Тема 5. Календарное планирование в массовом производстве

5.1.Особенности оперативно-календарного планирования.

5.2. КПН и календарные планы однопредметных линий

5.3.Календарно-плановые нормативы многопредметных линий

5.4.Разработка месячных календарных планов цехов и участков.

5.1. В условиях массового производства как правило используется подетальная система оперативного планирования. Номенклатура на таких предприятиях узкая, объемы выпуска большие и стабильные производство, как правило, поточными методами.

Основной формой движения предметов труда в данном случае является параллельный поток. Заготовки, детали, сборочные единицы или собираемые изделия в основном передаются с операции на операцию или с одной поточной линии на другую не партиями как в серийном производстве, а поштучно или небольшими транспортными партиями. Поэтому движение отдельной детали или небольшой партии их по всему циклу производства должны быть регламентированы во времени, а перемещение от операции к операции на линии определяться тактом (ритмом) потока.

За поточной линией, как правило, закрепляется изготовление одной детали (сборочной единицы). Основной планово-учетной единицей по заводу является изделие, а по цехам – каждая отдельная деталь (сборочная единица). За планово-учетный период в данной системе принимаются сутки, смена, час.

5.2.Основными календарно-плановыми нормативами являются такт (ритм) поточной линии; длительность технологического и производственного циклов; внутрилинейные и межлинейные заделы; количество рабочих мест и коэффициенты их загрузки, другие КПН в зависимости от применяемой поточной линии. Заделы по месту нахождения подразделяются на линейные и межлинейные

Линейные заделы – это количество деталей, находящихся непосредственно на линии на разных стадиях обработки. Межлинейные заделы – это детали, обработка которых закончена на предыдущей линии, но не начата на последующей. Линейные заделы состоят из технологического, транспортного, оборотного и резервного, межлинейные – из транспортного, оборотного и резервного.

Технологический задел – это определенное количество деталей, находящихся в обработке непосредственно на рабочих местах линии. Транспортный задел – это детали, находящиеся в процессе перемещения от одной операции или линии к другой (на конвейерах, в тележках и других транспортных средствах).Оборотный задел возникает между операциями или линиями с разной производительностью и представляет собой детали, накопленные за определенный период работы. Страховой (резервный) задел создается на случай непредвиденных задержек в выполнении операций, возникновения неисправности оборудования или линии.

Для увязки работы линии во времени строится стандарт-план ее работы ее работы, который служит предпосылкой дл последующей разработки планов графиков работы цехов и участков. Стандарт-план – это график работы поточной линии на определенный промежуток времени, не привязанный к календарному времени планируемого периода (на час, на период оборота прерывной линии, на цикл обработки детали и т.д.).

5.3.Многопредметные поточные линии с последовательным чередованием объектов производства на время обработки предметов (деталей) определенного наименования являются однопредметными (непрерывными или прерывными). Календарно-плановые нормативы и стандарт-планы их работы по обработке деталей каждого наименования разрабатываются по методике изложенной выше (п.5.2.).

Для организации работы таких линий по графику необходимо прежде всего решить следующие задачи:

1) Определить оптимальные размеры партий обработки закрепленных деталей, чтобы обеспечить бесперебойную подачу их на сборку или последующие операции с минимальными суммарными затратами на изготовление и хранение;

2) Установить период полного оборота линии, т.е. период, в течение которого должно полностью повторяться изготовление всех закрепленных деталей на линии;

3) Определить оптимальную последовательность чередования объектов производства, т.е. порядок переналадки линии с детали на деталь, чтобы обеспечить минимальные суммарные потери времени на наладки;

4) Разработать стандартный план-график работы линии на весь период ее оборота и график движения межлинейных заделов.

5.4.Месячныей календарные планы цехов и участков определяют номенклатуру и объем выпускаемой ими продукции и должны предусматривать решение следующих основных задач:

1) обеспечение выпуска машин в объеме программы текущего месяца;

2)выполнение плана поставок деталей и полуфабрикатов по кооперации и запасным частям;

3) восполнение всех видов заделов заготовок, деталей и сборочных единиц до установленных норм;

4) обеспечение равномерной загрузки рабочих мест и ритмичного выпуска продукции в течение месяца, недели;

5)привязка стандарт-планов работы отдельных участков к календарному времени

(неделе, суткам).

Основой для разработки месячных заданий всем цехам и участкам является программа выпуска машин по годовому плану или скорректированному заданию на месяц. Поэтому расчет программ цехов ведется по цепному методу в порядке, обратном ходу технологического процесса, начиная с последнего звена производственной цепи – сборочного цеха.

ТЕМА 6. НОРМАТИВНЫЕ РАСЧЕТЫ НЕЗАВЕРШЕННОГО ПРОИЗВОДСТВ А.

6.1. Понятие незавершенного производства и значение оптимизации его размеров.

6.2.Факторы, влияющие на размер заделов незавершенного производства и определение размеров заделов.

6.1. Незавершенное производство – это денежные затраты на создание производственных заделов. Под производственным заделом понимается количество заготовок, деталей, сборочных единиц (в штуках), находящихся в данный момент на разных стадиях производственного процесса. Производственный задел представляет собой овеществленное выражение календарно-плановых нормативов по предметам труда, запущенным в производство (величины партии, периода запуска-выпуска ее, длительности производственного цикла и опережений).

Контролируя величину заделов и поддерживая ее на запланированном оптимальном уровне, можно обеспечить соблюдение и других календарно-плановых нормативов. Наличие определенного числа деталей в заделе – главное условие обеспечения ритмичной работы завода и его подразделений, поскольку оно гарантирует возможность своевременного запуска-выпуска партий на любой стадии производства. Однако чрезмерная величина заделов приводит к излишнему оседанию средств в производственных запасах, замедляет оборачиваемость оборотных средств, требует дополнительных затрат труда и денежных средств на хранение, учет, перемещение и т.д. Поэтому правильное определение производственных заделов, их оптимизация, обеспечивающие бесперебойный ритмичный ход производства с минимальными затратами средств, является одной из важных задач календарного планирования.

6.2.Производственные заделы образуются как внутри цеха, так и между цехами. В серийном производстве первые называют цикловыми или технологическими, вторые – складскими. Цикловой (технологический) задел – это количество деталей, находящихся в производственном процессе цеха в данный момент. В серийном производстве он определяется размером партии, периодом ее запуска-выпуска и длительностью цикла изготовления.

Количество партий, находящихся в заделе, определяется отношением длительности цикла е периоду запуска-выпуска. Для определения объема незавершенного производства необходимо знать среднюю величину циклового задела в штуках.

Оборотные заделы в серийном производстве возникают лишь при различных величинах размеров партий или периодичности запуска выпуска в смежных цехах. Если в предыдущем цехе размер партии меньше, чем в потребляющем, то в последнем накапливаются детали до количества, равного размеру партии обработки. Если же в первом цехе размер партии больше, а во втором меньше, то в потребляющий цех поступают детали в большем количестве, чем требуется для одного запуска; это количество уменьшается с каждым очередным запуском до минимального значения (до нуля) после запуска последней партии до поступления очередной партии из предыдущего цеха.

В массовом производстве заделы по месту нахождения делятся на линейные и межлинейные. Линейные заделы при этом типе производства состоят из технологического, транспортного, оборотного и резервного, межлинейные – из транспортного, оборотного и резервного.

Страховые (резервные) заделы представляют собой постоянный запас деталей между цехами (линиями), предназначенный для обеспечения бесперебойной работы потребляющего цеха (линии) при возможных задержках подачи (внеплановые наладки, неисправность оборудования и т.п.) очередной партии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: