Григореанская Реформа. В третьей четверти XVI века вопрос о реформе календаря ввиду его
чрезвычайной важности и насущной необходимости откладывать далее бы-ло
признано нежелательным и нецелесообразным. И в 1582 году римским понти-
фиком Григорием XIII была создана специальная комиссия, которой была по-
ручена разработка проекта новой календарной системы.
После ознакомления со всеми предложенными вариантами комиссией был
одобрен проект нового календаря, автором которого являлся итальянский математик и врач Луиджи Лилио (или - в латинизированной версии – Алоизий Лилий, 1520-1576 гг.), преподаватель университета Перуджи. Проект был представлен братом учёного - Антонио Лилио, который также принимал активное участие в его разработке.
24 февраля 1582 года папой Григорием XIII была издана специаль-ная
булла "Inter gravissimas" ("Среди наиважнейших"). В ней говори-лось:
"Было заботою нашею не только восстановить равноденствие на издревле
предназначенном ему месте, от которого со времени Никейского Собора оно
|
|
отступило на десять дней приблизительно, и XIV Луне вернуть её место, от
которого она на четыре и пять дней отходит, но и установить также способ
и правила, которыми будет достигнуто, чтобы и в будущем равноденствие и
XIV Луна со своих мест никогда не сдвигались".
И далее, под угрозой отлучения от Церкви противящихся осущест-влению
календарной реформы, здесь вещалось: "А посему с целью вернуть весеннее
равноденствие на его прежнее место, каковое отцы Никейского Собора ус-
тановили на 12-й день перед апрельским календами [то есть 21 марта], мы
предписываем и повелеваем касательно месяца ок-тября текущего 1582 года,
чтобы десять дней, от третьего дня перед нонами [то есть 5 октября] до
кануна ид [то есть 14 октября] включи-тельно, были и з ъ я т ы".
Как видим, согласно реформе, календарные даты сдвигались на 10 дней
вперёд, начиная с октября 1582 года, в котором сразу же после 4-го числа
последовало не 5-е, как обычно, а 15-е. Таким образом и весеннее равно-
денствие было передвинуто и возвращено "на его прежнее место" - то есть
на 21 марта. Этим устранялась календарная погрешность, накопив-шаяся со
времени Никейского Собора 325 года.
Для решения проблемы в её второй части, касавшейся способа и пра-вил
с о х р а н е н и я равноденствия на издревле установленном соборными
отцами месте, что на долгие годы обеспечивало бы совпадение календарной
даты весеннего "равноденственного солнцестояния" с датой фактической,
необходимо было знать точную величину продолжительности тропического го-
да.
К тому времени, в 1551 году, были опубликованы сводные астрономичес-
|
|
кие расчёты, известные под названием "Прусских таблиц". Они бы-ли сос-
тавлены виттенбергским астрономом и математиком Эразмом Рейнгольдом
(1511-1553 гг.) и основывались на гелиоцентрической теории Ко-перника.
Продолжительность года в них указана равной 365 суткам 5 ча-сам 49 мину-
там 16 секундам. Это всего на 30 секунд более истинной величины тропи-
ческого года (= 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд), принятой в наше
время.
Длина же года в юлианском календаре (365 дней 6 часов) отлича-лась от
вновь вычисленной на 10 минут 44 секунды. Последняя разность за 135 лет
в результате давала суммарную календарную погрешность в це-лые сутки, за
400 лет она составляла уже около трёх суток, а за 1257 (= 1582 - 325)
лет, прошедшие со времени Никейского Собора, - упомянутые десять суток,
которые - согласно григорианской реформе - и "были изъ- яты" из кален-
дарного обихода.
Во избежание повторения этой погрешности в будущем в новом календаре
исходя их приведённых расчётов следовало регулярно - каждые 400 лет -
изымать т р и избыточных дня. Если по юлианскому календарю в четырёхсот-
летие было 100 високосных годов, то в григорианском их осталось лишь 97.
В проекте Луиджи Лилио было принято считать простыми те веко-вые ви-
сокосные юлианские годы, двузначное знаменательное число кото-рых не де-
лится на 4 (возможно применение этого правила и в иной форму-лировке:
простыми являются вековые годы, номера которых не делятся на 400). Прос-
тыми, в частности, должны быть годы 1700, 1800, 1900, 2100, 2200, 2300 и
т. д. Годы же 1600, 2000, 2400 и т. д. (номера делятся на 400) остава-
лись високосными.
В контексте григорианской реформы был приведён в соответствие с
действительными фазами Луны и 19-летний лунный расчётный цикл, оп-реде-
лены правила его регулярного исправления.
Принятая календарная система, как мы уже видели, получила название
григорианской, или нового стиля. В противовес этому за юлианским кален-
дарём закрепилось название старого стиля (обозначаются соответственно
"н. ст." и "ст. ст.")
Новоюлианская реформа 1923 г. Что касается этого последнего предложения, оно еще раз было озвучено, как ни странно, на константинопольском совещании Православных Церквей в 1923 г. Наряду с введением новоюлианского календаря было решено совершать Пасху по формуле "первое воскресенье после первого полнолуния после равноденствия", где все компоненты должны были определяться не по данным александрийской пасхалии, а чисто астрономически на широте Иерусалима. Однако это решение не было до сих пор реализовано, поэтому новоюлианская реформа осталась половинчатой: большинство автокефальных Церквей совершает Пасху по александрийской пасхалии, основанной на юлианском календаре, а неподвижные праздники — по новоюлианскому календарю (единственным исключением является Финляндская Православная Церковь, совершающая Пасху согласно григорианской пасхалии). В основании такой практики лежит официальное постановление Московского Совещания Православных Церквей 1948 г., согласно которому все православные должны совершать Пасху по александрийской пасхалии и юлианскому календарю, а для неподвижных праздников каждая Автокефальная Церковь может пользоваться существующим в этой Церкви календарем. Клирики и мiряне обязаны следовать календарному стилю той Поместной Церкви. на территории которой они проживают. В результате такого "дуализма" неизбежны уставные несоответствия: так, в случае слишком поздней Пасхи полностью исчезает Петров пост, а также возникают трудности в отношении Марковых глав.
Реформы календаря Петра I. Около двухсот лет россияне жили и пользовались такой системой счёта лет. Однако на исходе лишь первой трети 7208 года от сотворения мира им пришлось усугубить празднование новолетия. 19 декабря юлианского годового круга с сентябрьским началом был подписан и опубликован именной указ царя и великого князя Петра I Алексеевича.
Царский указ назывался так: (О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. - Том III (1689-1699 гг.). - СПб., 1830. - С. 680-681. - № 1735).
Настоящим рескриптом предписывалось изменение эры и новолетия: с 1 января 7208 года от сотворения мира полагалось впредь (в Розряде и во всех приказех, в пометах, записках, в грамотах и во всех Наших Великаго Государя указех о всяких делех и в приказных и на площадях во всяких крепостях и в городех Воеводам в списках и в пометах и в сметных и пометных списках и во всяких приказных и мирских делах лета писать и числить годы Генваря с 1 числа 7208 года и считать сего от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 году, а год спустя Генваря с 1 числа с предбудущаго 7209 году писать от Рождества Христова с 1 числа 1701 году и в предбудущих чинить по тому ж, "а с того новаго года Генваря месяца и иные месяцы и числа писать сряду до Генваря непременно и в прочия лета, счисляя лета от Рождества Христова по тому же".
Реформа была обусловлена объективными обстоятельствами. В указе говорилось: "А то указали Мы Великий Государь учинить, для того что во многих Христианских окрестных народех, которые православную Христианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова".
Впрочем, чтобы нововведение было принято без особых осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: (А буде кто похочет писать и от сотворения мира: и им писать оба те лета - от сотворения мира и от Рождества Христова сряду свободно.
Юлианский календарь сам по себе был Петром I на Руси сохранён, по присказке, до следующей оказии. Как уже говорилось, русский ц а р ь, видимо, не дерзнул посягнуть на овеянное древностью и неоспоримым авторитетом достояние великого и божественного Цезаря. А это означало, что сохранилось и запаздывание календарных дат - в то время - на 10 дней. 19 декабря 7208 года от сотворения мира, когда был издан реформационный указ, в Европе соответствовало 29 декабря 1699 года от Рождества Христова по григорианскому календарю.
Русская Православная Церковь в богослужебном обиходе наряду с юлианским календарём сохранила и ставшее к тому времени традиционным сентябрьское начало года, что наблюдается и поныне. В память о столь важном событии, как введение в России нового летосчисления, был разработан проект памятной медали. Оригинал проекта хранится в фондах Рукописного отдела Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.
|
|
|
|