double arrow

Философская методология и рост научного знания


Философская методология служит основой познавательной деятель­ности, выполняя нормативно-регулятивные функции в процессе познания.

В науке XX века наибольшее распространение получила следующая философская методология:

1) диалектико-материалистическая;

2) позитивистская и неопозитивистская.


Основными принципами диалектика-материалистическойлогики и методологии являются:

1. Принцип объективности рассмотрения явлений (принцип материализма).

2. Принцип всесторонности рассмотрения, т.е. во всех связях и отношениях.

3. Принцип детерминизма (причинности).

4. Принцип изменения и развития (во времени).

5. Принцип историзма (конкретно-исторического, единства исторического
и логического).

6. Принцип противоречивости.

7. Принцип перехода количественных изменений в качественные и обратно.

8. Принцип диалектического отрицания.

9. Принцип единства анализа и синтеза.

10. Принцип единства индукции и дедукции.

11. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

12. Принцип единства теории и практики (как высшего критерия истины).
(См. кн.: А. П. Шептулин. Диалектический метод познания. М., 1983).

Методологии диалектического материализма противостоит и в то же время ее дополняет позитивистская методология.

Первый позитивизм первой трети XIX в. (Конт, Милль, Спенсер) выступил с критикой традиционной философии, ориентируясь на "позитивные" (специальные) науки и эмпиризм в познании, объявив при этом, что каждая наука сама обеспечивает себя методологией. Второй позитивизм, или махизм, рубежа XIX — XX вв. (Авенариус, Мах, Петцольд и др.) сводил реальность к нейтральным элементам опыта в духе субъективного идеализма; австрийский физик и философ Эрнст Мах рассматривал мир как "комплекс ощущений", считал важнейшей функцией науки "экономию мышления".

Новый позитивизм XX в. - неопозитивизм (Шлик, Карнап и др.) и его продолжение - аналитическая философия (Рассел, Витгенштейн и др.) свели задачу философии к анализу языка науки.

Основными принципами логики и методологии позитивизмаи неопозитивизма являются:

1. Принцип гносеологического феноменализма (сведение научного зна­
ния к совокупности чувственных данных).

2. Принцип дескриптивизма (сведение всех функций науки к описанию).

3. Принцип методологического эмпиризма (стремление решать судьбу
теоретического знания, исходя исключительно из результатов его опытной
проверки).

4. Принцип формально-логического анализа (как единственного средства
решения всех методологических проблем).

5. Принцип жесткой дихотомии аналитических и синтетических выска­
зываний (противопоставление формальных и факту ал ьных наук, философско-
богословского и естественно-математического знания).

6. Принцип дихотомии теоретического и эмпирического знания в факту -
альных науках (основанных на эмпирических фактах).

7. Принцип полной редукции (сведения) теоретического знания к эмпи­
рическому знанию.

8. Принцип верификации или верифицируемости (т.е. более сильного или
слабого требования к эмпирической подтверждаемости научной истины).

9. Принцип физикализма (выработка единого языка всей науки - физико-
математического языка).

10. Принцип полной элиминации традиционных пробл'ем философии из
науки (отказ от философско-мировоззренческих проблем, философия только
для анализа языка науки).

11. Принцип антиисторизма в философии науки (построение исключи­
тельно статических моделей науки).

12. Принцип радикального сциентизма (признание науки как единст­
венного вида познавательной деятельности и противопоставление науки всем
формам духовно-практического освоения действительности ).

(См. кн.: Панин А.В. Диалектический материализм и постпозитивизм. М, 1981; Аналитическая философия: Избранные тексты / Сост. А.Ф. Грязнов. М., 1993).

Проблемы динамики научного знания, его роста, эволюции, развития, научных революций и т.п. стали предметом специального изучения в пост­позитивизме во второй половине XX века. Его основные представители -англичане Поппер и Лакатос (венгерского происхождения), американцы Кун, Тулмин и Фейерабенд. Феноменологии и герменевтике постпозитивисты противопоставили новый рационализм, который направил свою критику и против неопозитивизма, говорящего о "чистоте науки", не учитывающего связи науки с обще культурным контекстом.


Критический рационализм Карла Поппера оспаривал принципы верификации, индукции и конвенционализма неопозитивистов. В книге «Логика научного исследования» (1935) он выдвинул критерий фальсификации, в соответствии с которым наличие фактов, опровергающих теорию, служит критерием ее истинной научности; это показывало, что между наукой и философией нет жесткой границы.

Понятие истинной теории Поппер заменил понятием правдоподобного знания. Согласно его рационализму, верить можно только в то, что выдержало критическое испытание рациональными аргументами. На этой основе Поппер выдвинул модель роста научного знания со звеньями: проблема (Р1) - научная теория (Т1) - устранение ошибок (Е1Е1) и так далее. В концепции "онтология трех миров" он выделяет три относительно независимых мира:

1) мир физических вещей;

2) мир индивидуальной психики человека;

3) мир идей, научного знания, выраженного через язык в книгах и т.п.

Из наличия третьего мира, имеющего объективный характер, Поппер выводит концепцию гносеологии без познающего субъекта.

Томас Кун в йниге «Структура научных революций» (1962) разраба­тывает важнейшее понятие исторической школы философии науки ~ "парадигма".

Парадигма (греч. - образ, пример) - это методологическая установка в отношении общепризнанных научных достижений^ принятая научным сообществом. Существование каждой парадигмы характеризует период спокойной, "нормальной науки", пока не накопилось достаточное количество аномальных фактов. Историческое развитие научного знания происходит путем смолы парадигм, что Кун называл научными революциями. Он провел анализ структуры субъекта научного творчества - научного сообщества: соотношение индивида и коллектива, уровней и подуровней естественных наук и пр. Кун подчеркивал ориентирующую роль психологических и социо­культурных факторов в деятельности ученого.

Имре Лакатос разработал концепцию эволюции научного знания как соперничества и смены "научно-исследовательских программ".

Научно-исследовательская программа - это совокупность теории, гипотез, кодексов, которые принимает ученый, В структуре такой программы выделяется "жесткое ядро" и "защитный пояс", включающий "негативную эвристику" и "позитивную эвристику". Например, в классической механике

Ньютона жесткое ядро составляют три закона механики и закон всемирного тяготения, которые оберегались защитным поясом ответов на критику и вспомогательными гипотезами.

Из двух типов конкурирующих научно-исследовательских программ побеждает прогрессирующий тип, а регрессирующий тип уступает свое место, -так происходят научные революции. Концепция Лакатоса объясняла динамику науки прежде всего ее внутренней логикой при учете внешней социокультурной среды. Именно внутренние стандарты научной рациональности и их смена признаются здесь определяющими в развитии научного знания.

(См. кн.: Ну гаев P.M. Реконструкция процесса смены фундаментальных научных теорий. Казань, 1989.)

Следует отличать рационализм (как направление в гносеологии) от рациональности. Рациональность научной деятельности предполагает наличие норм и эталонов объяснения, описания и доказательств, идеалов организации знания. Например: требование описания объекта "самого по себе" в классической физике и учет средств наблюдения в современной физике. Нормы научной рациональности являются неотъемлемым компонентом моделей развития науки постпозитивистов.

Различают также исторические типы рациональности (разумности): античный, средневековый, нового времени и др. Для европейской цивилизации вообще характерна ориентация на рациональность, нормативность. Так, еще древние греки пытались рационализировать мир, упорядочить его, превратить хаос в космос. Современную рационализированную европейскую цивилизацию называют технократической.

Достижения философии и методологии науки оказали заметное влияние на философию и научную культуру XX века.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Представленный в данной работе курс философии в систематическом изложении воспроизводит содержание учебной дисциплины "Философия", которую автор преподает студентам Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева. Лекционный материал курса соответствует требованиям стандарта, разработанного Министерством образования Российской Федерации, он содержит последовательное сжатое изложение основных разделов философской теории, знакомит с важнейшими принципами и категориями философии. По узловым проблемам и вопросам курса даются историко-философские справки.

Настоящая книга представляет собой переработанное и существенно дополненное учебное пособие автора «Философия: теория и методология. Курс лекций», которое было издано в 1998 году и неоднократно тиражировалось в КГТУ - КАИ.


Сейчас читают про: