Функции и задачи педагогической науки
Источники развития педагогики
4. Понятийный аппарат педагогики
Система педагогических наук и отрасли педагогики
Связь педагогики с другими науками
Основная литература
1. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2002. Ч. 2.
2. Педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002.
3. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. М., 1999. Кн. 1.
Дополнительная литература
1. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М, 1998.
3. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
4. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000.
5. Ильина Т. А. Педагогика. М., 1984.
1. Общее представление о педагогике как науке
|
|
Во взглядах ученых на педагогику утвердились три точки зрения:
1) педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. Та
кой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В этом
случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные
объекты действительности (космос, культура, политика и др.);
2) педагогика — прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений;
3) педагогика — это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения1.
Третья точка зрения, согласно которой педагогика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, является наиболее признаваемой. В отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения педагогика как наука обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи
1 Спастенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
между явлениями. Она отвечает на вопросы, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.
Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: «Что же она изучает?» Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.
|
|
Объект — это область действительности, которую исследует данная наука. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Предмет — это способ видения объекта с позиций данной науки.
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.
Под педагогическим процессом понимают специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).
Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
' Свое название педагогика получила от греческого слова "пай-дагогос" ("пайд" — "дитя", "гогос" — "веду"), которое означает "детоводство" или "дитяведение".
В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно — педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги — это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам, как сказано в одном "Житии": "...книги писагп и учити ученики грамотные хитрости".
§ 2. Объект, предмет и функции педагогики