Связь педагогики с другими науками. Функции и задачи педагогической науки

Функции и задачи педагогической науки

Источники развития педагогики

4. Понятийный аппарат педа­гогики

Система педагогических наук и отрасли педагогики

Связь педагогики с другими науками

Основная литература

1. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2002. Ч. 2.

2. Педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002.

3. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. М., 1999. Кн. 1.

Дополнительная литература

1. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М, 1998.

3. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.

4. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстра­циях. М., 2000.

5. Ильина Т. А. Педагогика. М., 1984.

1. Общее представление о педагогике как науке

Во взглядах ученых на педагогику утвердились три точки зрения:

1) педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. Та­
кой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теорети­ческую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В этом
случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные
объекты действительности (космос, культура, политика и др.);

2) педагогика прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к реше­нию задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Содержа­ние такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представле­ний об отдельных сторонах педагогических явлений;

3) педагогика это относительно самостоятельная дисциплина, имею­щая свой объект и предмет изучения1.

Третья точка зрения, согласно которой педагогика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, является наиболее признаваемой. В отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения педагогика как наука обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи

1 Спастенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

между явлениями. Она отвечает на вопросы, какие и почему происходят из­менения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: «Что же она изучает?» Поэтому не­обходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объект — это область действительности, которую исследует данная нау­ка. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является обра­зованиецеленаправленный процесс воспитания и обучения в интересах чело­века, общества и государства.

Предмет — это способ видения объекта с позиций данной науки.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуе­мый педагогический процесс.

Под педагогическим процессом понимают специально организованное, раз­вивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабаты­вает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).

Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогикаэто наука о воспитании, обучении и образо­вании детей и взрослых.

' Свое название педагогика получила от греческого слова "пай-дагогос" ("пайд" — "дитя", "гогос" — "веду"), которое означает "детоводство" или "дитяведение".

В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно — педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие де­тей своего господина в школу. Позже педагоги — это уже вольно­наемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя полу­чили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам, как сказано в одном "Житии": "...книги писагп и учити ученики грамотные хитрости".

§ 2. Объект, предмет и функции педагогики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: