бесконечный характер природы, доказывал, что дух есть лишь высший продукт материи.

Идеалисты считают, что первичными, изначальными являются духовные, идеальные явления по отношению к материальным, или иначе -сознание, дух определяет существование материальных явлений.

Различают две разновидности идеализма - субъективный и объективный идеализм.

Субъективные идеалисты за начальное, определяющее берут сознание человека, идеальное начало субъекта.

Представители:

Беркли (английский епископ, философ, XVIII в.);

Фихте (немецкий философ, XVIII - XIX вв.);

Мах (австрийский физик, XIX в.);

Гуссерль (немецкий философ, XIX - XX вв.) и др. феноменологи (XX в.);

экзистенциалисты (немецкие, французские и др., XX в.).

Именно с Джорджа Беркли сторонников субъективного идеализма начали называть идеалистами (это сделали французские философы-просветители). Он



тверждал, что весь мир есть совокупность человеческих ощущений ("существовать значит быть воспринимаемым"). Материя -- это ложное, абстрактное понятие. Чтобы уйти от солипсизма, признающего в мире существование сознания единственного человека, Беркли говорил, что источником согласованных ощущений ("идей") всех людей является Бог.

Объективные идеалисты утверждают, что первичным является нечеловеческое, мировое сознание, сверхъестественное духовное начало. Представители:

Платон (древнегреческий философ, V - IV вв. до н. э.);
» Фома Аквинский (итальянский философ, XIII в.);

Гегель (немецкий философ, XVIII - XIX вв.);

неотомисты (итальянские, английские и др., XX в.).
Родоначальником европейского объективного идеализма считают

Платона, который полагал, что природно-человеческий мир является воплощением духовного мира образов — эйдосов: мир вещей подобен тени на белой стене, отбрасываемой пламенем свечи, - миром вечных идеальных сущностей.

Объективный идеализм является философской основой религии, средневековые теологи на Западе и Востоке не раз ссылались на идеалис­тическую философию Платона и его последователей - неоплатоников.

В истории философии о различении материализма и идеализма, материалистов и идеалистов говорили Лейбниц, Беркли, французские просветители XVIII в., В.Соловьев, марксисты и др.

Философы, признающие одно первоначало, называются монистами.

Есть монисты-материалисты и монисты-идеалисты - это последовательные материалисты или идеалисты (например, Энгельс и Гегель). Кроме них, существуют философы, которые считают, что в основе мира лежат два независимых друг от друга начала - это дуалисты. Представители дуализма:

Декарт (французский математик и философ, XVII в.);

Кант (немецкий ученый и философ, XVIII в.).

Так, согласно Иммануилу Канту, наряду с объективным миром вешей

существуют внеопытные формы сознания человека.

Также выделяются плюралисты, признающие множество независим э!х первоначал (немецкий математик и философ XVII в. Г. Лейбниц, английский философ XX в. К.Поппер и др.). Например, Готлиб Лейбниц создал

16

«Монадологию» - умение, согласно которому мир образован бесконечным множеством духовных первоэлементов -монад.

2. При решении второй стороны ОВФ философы делятся на гносео­логических оптимистов, агностиков и скептиков.

Гносеологические оптимисты - это философы, признающие принци­пиальную познаваемость мира и его законов. Их большинство, к ним относятся все последовательные материалисты, а также многие идеалисты (среди них, например, Гегель).

Агностики - это философы, которые отрицают познаваемость ми и его законов. Как правило, среди них субъективные идеалисты (но не все). Представители:

Юм (английский философ, XVIII в.);

Кант (немецкий философ, XVIII в.).

Если Иммануил Кант отрицал познаваемость сущности вещей ("вещь в себе"), которые существуют в объективном мире, то Давид Юм вообще отрицал возможность ответить на вопрос, существует ли внешний мир.

Скептики - философы, которые выражают сомнение в способности человека познать окружающий мир, достигнуть истинного знания. Представители:

софисты (древнегреческие философы);

Секст Эмпирик ( греческий философ и врач, III в.);

Декарт (французский математик и философ, XVII в.).

Рене Декарт говорил, что все предшествующее знание должно быть подвергнуто сомнению: «Не подлежит сомнению только то, что я сомневаюсь».

С точки зрения представителей диалектического материализма, которые принадлежат к гносеологическим оптимистам, наиболее сильное опровержение агностицизма заключено в эксперименте, промышленности, практике (см. кн.: Ф.Энгельс «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: