Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Реформы Календаря




Григореанская Реформа. В третьей четверти XVI века вопрос о реформе календаря ввиду его

чрезвычайной важности и насущной необходимости откладывать далее бы-ло

признано нежелательным и нецелесообразным. И в 1582 году римским понти-

фиком Григорием XIII была создана специальная комиссия, которой была по-

ручена разработка проекта новой календарной системы.

После ознакомления со всеми предложенными вариантами комиссией был

одобрен проект нового календаря, автором которого являлся итальянский математик и врач Луиджи Лилио (или - в латинизированной версии – Алоизий Лилий, 1520-1576 гг.), преподаватель университета Перуджи. Проект был представлен братом учёного - Антонио Лилио, который также принимал активное участие в его разработке.

24 февраля 1582 года папой Григорием XIII была издана специаль-ная

булла "Inter gravissimas" ("Среди наиважнейших"). В ней говори-лось:

"Было заботою нашею не только восстановить равноденствие на издревле

предназначенном ему месте, от которого со времени Никейского Собора оно

отступило на десять дней приблизительно, и XIV Луне вернуть её место, от

которого она на четыре и пять дней отходит, но и установить также способ

и правила, которыми будет достигнуто, чтобы и в будущем равноденствие и

XIV Луна со своих мест никогда не сдвигались".

И далее, под угрозой отлучения от Церкви противящихся осущест-влению

календарной реформы, здесь вещалось: "А посему с целью вернуть весеннее

равноденствие на его прежнее место, каковое отцы Никейского Собора ус-

тановили на 12-й день перед апрельским календами [то есть 21 марта], мы

предписываем и повелеваем касательно месяца ок-тября текущего 1582 года,

чтобы десять дней, от третьего дня перед нонами [то есть 5 октября] до

кануна ид [то есть 14 октября] включи-тельно, были и з ъ я т ы".

Как видим, согласно реформе, календарные даты сдвигались на 10 дней

вперёд, начиная с октября 1582 года, в котором сразу же после 4-го числа

последовало не 5-е, как обычно, а 15-е. Таким образом и весеннее равно-

денствие было передвинуто и возвращено "на его прежнее место" - то есть

на 21 марта. Этим устранялась календарная погрешность, накопив-шаяся со

времени Никейского Собора 325 года.

Для решения проблемы в её второй части, касавшейся способа и пра-вил

с о х р а н е н и я равноденствия на издревле установленном соборными

отцами месте, что на долгие годы обеспечивало бы совпадение календарной

даты весеннего "равноденственного солнцестояния" с датой фактической,

необходимо было знать точную величину продолжительности тропического го-




да.

К тому времени, в 1551 году, были опубликованы сводные астрономичес-

кие расчёты, известные под названием "Прусских таблиц". Они бы-ли сос-

тавлены виттенбергским астрономом и математиком Эразмом Рейнгольдом

(1511-1553 гг.) и основывались на гелиоцентрической теории Ко-перника.

Продолжительность года в них указана равной 365 суткам 5 ча-сам 49 мину-

там 16 секундам. Это всего на 30 секунд более истинной величины тропи-

ческого года (= 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд), принятой в наше

время.

Длина же года в юлианском календаре (365 дней 6 часов) отлича-лась от

вновь вычисленной на 10 минут 44 секунды. Последняя разность за 135 лет

в результате давала суммарную календарную погрешность в це-лые сутки, за

400 лет она составляла уже около трёх суток, а за 1257 (= 1582 - 325)

лет, прошедшие со времени Никейского Собора, - упомянутые десять суток,

которые - согласно григорианской реформе - и "были изъ- яты" из кален-

дарного обихода.

Во избежание повторения этой погрешности в будущем в новом календаре

исходя их приведённых расчётов следовало регулярно - каждые 400 лет -

изымать т р и избыточных дня. Если по юлианскому календарю в четырёхсот-

летие было 100 високосных годов, то в григорианском их осталось лишь 97.

В проекте Луиджи Лилио было принято считать простыми те веко-вые ви-

сокосные юлианские годы, двузначное знаменательное число кото-рых не де-

лится на 4 (возможно применение этого правила и в иной форму-лировке:

простыми являются вековые годы, номера которых не делятся на 400). Прос-



тыми, в частности, должны быть годы 1700, 1800, 1900, 2100, 2200, 2300 и

т. д. Годы же 1600, 2000, 2400 и т. д. (номера делятся на 400) остава-

лись високосными.

В контексте григорианской реформы был приведён в соответствие с

действительными фазами Луны и 19-летний лунный расчётный цикл, оп-реде-

лены правила его регулярного исправления.

Принятая календарная система, как мы уже видели, получила название

григорианской, или нового стиля. В противовес этому за юлианским кален-

дарём закрепилось название старого стиля (обозначаются соответственно

"н. ст." и "ст. ст.")

Новоюлианская реформа 1923 г.Что касается этого последнего предложения, оно еще раз было озвучено, как ни странно, на константинопольском совещании Православных Церквей в 1923 г. Наряду с введением новоюлианского календаря было решено совершать Пасху по формуле "первое воскресенье после первого полнолуния после равноденствия", где все компоненты должны были определяться не по данным александрийской пасхалии, а чисто астрономически на широте Иерусалима. Однако это решение не было до сих пор реализовано, поэтому новоюлианская реформа осталась половинчатой: большинство автокефальных Церквей совершает Пасху по александрийской пасхалии, основанной на юлианском календаре, а неподвижные праздники — по новоюлианскому календарю (единственным исключением является Финляндская Православная Церковь, совершающая Пасху согласно григорианской пасхалии). В основании такой практики лежит официальное постановление Московского Совещания Православных Церквей 1948 г., согласно которому все православные должны совершать Пасху по александрийской пасхалии и юлианскому календарю, а для неподвижных праздников каждая Автокефальная Церковь может пользоваться существующим в этой Церкви календарем. Клирики и мiряне обязаны следовать календарному стилю той Поместной Церкви. на территории которой они проживают. В результате такого "дуализма" неизбежны уставные несоответствия: так, в случае слишком поздней Пасхи полностью исчезает Петров пост, а также возникают трудности в отношении Марковых глав.

Реформы календаря Петра I.Около двухсот лет россияне жили и пользовались такой системой счёта лет. Однако на исходе лишь первой трети 7208 года от сотворения мира им пришлось усугубить празднование новолетия. 19 декабря юлианского годового круга с сентябрьским началом был подписан и опубликован именной указ царя и великого князя Петра I Алексеевича.
Царский указ назывался так: (О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. - Том III (1689-1699 гг.). - СПб., 1830. - С. 680-681. - № 1735).
Настоящим рескриптом предписывалось изменение эры и новолетия: с 1 января 7208 года от сотворения мира полагалось впредь (в Розряде и во всех приказех, в пометах, записках, в грамотах и во всех Наших Великаго Государя указех о всяких делех и в приказных и на площадях во всяких крепостях и в городех Воеводам в списках и в пометах и в сметных и пометных списках и во всяких приказных и мирских делах лета писать и числить годы Генваря с 1 числа 7208 года и считать сего от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 году, а год спустя Генваря с 1 числа с предбудущаго 7209 году писать от Рождества Христова с 1 числа 1701 году и в предбудущих чинить по тому ж, "а с того новаго года Генваря месяца и иные месяцы и числа писать сряду до Генваря непременно и в прочия лета, счисляя лета от Рождества Христова по тому же".
Реформа была обусловлена объективными обстоятельствами. В указе говорилось: "А то указали Мы Великий Государь учинить, для того что во многих Христианских окрестных народех, которые православную Христианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова".
Впрочем, чтобы нововведение было принято без особых осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: (А буде кто похочет писать и от сотворения мира: и им писать оба те лета - от сотворения мира и от Рождества Христова сряду свободно.
Юлианский календарь сам по себе был Петром I на Руси сохранён, по присказке, до следующей оказии. Как уже говорилось, русский ц а р ь, видимо, не дерзнул посягнуть на овеянное древностью и неоспоримым авторитетом достояние великого и божественного Цезаря. А это означало, что сохранилось и запаздывание календарных дат - в то время - на 10 дней. 19 декабря 7208 года от сотворения мира, когда был издан реформационный указ, в Европе соответствовало 29 декабря 1699 года от Рождества Христова по григорианскому календарю.
Русская Православная Церковь в богослужебном обиходе наряду с юлианским календарём сохранила и ставшее к тому времени традиционным сентябрьское начало года, что наблюдается и поныне. В память о столь важном событии, как введение в России нового летосчисления, был разработан проект памятной медали. Оригинал проекта хранится в фондах Рукописного отдела Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.





Дата добавления: 2015-06-14; просмотров: 2634; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9172 - | 7246 - или читать все...

Читайте также:

 

100.26.182.28 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.