double arrow

Тут ПСАЛТИРЬ РИФМОТВОРНАЯ 37 страница

А аще, сыне мой, восхощеши467 преодолети их наукою, то и в дватцать лет не возможеши толикаго добра зделать468, колико можеши жестокостью одним летом учинити, понеже люд у нас грубой и неучоной, и всякое учение называют расказами; а сами аще и ничего не смыслят, обаче высоко себя поставляют. Аще ныне Божиим Промыслом, чрез повеление царское, тщанием преосвященнаго Стефана, митрополита Резанскаго, и самая глава ереси их сыскалась, еже на Мартина армянина "Соборное Деяние", и противо того "Соборнаго Деяния" не можно им и уст своих растворити, - но аз вем, что диавол, за хуление Духа Святаго, ими овладел, и того ради и такое явное свидетелство ни во что поставят. А жестоким наказанием и скорым смерти их осуждением скоростнее тое злое терние истребитися может.

И молением молю тя, сыне мой, и Божиим глаголом заключаю: Господа ради, не терпи Божиим врагам! Аще кой явится упорен, вящши трех дней не давай ему живу быть; а буде управишся, то и трех дней не держи, но либо в первый день, либо во вторый и конец ему доспей. Токмо детей их, буде не крещены, вели крестить и отдать их во училище, да навыкнут благочестию. О вразех же Божиих, еже смерти их предавати, сыне мой, не сумняйся: Сам бо Господь еще и в древнем завете повелел смерти их предавати, а в новой благодати и наипаче подкрепил469, и ни во что их вменил, глаголя, яко от злаго древа не могут плоды добры быти, и имянно повелел не творящее плода добра древо посекати и во огнь вметати (Матф. глава 7, стих 19; Лук. глава 9). И паки470, уча нас, глаголаше: яко аще кто и единаго человека соблазнит и от истиннаго пути отвратит, повелел тому блазнителю навязать на выю его жерновный камень и вринути во глубину морскую; и подкрепил, глаголя: яко лучши есть, да потонет во глубине морстей, нежели единаго соблазнит. И тот Его Божий глагол три евангелисти засвидетелствовали: Матфей во главе 18, стих 6; Марко во главе 9, стих 41; Лука во главе 17, стих 2. А расколничи учители не единаго человека, но иной и многие тысящи человек соблазнил, и от истиннаго пути совратил, и низвел их во тму кромечную: то како таковаго врага Божия смерти не предати? Паки Сам же Господь Бог рек, яко аще кто восхулит на Духа Святаго, не отпуститца ему той грех ни в сей век, ни в будущий. То какому уже прощению быть расколникам? Понеже они непрестанно Духа Святаго хулят, то кто от человек может таковому прощение дати, его же Бог не прощает? Негли человек Бога болши и милостивейши? Аз тебе, сыне мой, глаголю: аще ты восхощеши умняе Бога быти, и на каковая словеса склонишися, и над учителем расколничим милость покажеши, и дашь ему вместо смерти живот, то ты смертне пред Богом согрешиши. Токмо над таковыми милость развее покажи, кии вскоре покаяние принесут и скажут, что "мы ничего не знаем: нас учили таковому безумию той и той учители, а ми люди простые"; то учителей тех означенных имяна вели записать, а их, запятнав, можеши отпустить. А егда сыщутца тыи учители их, то никаким их обещаниям не ими веры, ни порук по них не бери, ни клеем на них не клади, несть бо ему покаяния471; но учини им скорую кончину, яко же выше рекох, да благословит тя Господь Бог во вся дни живота твоего; а кии будут их смерти предавать, тыи, по Господню словеси, в крови их посвятят руки своя.

Еще же тебе, сыне мой, совет предлагаю основателный и в роды родов потребный не токмо тебе, но и прочиим всем нужнейший.

Аще восхощеши прямую правду насадити, а расколников в конец истребити, то прикажи ты во всей своей епархии по всем церквам учинить шестеры книги записные, кроме описных книг, в коих по дворам поголовно прихожане все описаны. И сии все шесть книг учини дестевые и переплети их. И в том числе учини: первые - родилные, вторые - крестилные, третьи - исповедавалные, четвертые - причащалные, пятые - венчалные, шестые - погребальные; и записывать бы в них имянно. В родилных писать сице:

года. Книга родилная церкви Воскресения Христова, что в том-то урочищи472.

Месяца, в том-то числе, дня или нущи в том-то часу, по переписи в первом, или втором дворе473, Ивана Иванова сына, такова-та прозванием, жена имярек родила сына, или дочь; молитву давал я, то(й) имянем; имя наречено сего дни празднуемаго имярека, в онь же день младенец изшел на свет. [А кроме настоящаго святаго, из иных чисел имяна младенцам давать велми не годствует, понеже в том разбирании многие святые великие от народа в презрение приходят; а се, и простым людям и безграмотным рождения день будет памятен]. И буде свойственница или работница родила, то имянно же надлежит писать, крепостной ли он или наемной, и кто муж ее имянем и прозванием. [В конце же записки тоя474 свидетель бы руку приложил]. А буде же родилница случится пришлая, и ее записать имянно, коего она города, или села, или деревни, и какова помещика, или коего прихода, и какова чина. И буде кой священник даст молитву приежжей родилнице, или иного приходу, по прилучаю, и по какому прилучаю - писать имянно же; и тое родилницу записать в ту же настоящую родилную книгу имянно, яко же выше речеся; и записав в книгу, списать с книги список, и тот списак давшему родилнице молитву, заруча, отдать для крещения младенца отцу младенцеву, или матери ево, чтобы им то писмо у крещения во свидетелство подать. А крещающему презвитеру то писмо принять475 и вписать ево в крестилную свою книгу имянно, что тому младенцу по случаю дал имя тоя-то церкви презвитер имярек; а подлинное писмо склеить в столпъ и положить в сохранение.

года. Книга крестилная476 церкви тоя-то.

Месяца того-то, в день, по переписи числом477 того-то двора, Федора Иванова сын или дщерь, имярек, во имя Святыя Троицы крещен во церкви того-то святаго; и молитву давал я же, имярек, или онсица, тоя-то церкви презвитер имярек, его же явлено будет имя в приносном писме; и вписать то приносное писмо тут же в крестилной книге. Такожде восприемника и восприемницы записать чин478, и имя, и прозвания. И к той записке восприемник бы руку приложил и свидетели руки приложили.

года. Книга покаялная церкви тоя-то.

Месяца того-то, в числе, по переписи числом того-то двора, кто таков имянем и прозванием и чином, и коликих лет от роду, исповедывался у меня, имярека, еще впервые, или в другой ряд, или и вящши, того-то года; и буде впервые, то надлежит записать - после коея церкви презвитера; и буде он еще жив, то спросить, чево ради от него прочь пошол и з благословения ли пошол? А буде же по случаю исповедывал, то и случай надлежит записать, за скорбию ли, или за отлучкою исповедывался у него?

года. Книга записная причастникам церкви тоя-то.

Месяца того-то, в числе, причащался сын мой духовной, или дочь моя духовная, имярек, моего приходу, или оного приходу тоя-то церкви, по описи числом того-то двора. И буде у кого иного отца духовнаго исповедывался, и те отцы духовные в писмах своих писали бы имянно, коего числом двора по описи479, и в своих причащалных книгах записывали бы, еже отпущон причащатися з тот-то приход, к тому-то презвитеру; а причащаяй презвитер то писмо вписал бы имянно во свои книги; а писма, для всякова случая, клеить в столп и хранить их в соблюденци. И - свидетель руку приложил. Егда же и младенца принесут причастить; то и их записывать же, как ему имя, и кто у него отец, и какова чина, и его ли прихода, или приносной из иного приходу, и по описной книге с коего он двора? А кои причастники в совершенном возрасте придут причащатися от иных отцов духовных, и тех причащаючи, презвитеру и причетникам смотрить накрепко, дабы Тела Христова лестне не принимали и за щекою бы прочь не относили. Такожде и за своими детми духовными, кои внове из расколу пришедшия, или в коих и старых детях духовных, да есть какое сумнителство, смотрить накрепко же, понеже у проклятых расколников есть такой обычай, еже приличия ради Тело Христово приемлют, дабы зловерие их не познано было, а отшед прочь, повергают в попрание ногам. И буде коего причастника усмотрят Тело Христово не поглотивша, то тех того же часу и отослать к розыску.

Вышеписанную же младенческаго причащения записку мнозии вознепщуют, якобы она напрасная и трудность излишняя. Аз же изъявляю, яко и она велми потребна, понеже расколницы детей своих никогда не причащают, ибо, паче крещения, от причастия бегают. И аще расколничей младенец умрет, то по той причащалной записке у погребения мочно будет познать, какой тот младенец; и буде в причащалных книгах есть, то погребсти его у церкви; а буде в причащалных книгах нет, то хотя в крестилных и написан, обаче, за презрение Тела Христова, у церкви его не погребать, но отослать его назад к отцу, и - где хочет, тут погребает. А отца и мать того умершаго младенца вели взять в приказ и роспросить, чево ради младенца крестили, а не причастили? И буде на них есть, на челе или на руках, расколничи знаки, то и розыскивать нечего, но отца и мать огню предать; а буде же младенца в крестилных книгах нет, то и младенца с ними же того же дни сожещи, не розыскивая и не медля ни дня480: понеже испросился он на покаяние, а он, яко пес, обратился на свою блевотину. А аще кого прилучится и на дому причастить, и тех причастников такожде записывать в тех же причащалных книгах; и у коего презвитера тот боль исповедывался, против вышеписанной статьи, как о том положено, записывать имянно же.

И сия статья причащалная, аще видится и диковата, и противновата, обаче ею мнозии расколницы означатся и всем явны будут.

года. Записка венчалная тоя-то церкви. Месяца имярека, того-то числа, сицева чина тот-то имянем и отечеством и прозванием, по описной книге того-то числом двора, от роду ему толко-то лет, женитца первым браком на девице того-то прихода, такова отца имярека на дочери имяреке; от роду ей толко-то лет. А буде жених вдовец, то - коим он браком венчается; такожде аще невеста (вдова), то - коим браком и она посягает замуж, и кто у ней муж был; и посягают они не в кумовстве, ни в сватовстве. И к той записке дружка бы женихов за жениха поручился, что он той невесте ни в кумовстве, ни в сватовстве; а невестин дружка ручался бы по невесте, что она тому жениху ни в кумовстве, ни в сватовстве. И свидетели, два или три, руки бы приложили.

года. Книга записак погребалных тоя-то церкви.

И записывать такожде, воего числа, кто по имяни и по прозванию и по чину погребен будет, и коего он приходу был, и по описи коего числом двора, и в коликих летех от рождения преставился? Отец ему духовной был тоя-то цервви, и при смерти исповедывал он же. И по книге того отца духовнаго справитца, по вся ли годы он481 исповедывался, и причащался ли когда, или при смерти впервые исповедался? Обаче аще и впервые исповедался, да причастился, погребсти его у церкви482; и то - подлинно освидетелствовав, совершенно ли он исповедался и причастился; а буде явитца, что483 не причащался, ни исповедывался, то и попа, и мертвеца огню предать, яко же о том писано выше сего. А буде же явитца подлинное свидетелство, то того презвитера, кто исповедывал и кто причащал, имя вписать в книгу. А буде ни прямово, ни наемнаго отца духовнаго не явится, то того мертвеца, вынесши за город, поврещи псом на снедение. Свидетели руки приложили.

Такожде и о младенцах умерших: у погребения свидетелствовати, где он крещон и где причащон, и то свидетелство записывать в погребалных книгах имянно, по вышеписанному же положению. А буде и о младенце свидетелства писменнаго о крещении и причащении не будет, и таковых у церквей не погребати, но где хочет отец да мать, там ево и закопают. А о отце и матери чинить розыск, чево ради не крестили; и буде явятся в расколе, то чинить так, как писано выше сего.

И сии вышепомянутые в церковных книгах записки писали бы дьячки церковные, или пономари, или и посторонние люди, кои бы токмо умели писать; а по совершении бы всякие записки закрепляли бы презвитеры тех церквей, в коих те записки записаны будут. А буде и сам презвитер будет записывать, обаче, по совершении коеяждо записки, под приложением рук свидетелевых, закреплять им же, презвитерам.

Писать книги сице: "1718-го года, октября", или иного коего месяца, "23-го дня", или коего случится; - писать по вышеписанному примеру, и писать строка под строку, а пробелов между записак отнюд не оставлять. Толко разве коя строка в записке будет начата, а окончится в полустроке, или и менши, то токмо такие пробелы оставлять; а целые строки промеж записак отнюд не оставлять. И под всякою запискою перво бы приложили свидетели, человека два или три, или и один, смотря по делу; и свидетели свои имяна, и прозвания, и отечества, и чин описывали бы имянно; а под свидетелевыми бы руками поп тоя церквы закрепил.

А егда месяц окончится, то под всяким месяцом подписывать перечни. В родилных - колко в том месяце родилось мужеска пола, колико же и женска; в крестилных такожде, колико коего пола крещент; во исповедалных такожде, колико мужей или жен исповедалось; в причащалных же, колико в возрасте сущих мужей и жен, и колико младенцо(в) причащено; в венчалных же писать, колико токмо свадеб было; в погребалных же писать имянно, колико стариков и старух от осмидесят и выше погребено, колико от седмидесят и выше погребено, колико от штидесят и выше погребено, колико от пятидесят и выше погребено, колико от сорока лет и выше погребено, колико от тритцати лет и выше, колико от дватцати лет и выше, и колико от десяти лет и выше погребено, и колико годовиков и выше, даже до девяти лет, погребено; такожде и самых младенцов, и году не дожили, писать имянно же, особою статьею484, колико коего пола погребено. А и под перечнями месячными485 болши дву строк не оставлять, да и зачать иного месяца записки.

А егда весь год исполнится, и под последним числом, под месячными перечнями, во всех книгах подписывали бы перечни всего года валовые: изо всех месяцов выбрать мужеской пол к мужескому, а женской пол к женскому. А в погребалных486 по различию годов собрать изо всех месяцов вкупу, мужескаго пола особо, а женскаго особо же; и писать младенцов, кои до году померли, всех в одну статью, толко различить мужеской пол з женским; а тамо уже всех писать по годом: колко коего пола умерло годовиков, колико двугодных, колико трегодных, колико четырелетных и пятилетных, такожде кои и выше десяти годов, или дватцати, з годом, или з двомя, или с пятью, или з девятью; и буде кто и девяноста лет будет с сколкими годами, все писать имянно. И под годовым перечнем ту страницу, на которой годовой перечень окончился, покинуть, и на другой странице сначала зачать новаго года записки и чинить по вышеписанному.

А с прошлаго года изо всех шестерых книг списать списак в одну книгу и, заруча презвитеру, отнести ее во архииерейской приказ. И тако по вся годы чинить неизменно, дабы всея епархии всех церквей во архииерейском приказе было ведомо о всех православных христианех, колико их родилось, и колико скончалось, и колико в совершенной старости умерло, и колико, не дожив совершенных лет, скончалось, и колико человек удостоилось пресвятаго Тела Христова и животворящия Его Крове причаститися.

И аще, сыне мой, сицевое поведение во епархии своей устроиши, то многую ползу не токмо себе получиши, но и всем православным христианом, под паствою твоею живущим, многую ползу сочиниши. Первая, еже врагов Божиих, кии Тело Христово мерзостию нарицают и ногами своими всескверными попирают, мало-по-малу будут исчезати, и Церкви святей от волнения расколнича имать быти тишина преизрядная. Второе, еже многия бы неправды и душевредства, иже в прениих сродства бываемыи, были бы вси без душевредства явны. Третие, к посяганию бы брачному розыск свойства и кумовства был бы явен и безгрешен. Четвертое, хотящии бы во презвитеры и во диаконы ложно лишних лет приложить бы было невозможно и тое святотатьство пресеклось бы в конец: не то что лет пять или шесть себе приложить, но и единаго бы лета прилгать было не487 возможно. Пятое, еже бы во всяком деле стала бы проростати правда, а проклятая неправда во всяких делех начала бы истреблятися; а кто кому в свойстве или в кумовстве, то и по смерти бы было явно.

И от сицеваго праведнаго дела начнется во епархии твоей свет ведения, и ты, яко в зерцало зря, будеши всю свою епархию видети; тма же неведения мало-помалу вся исчезнет.

И аще вышеявнаго дела тщателно не учиниши,

И оным злым врагам, за злая их дела, зла не сотвориши,

То терния, подавляющаго пшеницу, будет не истребити;

Но и оставшую чистую пшеницу могут они подавити.

А аще же, сыне мой, во епархии твоей случатся быти некрещеные народы, безграмотные люди, - Мордва, или Черемиса, или Чувбша, или Вотяки, или Остяки, или Якуты, или Тонгусы, или Лопари и Самоеда, или и иныя какие народы, сим подобные, крещения святаго не имущия, - великим тщанием подобает ти потщатися, дабы их в познание христианския веры привести.

И аще случатся под властию твоею Мордва, то сий - яко младенцы; несть у них никакова закона, весма противнаго. У нас Святая Неделя празднуется, и они ту же Святую Неделю празднуют; празднество же их сице: пива наварят, вина накурят, медув наставят, да пьют, переходя друг ко другу. И прочие праздники все празднуют с нами вместе. И святым многим празднуют: Илье Пророку празднуют, Миха(й)лу Архангелу празднуют и Николе Чудотворцу празднуют. И егда случится им обещанное празднество праздновати разным праздникам488 во едино время, кто кому обещался489, и егда наготовят питья, то они, сошедшеся, друг друга спрашивают, кто кому обещался праздновати? То изъявят, кто обeщался Богу, кто - Богородице, кто - Михайлу Архангелу, кто - Илье Пророку490, или иному коему святому. То не начнут ни коего канона прежде491 Божия пить; потом начнут Богородицын канун пить; потом - архангелов; по архангелове же, святых кануны пьют, кто кому обещался; а прежде Спасителева и Богородицына, кануна ни коего святаго не начнут пить. А иных праздников, кроме наших, никаких у них нет492. И к сиим не требе посылати высокие науки людей. Но - токмо знал бы закон христианской и знал бы, как вера христианская правити, и как Бога знать, и какая Ему честь отдавать, и чтобъ образов святых за Бога не почитали; но учили бы их ясно, как Бога, на небесех сущаго, умныма очима зрети, и как Его молити; такожде - како Пресвятую Богородицу, у престола Божия в неприступной светлости стоящую, молити; такожде - како ангелов Господних493 и святых угодников Божиих призывати на помощь себе, и како коим святым иконам честь отдавать, и с каковым намерением поклонение им творити? И сиих людей, паче увещания, милостию токмо единою мощно их привлещи ко крещению. Естьли им дать лет на десять лготы в податях и отмену в милости494 учинить крещеным от некрещеных, то вся Мордва годы в два-три приимут крещение. И презвитерам, кии к ним отделены будут, не требе учитися их языка, понеже вси они руской язык знают.

А ежели случатся Чувбша или Черемиса, тии - Мордвы жесточае и упрямее, и к вере низходителства такова не имут. И аще они и безграмотные же, обаче не можно презвитерам не учитися их языка, понеже, от упрямства своего, не хощут рускаго языка перенимати; и естли какое дело и приказное им случится, то они глаголют через толмачь; а женеск пол и единаго словесе рускаго не знают. И ты, сыне мой, поищи из руских людей грамотных, кии в тыих краях живут и языку их навычны, аще и отчасти, - то тыих вели привести к себе в училище; и аще которой по свидетелству надзирателеву и учителеву удостоится, посвяти их во презвитеры; а буде же таковых людей будет мало, то ты (для) ставлеников, кии будут во училищи твоем учитися, возми из тех стран толмачей и вели учитися их языков, чтобы могли с ними разглагольствовати. Наипаче же нужда презвитерам разумети, како их во грехах исповедывать: чтобы могли о грехах спросити, потом могли бы им запретити, чтобы впредь так не чинили, и могли бы расказати им, каков рай весел и утешен верным495, и какова мука болезненна грешным, и еже та мука безконечна, такожде и веселие праведным вечно.

У нас в Руси и ныне есть такие места, что презвитеры руские, а дети духовные - иноязычницы. За Белым озером есть народ, зовомый Чудь, и у той Чуди язык особой; обаче вси издревле крещены, а поруску мало умеют; и тамошние презвитеры и без повеленья учатся языку их чудинскому: священнодействие всякое отправляют руским языком, а им что надлежит сказать, благословение или прощение, тт их языком глаголют. Такожде и Корела язык свой же имут, а презвитеры руские их исповедывают и причащают, и младенцов крестят. А мне ся мнит, не худо бы Чудянам и Корелам и запретить глаголати своими их языки, понеже - народы не многочисленныя и обой живут сумесью с рускими людми, токмо особыми деревнями. И, ради всесовершеннаго навыкновения рускаго языка, повелл бы во всех деревнях владетелем их перемешать пополам, чтобы один двор руской, а другой корелской или чудянъской; и предел бы такой крепкой положил, еже бы им, ни Корелам, ни Чудинам, особыми деревнями не селили. И заповедь бы положил под страхом. И аще у кого дети малые не будут уметь поруски говорить,496 то тех бы детей у отцов, мужеска пола и женска, отъимать и отдавать их в работу тем, кто таковых робят найдет где, поруски незнающих497. И такова ради штрафа в малые годы вси научатся поруски говорить. А ныне не без греха в сем есть, еже не разумеют рускаго языка, и что презвитер по книгам ни глаголет, ничего того не знают. И аз ти, сыне мой, завещеваю, да аще во твоей епархии сии два языка будут, всячески потщися, дабы по вышеписанному учинити.

И сии два языка яве есть, яко крещены во дни новаго апостола Христова, великаго князя Владимира, понеже сей святый, нашего спасения предводитель, единым замахом всю свою державу ко Христу привел и святым крещением просветил их, без пестроты. А Мордва, и Черемиса, и Чуваша, и прочие вышепомянутые народы не быша под рукою державы Российския498, но начашася они быть под державою Рускою с царствования царя Иоанна Васильевича. И тому уже будет лет со двесте, а ни един народ из тыых языков свяотму крещению ни привлечен, и промыслу о их просвещении ни малаго ни от гражданъства, ни от духовенъства несть, и тыи бедные народы погибают своими душами ни за что, токмо за наше нерадение. И о сицевом деле наипаче надлежит попечение имети духовному чину. Понеже духовный чин преемницы суть апостольстии и власть имут апостольскую, того ради и дела им подобает творити апостольская.

Возри ты, сыне мой, на Римлян и поревнуй им в трудех сиих! Аще бо они в вере, от возношения своего, и погрешили, еже от восточныя Церкве соединения отпадоша, обаче апостольскаго делания от себя не отвергоша, но со усердием исправляют: ибо не токмо во своей единой области из неверия в христианскую веру приводити, но и в далечайшия страны не обленишася ходити и Слово Божие проповедати. И ходяще, глад и хлад и иныя всякия скорбности подемлют, паче же того и о самой своей смерти нерадят, токмо бы им Христову проповедь распространити и Богу прибыток учинити. И в той проповеди не токмо в порубежная царствия ходят, но и в самые далечайшия страны со тщанием ходят: достигоша бо Китайскаго царства, и Хинскаго, и не до сего ста, но и в подземную Америку не обленишася дойти, и тамо Слово Божие проповедаша и от идолопоклонства многих обратиша. И в тыих идолопоклонных странах мнозии от тех Римлян и замучени суть и венца мученическаго сподобишася. И в коей стране посланников их римских замучат, то на тыя места посылают сугубо: аще умучат где дву человек, то уже пошлют четырех; а аще и тех четырех замучат, то пошлют осмерых; и елико их ни убивают, то сугубо впредь посылают.

И на такое их тщание зря, не стыдно ли нам? Верою мы аще и правы, а делами и радением о человеческом спасении весма неправы есмы: не то, чтобы нам, проходя во иные царства, Слово Божие проповедати, но и во своем не умеем. На что легче на свете к приведению, ко приятию веры христианские, Мордвы и Черемисы и Чуваши и прочиих таковых безграмотных людей, а и тех не можем ко христианской вере перевести! Велми бо, сыне мой, сего опасно, дабы не взыскал Бог тыих душь на вас, пастырех. Римляня, аще в вере своей и неправы, а в сием велми нас правее, и себе великую ползу приобретают, еже от идолопоклонства ко Христу обращают. А наши иноверцы подобны несмысленным младенцам: идолам они не кланяются, и грамоте не умеют, и закона себе никакова не имеют, и живут не в далном разстоянии, но внутрь нашего Российскаго государьства, по Волге реке и по Каме, - и их учить бы не тяжелоносно. Первое дело, что они вси безграмотные и закона никакова не имущии; другое дело, что вси суть они под властию Российския державы, а не самовластные, яко Китайцы и Американе; и того ради и учить их не тяжелоносно. Токмо аще упросиши у великаго Государя, еже бы им полготити в податях, лет хотя на десять, или и менши, то вси возжелают креститися. А крестя, их надобно блюсти, яко младенцов: камендатам и прикащикам запретить накрепко, чтобы на крещеных налог499 никаковых не чинили, но еще и от сторон бы оберегали, а наипаче от их братьи от некрещеных оберегали бы их; так бы их берегли, яко сродников своих. И аще кой некрещеной их брат ругать станет и порицать крещением, то таковых имать и жестоким наказанием наказывати; таковый достоин и казни, понеже не им ругается, но христианской вере. И егда, ради какова дела, придут х камендату, или к лантрату, или и ко иному какову началнику крещеные и некрещеные, то крещеных бы поставляли ближе себя, а некрещеных далечае; и на обед аще кто позовет, то крещеных, аще и убоги суть, сажали бы их выше, а некрещеных ниже. И, ради явнаго знания, надлежит крещеным всем на одеждах своих, яко на верхних, тако и на нижных, и на рубахах, на правом плече, другово цвета, аще кафтан серой, или зеленой, или лазоревой, или какова ни есть цвета, кроме белаго, то на таковых нашивать кружки белые, а на белых кафтанах и на рубашках нашивать кружки красные, - и по тому всяк их будет знать, кто крещен и кто некрещен.

А егда застареет в них христианская вера и вси в ней утвердятся, то надлежит Мордве, и Черемисе, и Чуваше, и Вотякам, и Остякам, и прочиим иноязычникам безграмотным, такой же указ предложить, яко же выше рех о Корелянях и Чудянях: еже бы500 дети их десятилетные вси умели поруски глаголати. А буде кой отрок или отроковица до десяти лет рускаго языка совершенно не научится, и тех детей у них отъимать, и отдавать501 всякаго чина людям руским в вечную работу502 тем, которые их усмотрят и, пришед х камендату или лантрату, известят. И такова ради положения вси будут детей своих учить поруску говорить503 и, детей уча, мало-помалу и сами научатся рускому языку. А егда те дети возмужают, то мочно запретить, чтобы отнюд, ни старой, ни малой, кроме рускаго языка504 и между собою отнюд не говорили. И такова ради предела вси обрусеют. А дондеже языки их истреблены не будут, то совершенными христианы они быть не могут, но будут они полуверцы: лише имя христианское, да чин христианской будет, а дела самаго христианскаго никогда не будет. Како бо им, не зная языка рускаго, разумети, что во церкви читают или поют, и како они молитвы своя совокупят со иерейскими, и с пением и глаголанием церковным како ум свой возведут на небо? А кои в них будут богатые, то тем заповедать за таковым же страфом, еже бы детей своих учили руской грамоте505; а буде учить не будут, то (по)тому же отъимать их и отдавать охочим людям в вечное владение. И аще сице учиниши, то себе великой прибыток духовной и душевной учиниши, а великому Государю вековечную прибыль учиниши и разширения православнаго народа неоскудное сотворшни; а и твоя слава, яко на земли, паче того на небеси в неокончаемые веки веков не угаснет506.

А и Татары, аще и грамотны, и закон себе имут махометанский, а кои живут под державою Российскою, по той же Волге реке и по Каме507, и тыих мочно, без высокия же науки, обратить ко Христу токмо тою же милостию и облехчением поборов с них. Аще бо отсрочить им в податях лет на дватцать, или и на пятнатцать, то и тии вси примут христианскую веру. Токмо для татарскаго крещения мню, что надлежит и книги на их язык перевести, понеже язык сей многонароден: будет их, иже под Российскою державою живут, милиона два, или три, а свободных и того болши; и для такова великаго языка не можно быть без переводу книг на их язык. И презвитеры вси бы умели их языком говорить и читать по их писмянам татарским. А кии Татарове живут по Оке и по Мокше реке, в Касимовском и в Темниковском уездех, и тыих мочно тем привести: есть у них деревни и всякия угодья, и в деревнях их живут в крестьянской работе не одне татарове, но много живет и руских людей, - и естьли у них руских крестьян отнять, то и помещики их мурзы похотят креститися. Такожде кои в крестьянской работе живут татаркие веры, а похотят креститися, то им аще дать свобода от некрещеных мурз, то, я чаю, и тех не мало наберетца. А егда презвятеры в училшцах, всего священскаго правления научився, да научатся и татарскаго языка, то тогда мочно и тебе посылать их и к свободным татарам, еже обращати их ко христианстей вере, яко же и Римляне посылают.

Есть же у нас позади Сибири новообретенная земля, нарицаемая Камчатка, лежащая она на самом востоце, вблиз Китайскаго царства: живут люди, не знающия ни Бога, ни людей; но токмо сами собою жиша до нынешних времен, понеже отвсюду облегло их море, а от Сибири стали за лесами и за великими переправами; и хотящии к ним приитти из Сибири, то в полгодищное время, и болши508, доходят. А народ велми великой, и на том острову Камчатском обретается девяносто шесть городов. И ничего не знают, есть ли что на свете, кроме их, или нет, ничего того не знают. И аще509 туды посдать человек пять-шесть, то я чаю, что во един год вси крестятся, понеже не о чем им стоять и упрямитися: закона у них никакова нет510, а уже лет близ дватцати есть, как учинились под рукою великаго Государя нашего. А естьли уведают о них Римляне, то они тотчас пошлют от себя и нашь прибыток похитят напрасно; а егда Римляня тамо вселятся и научат своей римской вере, то уже нам не можно будет их на древнее благочестие навернути. Всячески бо надобно потщатися, дабы нам сие место захватити! Я мню, что не токмо духовнаго, но и вещественнаго богатства тамо много обрящется: мочно тамо быти всякому драгоценному камению, такожде и злату, и сребру, понеже лежит она под самым востоком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: