Тут псалтирь рифмотворная 36 страница

И выпиши ты, из сего моего ти "Завещания", о презвитерстве всю главу, от начала и до конца, како тебе аз предложих презвитерство вести, и как стадо Христово пасти, и како от хищных волков их блюсти.

А буде расколницы, видя себе тесноту, еже мертвецов их у церквей погребать не станут и псам на снедение пометаеми будут431, то они будут их износить в пустыя места за город и будут их тамо погребать. И о том всем презвитерам и причетникам432 заповеждь накрепко, чтобы они стерегли неоплошно: аще в чьем приходе эмрет расколник, смотрили бы, куды его погребать понесут; и где ево схоронят, у церквы ли где, или в поле, или в лесу, то, не медля и дня единаго, вели себе о том погребении донести. И егда тебе донесено будет, не медля ни дня, пошли по тех, из коего дому он изнесен, вели забрать всех и учинить между ими розыск великой, чево ради в лес отнесли? И кои во упорстве расколничем будут стоять, всех огню предать; а кои покаются и обещаются ежегод говети и Тела Христова причащатися, и таковых отдать на руки приходскому презвитеру, дабы он их пас. А буде того мертвеца похоронили у церввы в ином приходе, то паче разыщи, по какому случаю тот поп пустил к себе погребать? И буде явитца, что тот поп, взяв с них взяток какой, да погреб, то мертвеца, выкопав, поврещи псом на снедение433, а осталые кости сожещи огнем, дабы ненавидяй церкви и по смерти у церквы не был. А буде же тот поп назовет его сыном духовным напрасно, и о том розыскать церковниками; и буде сыщетца, что он не бывал на исповеди, то и попа того огню предать, яко же о том писано выше сего. И аще будеши сице строити, то и не хотя, а будут, поне434 при смерти, расколницы исповедыватися и причащатися. А естьли не сице учинить, то никогда их добром не научить. Злое злым и изтребить надлежит.

Егда же презвитеров всех пересмотриши и исправиши их, то подвигнися и иноков пересмотрити и тавожде их исправить435. И, ради того исправления, не обленись сам ехать, и в койждо монастырь епархии твоея приехав, посмотри их чина и всего их состояния. И вначале возми у них роспись началным монахам и простым; и под всяким имянем вели оставить строк по пяти-шти, или и болши, смутря по монастырю. И возми архимандрита или игумна во особность, и вопроси его по духовности, каково он подвижно живет, и о братии каково попечение имеет о спасении их, и пищею как их питает, и не строит ли он про себя особные436 пищи? И о всяких злых и добрых его делах вопрашивай его, как тебя Бог вразумит, в самую тонкость. Спроси же его, как он Бога любит, и как святыя образы почитает, и не боготворит ли их, и молитвы, пред ними стоя, им ли приносит, или на небо, пред Самого Бога, и образбв угодников Божиих не почитает ли заровно с Божиими образы? Вопроси же его, какова чина в мире он был, и каково там жил, славно или безславно, и милостивно ли, или грабително, и каковы ради причины постригся, и с каковым намерением постригся? И кои речи годятся к созиданию духовному, или ко осторожности потребны, или ко управлению угодные, все те речи вели записать437. Спроси же и того, в коем монастыре он пострижен, и чево ради ис того монастыря вышел, и много ль монастырей обшол, и иго Христово любезно ль носит? И тайные речи тайно сам запиши, а не тайные в росписи пиши, под имянем его. И егда все о себе скажет, то спроси у него438, каково живет келбрь и казначей, и каково они управляют; такожде и о всех иноках спроси ево, каково кто живет? И про коих скажет имянно, каково кто живет и кто каков грамотен, или безграмотен439, то под темиимянами в росписи и подписывай, глаголя: "игумен сказал сице"; "казначей сказал сице"; "келбрь сказал сице". И коего старца о ком ни спросишь, под всеми имяны подписывай имянно. Потом спроси келаря: перво такожде440 - о самом себе, потом - о игумне, каково он живет: не роскошно ли живет, и нет ли от него обиды монахам, такожде и слугам монастырским и крестьянам, и нет ли у него склонности к женам, - не приходят ли к нему, или он не ходит ли куды? Такожде и о казначее спроси в тонкость же, и о прочей братии, коих он подлинно знает. Потом спроси казначея: такожде первее сказал бы сам о себе, а потом о игумнн, каково он живет, о всем подробну, и не тратит ли монастырские казны напрасно, и не похищает ли себе во усвоение? Потом спроси о келаре и о прочиих старцах, кого какова подлинно знает, и под всяким имянем подписывай. И колико есть в монастыре старцов, то у всякаго спрашивай на уединении; а паче, х коемуждо пришед в келью, да спрашивай; а буде не один живет, то других вышли вон; а егда той о всем спрошен будет, то повели сему вон вытить, а оному войти. И тако от велика и до мала всех обойди. А и в болнице такожде по одиночкам всех спроси, яко тебя Бог вразумит. И егда всех сам вопросиши, то всех их житие будет ти явно. Такожде и дьячков всех освидетелствуй, кто каков грамотен и во нраве кто каков.

И впредь какое случитца дело о том монастыри, или что случитца между братии рядовые, или между началных, то ты, по той записке, удобно и скоростно можеши разсудити и дело их разобрать: сам ты будеши всем им свидетелем верным. И егда лучитца тебе из того монастыря выбрать во архимандриты, или во игумны, или и во иные службы, то ты посмотри в тое опись, кто достоин таковаго сана или правления, - то и без свидетелей можеши разуметь, ево ли то дело, или не ево?

И тако все свои монастыри обойди и освидетельствуй коегождо инока остбно. И которые иноки добронравны, а в летах не престарели, то возми их во училище и вели им поучитца грамматическаго разума и чтения, тамо уготованнаго к созиданию духовному, и чтобы они паче прежних своих добродетелей поострились. И егда во училищи искусятся и разума школнаго навыкнут, тогда, без прошения их, по своему разсмотрению, посвящай их во презвитеры, а потом во игумны, и во архимандриты, и в прочия чины, яко же тебя Бог вразумит.

И, для Господа Бога, сего моего предложения, предложеннаго ти, не презри и не поверги его под нозе. Аще тебе, по архииерейскому ти сану, позритца сие мое завещание и тяжелоносно, но ты себя поведи не по высокости сана, но по бытию апостольскому. Тии бо всю вселенную проидоша, и в незнаемыя места, и в богопротивныя, неленостно ходиша, и ходиша не на конех, но пешо и уединенно, едва где два быша в проповеди. А ты, сыне мой, поедеши на колеснице, и при тебе будут служители твои, и писари; а и пищу повезут за тобою уготованную, и никогда гладен, или хладен441, или биен не будеши, яко апостоли нужду принимали; и обойтить тебе не вся вселенная, но токмо своя епархия, и во единоверии христиан(с)тем, а не во иновластных и богопротивных язычницех.

А аще же суд Божий возведет тя на патриаршеский престол, то ты паче не дай своим очесам спания, ни телу упокоения; но яко о своей собственной епархии, тако и о прочиих пекися, и всех в державе Российстей442 митрополитов, и архиепискупов, и епискупов посети, и посмотри, все ли у них управно, и чтобы тебе ведомо было и их житие, и все их управление. Во присещении же, даров ни малых от них не приемли; но развее ты их дари, по разуму и по раденью их смотря, да не нарекут тя хищником.

И се ныне, сие оставив, на преждереченная предложения ти обращаюся.

Егда ты, сыне мой, все монастыри обыдеши и иноков всех освидетелствуеши, то ты паки начни из народа изтребляти расколы.

Вышеписанная моя о расколничем истреблении предложения, аще и велику в себе силу имут, обаче не скоростна суть: но и в десять лет едва исправитися и установитися могут. И в та времена проклятыи расколницы многие тысящи православных христиан от истинные веры отвратят и души их во ад низведут, - понеже живут, как в Москве, так и во всех городех, между православными христианы и непрестанно лжеучителством своим совращают в погибельная своя разноверия. И того ради надлежит всякими образы потщатися, како бы сии плевелы, или паче рещи, терние, изсреди ишеницы изтребити без замедления, дабы туе злое и плодовитое терние и останков добрые пшеницы не подавило и в конец без вести бы не учинило, такожде, яко на западе возрасло дикое терние и во всю Европу расплодилось, и всю чистую тамо бывщую пшеницу подавило, и овыя начаша жити латински, овыя же унеятски, инии же люторски, а инии калвински. Подобне и наши Российстии расколницы тщатся, еже бы им благочестивую нашу старую веру, от святых апостол и святых отец на востоце насажденную, благоверным же великим князем Владимиром к нам в Россию принесйнную, в конец истребити, и свою новую и от века неслыханную насадити.

И аще того злаго терния прилежно и поспешно изтребляти не будеши, то ты Богу неверный раб будеши. Приял ты себе пять талантов, и аще прибытку ими не приплодиши других пяти талантов, то ты горши закопавшаго данный ему талант в землю постраждеши, понеже той и за один талант, еже им прибытку не учинил, осужден бысть на вечное мучение. Ты же, сыне мой, прияв пять талантов и уничтожа их, не горши ли постраждеши? Ей, зле свою душу погубиши! Не того ради ты архииерей, да токмо во церкви служиши, или разширйнное одеяние нусиши, но того ради ты архииерей, да недрембнно стадо Христовых овец пасеши и о взыскании заблуждших овец Христовых печешися. Зриши ли, что Господь Бог предложил вам, глаголя, яко добрый пастырь душу свою полагает за овцы, и аще узрит и едину овцу от стада своего заблудивгауюся, то, незаблужших девяносто девять овец оставя, ищет едину заблужшую, дабы и та от стада его не погибла. А у тебя аще девяносто девять заблужших будет, а незаблужшая токмо одна, то како ти не тщатяся о взыскании толико сущих погибающих овйц? Но лучши тебе, взыскуя их, смерть себе прияти, нежели просто их оставити в заблуждении быти. Господа ради, не плошися о обращении их и себя береги, дабы тебе горши закопавшаго талант свой в землю не пострадати.

Буди ты, сыне мой, во церкви во служении своем архииереем, а вне церкве и вне служения, надлежащаго архииереем, буди простой монах. Трудись апостольски, а не властелински. Всякому делу буди предначинатель, а не перстоуказатель. Аще что узриши деющееся противно закону христианскому, подвигнися, яко Христос, своима рукама богомерзские дела истребляти. Господь егда узрел во церкви токмо голуби, да овцы и волы443 продаеми, и тыя быша продаеми на приношение в жертву Богу; и аще и на Божие дело продаваша скот, обаче Господь изгна их из церкви, дабы во церкви никаковые молвы не было444 (Иоан. гл. 2, ст. 14). А ныне445 несравнйнно тому чинят, ибо видех во церкви не голуби продаеми, но самые человецы продаеми. Во олтаре за спасение человеческое Агнец Божий в жертву закалается, а во церкви стоя судии мирстии головы человеческие срывают: кого погубить восхощут, сошедшеся во церкви, советуют; или кого разорить, во церкви советуют446. И не до сего ста, но и пометы, во церкви стоя, налагают, и табак, во церкви стоя447, во время служения церковнаго пиют,448 и во время явления Тела и Крове Христовы покровенными главамй стоят, яко449 бездушные истуканы. И прочая дела, подобная сим, аще узриши, не стыдяся лица, подвигнися на изгнание таковых из церкве450.

И одежду, сыне мой, носи простэю, от овчие шерсти состроенную, аще грубу, аще и тонку и мяхку, - обаче была бы от волны состроенна, а не от шолку. А шелковаго одеяния, кроме церковнаго служения, отнюд не налагай на ся. И прочии монаси, видя тя тако ходяща, устыдятся шелковая одежды носити. А не непотребно и призапретить, еже бы монахи не токмо явно, но и в кельях своих шелковых одежд не носили бы; и не токмо простые монахи, но и игумны, и вышши игумна, отнюд шелкувых одежд не носили бы, кроме церковнаго служения. Уже бо прияли на ся образ смирения, смирно подобает и жить, смиренная же и одежда носить, а не гордостная.

Такожде и ты, сыне мой, во одеянии и во всяком деле носи на себе образ самаго смирения. За свое дело буди, яко овечка, безответен: аще кто тя как ни обругает, буди яко ничтоже слышай; а за Божие дело, и за малое, стани, яко лев; или узриши силна человека, обидяща убогаго, стани за него подобне, яко же и за Божие дело, понеже убогие люди - люди Божия, и вместо Бога ты за них стой. Ты Христов наместник, Христовы и дела делай. Аще саном ты и велик, а бытием буди низок; не токмо во одеждах, но и во всех поступках буди смирйн. Писатися ты будеши "смиренный", то како ти и в житии своем не смирну быти? Во церкви стоя, во время явления Тела Христова поклон твори до земли; такожде и во иных местех, где надлежит поклоны великия полагати, великия и полагай; и образу Божию поклон твори не гордостен же, но боголепный. А и людям в повлонении не буди нечувственным пнем, но, поелику возможно, поклон твори, понеже кийждо человек имать в себе образ Божий.

И паки обратимся на преждереченная своя предложения.

Ради поспешнаго расколнича истребления, пошли ты во всю свою епархию, ко всем церквам, яко ко градским, тако и к селским и к помищицким, указы крепкие, чтобы всякой презвитер неотложно свой приход описал имянно, колико в коем дому людей мужеска пола и женска, от стара даже и до съсущаго младенца. И писали бы всех без пропуску, колико в чьем дворе коренных жителей и колико пришлецов. И писали бы сице:

В приходе моем, тоя-то цервви, в том и том урочищи, первой двор того-то имярека. В доме его поголовно всех мужеска пола и женска толико человек. А имянно: господин или хозяин того дому, чина такова-то451, имянем той, сын такова отца, по прозванию той-то, уроженец того города, или села, или деревни452; от роду ему толко-то лет; сын духовной мой, или онсицы, тоя-то церкви презвитера, имярека; или: отца духовнаго у него нет; и - был ли когда у него духовник, или от роду не бывало?453 Жена у него - имярек, такова отца дочь; родилась она в том-то граде, или селе, или деревне; от роду ей толико-то лет; отец ей духовной я, или онсица. Детей у нея толко-то; имяна их и лета; описать имянно: коликих кто лет, и кто им отец духовной, и давно ли они все исповедывалися и причащалися ли? Такожде и свойственники, кои у него в доме живут: какова они чина, и откуду родом, и как кому имя и отечество и прозвание, и колико кому лет, и давно ли у него во дворе живут? По тому же примеру и людей крепостных и наемных писать, с подлинною же очисткою; такожде - кто кому отец духовной, и давно ли кто у отца своего духовнаго исповедывалися, и давно ли кто причащался, и первой ли тот ему отец духовной, или другой, или и вящши? И тако и у самого того дому господина спрашивать подлинно же, коликой ему отец духовной от роду, и те отцы духовные - коих церквей были служители? Такожде и саседей всех, кои нанимают у него избы, или землю под хоромы, и живут на переднем дворе, или на заднем, или на задворке, или на збгородных дворех, или кто у него живет на дворничестве, - всех описывай противо вышеписаннаго же, с подлинвым испытанием и со всякою очисткою, и еже бы не пропустить и единаго человека, ни велика, ни мала, ни самаго новорожденнаго младенца.

А наипаче всего смотрить у тех жилцов, кои живут в особых хороминах и на задворках: с тонкостным испытанием вопрашивати и с подлинным свидетелством писать, у какова презвитера исповедываются и детей своих где крестят? И буде скажет, что безместной поп их исповедывает, и детей крестит, и родилницам молитвы дает, то и без розыску явно будет, что он - расколник. И записав того попа имя, вели ево сыскать и, сыскав, роспросить, много ли у него таких детей духовных, и где они живут, и буде и причащает тех своих детей духовных, то где он то причастие берет? Спросить же ево, коея церкви был он454 служитель, и коего города житель, и где он посвящен, и чево ради, оставя древнюю благочестивую веру, и пошол к расколникам? И буде в чем будет запиратися, то остриги ево, и сан презвитерства сойми с него, и отдай ево градскому суду.

И тамо о всех статьях роспросили бы с великим истязанием; и пытать ево накрепко, и, пока он не повинитца, стрещи накрепко, чтобы кто к нему не подшол. А буде кто к нему прйдет якобы милостыню подати, да потужит по нем, или слово какое приличное к содружию молвит, то тех людей, какова бы чина ни был, взяв, роспросить накрепко, какой он ему знакомец и давно ль, и по какому случаю узнакомился? И записав ево речи, посадить закараул. Потом взять того попа и епросить ево о знакомстве; и буде согласно скажет, то добро силно; а буде же скажет разногласно, то попа в застенке пытать. А буде поп без пытки скажет, что он познался по расколству, а тот пришлец расколство за собою в первом роспросе потаил и на очнуй ставке запретца, то пытать ево накрепко же; и спрашивать у него и про иных расколников. И по розыску, того попа огню предать; а кой приходид к нему, - буде явитца по розыску, что он новопришелец в ту расколническую ересь и повинулся им от своего неведения, и покаяние принесет чистое, - то, взяв по нем поруки добрые, свободить, или, паче поруки, иглицами зделать "рцы", сице:. И те "рцы" прикажи напятнать и на обеих руках, и натереть порохом или сажею. А кто и поруки даст, то, для подлиннаго свидетелства, на одной руке положить ту признаку. И буде впредь хотя в малом расколничестве явится, то уже и без розыску сожещи его, или повесити на полк, на высокой веселице, на цепи, нагово, дабы плоть ево птицы растерзали. А буде же он в первом розыску во упорстве будет стояти и Церкви святей не примирится, то ево, вместе с попом, сожещи в пепел, и тот пепел в ево же доме, или и не в ево, токмо в расколничем, в отход вринув, смешать с калом.

А буде про коего жителя скажут, что он в отъезде, и то писать имянно же: куды и давно ль поехал, и за каким делом, и как чают ево быть? И ради подлиннаго уверения о отъезде ево, спросить хозяина того дому и иных жителей, порознь, с подкреплением, подлинно ли он поехал и давно ли? И буде ложной отъезд явитца, то тех, кто неправду сказал, и тех, кто ево потаил, взять в приказ и розыскать, чево ради они ево потаили? А буде же подлинно в отъезде, то, егда приедет, не медля бы объявить ево у церкви приходскому презвитеру; и егда явится, то презвитеру спросить ево против вышеписаннаго положения и записать в тое же записную книгу.

И ради такой многоделной описи, пошли к ним ис приказу своего подъячих, колко мочно, и из служителей своих; и из монастырей возми дьячков. И у куея церквы писца нет, то тут писал бы присланной от тебя; а у куея церкви умеет дьячок, или дьякон, или и пономарь, то писал бы он. И буде на все церквы писцов не наберетца, чтобы вдруг писать, то, егда ближные церквы опишут, послать их к другим церквам далним, а потом хотя и к третьим, толко бы с поспешением писали, чтобы одним годом всю епархию описать. А от записки писарям прикажи брать за работу со всякаго человека, и со младенца, по две денги з головы; а бумагу пошли свою казенную455; однако же за бумагу вели брать по денге с человека. И вели писать им перво вчерне; а когда кои приходы совсем описаны будут, тогда вели их набело перелисать, в полудестевые тетрати, и переплести вели коеяждо церкви особою книгою, чтобы тебе мочно было в предьбудущие годы с теми книгами посылать возновлять опись.

А которой человек скажет отца себе духовнаго от далеко сущия церкви меснаго попа, то велеть ему от того отца духовнаго принести, за рукою ево, писмо. А в писме том тот презвитер налисал бы имянно, давно ли тот ево сын или дочь в духовности, и по вся ль годы исповедывается, и давно ли Тело Христово принимал, или и никогда не принимал? А буде кой на местнаго попа сказал, а писмо принесет от иного попа безместнаго, или и от местнаго, да не тоя цервви, на коего он сперва сказал, - то того попа надлежит тебе перед себя взять и выспросить в тонкость, за клятвою, подлинно ли он сын ему духовной? И буде повинитца, что не сын ему духовной, но за прозбу назвал его сыном духовным, то накажи ево штрафом и наказанием, с милостию; а буде же изо мзды назвал ево сыном духовным, то надлежит лишения священства и наказания великаго; обаче, за его скорое покаяние да будет твое разсуждение. А буде же добром не повинитца, а в словах с тем названым своим сыном разгласится, то обоих их отошли в гражданской суд. И тамо бы, распрося их в застенке, пытали накрепко; и егда сыщетца, что он не прямой отец духовной, то, без всякия пощады, обоих их сожещи огнем и учинить так, как о том выше речеся, или как тебе понравитца. Токмо не моги живых их пустить, но - злый зле да погибнет.

А буде кои явятся простые люди, не в расколе живущия, а отцов духовных не имеют от простоты своея, и тех градскому суду не отдавать, но повелеть им исповедатися. А буде не послушают, и того года не исповедаются, то вели ему, за ослушание, наказанье учинить, по своему разсмотрению.

А когда те твои посланные перепищики которой двор совсем опишут, то взять у хозяина того456 двора сказка с великим подкреплением, еже, болши того, свойственников ево, и дворовых людей, и работных, и посторонних жилцов на дворе

ево, и за двором на ево земле, и в отъездех, никого нет. И те сказки в той же книге, под описью всех жителей, вписать без отставки. И под тою сказкою оставя пробелу строки две-три, да и начать другово двора опись писать, против вышеписаннаго же, со всяким испытанием.

А изшед ис коегождо двора, над воруты вели учинить на доске резнэю подпись, чтобы она прочна была, и вырезать болшими словами сице: двор первой; а под тем писмом, или и подле, рядом, вырезать мелкими словами: [приходу Спасскаго], или Воскресенскаго, или Успенскаго, или Николскаго, или коего либо святаго, в которую надлежит им ходити. А на другом дворе такожде вырезать: двор - а мелкими словами: [того-то приходу]. И тако до последняго двора подписывать все неизменно. А кой двор между теми дворы найдетца иного приходу, то на тех воротах подписать мелом: того-то приходу; а иной двор нбйдут не того уже приходу, но иного, то так и подписать, мелом же, коего приходу они скажутца. И на тех дворех никого не описывать, толко взять сказка за рукою, коего он приходу скажетца; а у себя в особой тетратке записали бы: "на той-то улице, подле того-то двора, двор приходу тоя-то церкви; живет на нем тот-то имянем". И буде после явитца457, по свидетелству тоя церкви презвитера и причетников, коея он сказался прихожанином, тот двор не того приходу, коего кто сказался, то взять ево в розыск и спросить накрепко, чево ради оболгал он и указал на иной приход?458 И без доводу в расколе - пытать ево.

И кои дворы описаны будут, то и в книге подписать на пробеле в начале459: "опись перваго двора"; а над другою описью молвить: "опись втораго двора"; и тако над всякою описью подписывать, чтобы явно было в книге, коего двора опись.

И таковое резнуе подписание чинить на воротех того ради, дабы, после описи, писма того не стерли и в дворах бы смятки какой не учинили; а паче для того, чтобы между приходских дворов неописаной двор не остался, понеже в приходех многие дворы перемешены и, в близости церкви, других далных церквей приходские дворы бывают. И то учинено велми не здраво. Добро бы учинить приходы к тем церквам, х коим они ближе, и учинить бы их без перемешки. А расколницы в таковых дворех и вогнеждаются, кии бывают меж приходов; и егда ближние церкви придет презвитер со святынею, то Ин глаголет: "аз не того приходу, но оного"; а егда другие церкви далные придет презвитер, то он указует на ближную церковь: "я де сея церкви прихожанин". И тако в перемешаных дворех многие дворы в безвестии пропадают. И сего ради велми тщателно надлежит дворы подписывать, дабы все они были явны.

А год перепустя, или два, паки пошли освидетелствовати, нет ли какой где измены, и тои описную книгу вели с собою взять. И буде что изменилось, то бы писали в иную книгу, рядом, зачав с перваго двора и до последняго; и где сходно, то под тем числом подписал бы, что тот двор с первою описью сходен. А о исповеди и о причащении спрашивал бы подлинно; и в коих дворех люди и сходны, обаче о исповедании грехов, и о причащении, и о хождении ко церкви на пение, тонкостно надлежит всех вопрашивати, со известным свидетелством, у кого они исповедывалися и у коея церкви причащалися? И буде кто явится оба года не исповедывался, о таковых бы тебе доносили.

Еще же расколницы вогнеждаются на задних дворех, и на удаленных от церквей, и на загородных дворех. И те все дворы приписывать вели к приходским же церквам, куды кой сличнее будет. А буде у коего задняго двора на улицу ворот нет, ни калитки, а ходят они через передней двор, то на тех же передняго двора воротах вырезать резною же подписью имянно, что "позади сего двора другой двор того же приходу". А буде же где есть у задняго двора калитка, или ворота, или из хором дверь, то над тою дверью или калиткою460, буде вырезать подписи не на чем, то прибить доска и вырезать на ней, что тот двор или хоромы - того-то двора, числом по описи - перваго, или втораго, или коего ни будь числа; приходу - тоя же ли церкви, у коея в приходе передней двор написан, или другаго. И буде скажетца другово, то надлежит у него спросить, чево ради на одном дворе живет, а не ко одной церкви ходит? И как он ни сказывай, а надлежит ево ведать тому презвитеру, у кого в приходе передней двор.

И тако описав все дворы, - передние, и задние, и загородные, - и исчисля, колико у кого в приходе дворов передних, и колико задних и загородных, и колико описано всех человек поголовно, и в том числе колико православных христиан, иже в древнем благочестии пребывающих, и колико нововымышленные веры расколнича мудрования, и колико простецов, кои отцов духовных себе не имели безхитростно, и колико пришелцов иностранных, обитающих в ведомстве его, - и имяна прямых расколников выписать в особую роспись. И вели принести ее к себе. И ты, по разсмотрению своему, жесточайших огню предай; а которые ни так ни сяк, стоят не твердо, и буде обещаются от прелести расколничи покаятися, то, наказав и запятнав, яко же выше речено, и то учиня, свободить вели. И аще, по покаянми, паки обратятся, яко пси, на свою блевотину, то уже никаковым их клятвам и обещаниям не ими веры, но предавай их огню, да злый зле и погибнет.

А буде кто будет упорен и описывать презвитера на двор пускать не станет, то итти на двор силно. А буде же запретца в хоромах, то оставить на дворе караул крепкой, чтобы из хором и из двора никто не вышел, и послать в приказ; и взять подьячих и розсылщиков, и от камендата - салдат, и пришод, двери выломать и взять тут живущих и пришлецов, коих во дворе и в хоромах застанут; и отдать всех под крепкой караул. А в хоромах и в чуланах осмотрить накрепко же, нет ли каких пришлых людей из сатанинскаго полку, и нет ли каких расколничих печатных и писменных книг, и нет ли каких расколничих грамотак? И аще обрящутся пришлые люди учители их расколничи, или и не учители, да того же полку сатанинскаго, то спросить подлинно, откуду они и почто пришли? А спрашивать их всех порознь и записывать те допросы на особой бумаге. И буде в роспросех с хозяином или меж собою разногласно скажут, то хозяина и гостей ево всех взять в приказ. А буде сыщутся какие старопечатные книги, а новоисправных нет, то и без пришлых людей мужеска пола и женска взять в приказ и распрашивать их о расколе. И буде станут ставить во свидетелство каких отцов духовных, то и отцов духовных спросить имянно, прямые ли отцы духовные, или наемные? И буде отцы духовные явятся и приходских церквей попы, то спрашивать их в тонкость: давно ли те дети духовные у него на духу461, и по вся ли годы исповедываются, и на коей недели поста исповедывались462, и причащались ли когда; и цервовники про то ведают ли, что они дети ему духовные? И егда тот поп скажет про все имянно463, и последи такожде тех нареченных ево детей духовных спросить такожде в тонкость: давно ли на духу у того попа, и многажды ль исповедывался, и на коей неделе святаго поста говел, и кто тому свидетель, что он говел? И аще неправдою назвали того попа отцом духовным, то никоими делы утаитися в сицевых тонкостных роспросех не можно. И о сем у них спросить же: "сами о себе свидетелствуете, что вы святей Церкви не противники, а книги у себя имеете токмо одни старопечатные, а новоисправные ни одное книги нет?" И буде он с названым своим отцом духовным в роспросе розмолвитца, то отдать ево градскому суду и чтобы у него в застенке спросить: что он попу за то дал, что он назвал ево сыном своим духовным? А буде он скажет, что дал ему плату, велику или и малу, а на духу у него никогда не бывал, то попа того остричь и в застенке пытать накрепко, много ли у него таковых лжедетей духовных? И аще и первой тот у него названой сын духовной, и то записав, не отлагая, учини ему указ, чего он достоин будет, такожде и того, кто и отцом духовным ложно назвал, - дабы впредь было неповадно отцов духовных денгами покупать, такожде и попам неповадно бы было дар Духа Святаго на цене отдавать и Богу лгать.

А аще же, сыне мой, возревнуеши по Бозе и возжелаеши скоростнее то злое расколниче терние истребити, то ты, прежде описания таковаго, возми у камендата служивых людей, сто или и другое, такожде и своих собери человек сто-другое, и подьячих десятка два-три набери, и раздели по приходам, чтобы от всякие церкви взяв попа и с причетники и итти по всем дворам, а наипаче сперва к тем, кои мало к церкви ходят. И обыскали бы накрепко464, по всем хоромам и чуланам и сундукам, а где заперто, тут ломали бы; и искали бы прилежно, без поноровки, нет ли старопечатных книг, или списков с них, или пересылок каких расколничьих? И в коем дому расколничьи книги или писма сыщутся, то записать их в роспись, сколко у кого их сыщется, и на тех писмах подписать имянно, у кого они взяты. И хозяев тех, чьи книги, взять в приказ и распросить их, чево ради такия книги у себя держат? И буде скажут, что они у них отцовские или дедовские, то спросить их, для чего новоисправных книг нет у них? И о том как он ни будет отговариватися, тем он прав не будет. Обаче, для лучшаго уверения, велеть ему465 по древнему христианскому466 преданию треперстным сложением крестное знамение на себе вообразити. И аще которой человек того не учинит, то нечего его болши и спрашивать, но отдать ево к розыску; и буде не покается, то, без всякие мешкоты, вели ево огню предать; а буде и жена ево в том же расколе будет стоять, то и ее, без всякие же мешкоты, огню же предать. И таковых упорных расколников болши трех дней отнюд не надлежит держать, потому что таковые никогда совершенно покаятися не могут, понеже запечатлени суть они антихристовою печатью. И, по откровению апокалепсисному, таковые люди уже покаятися не могут (Апок. гл. 16, стих. 7-8), - и таковый аще и многая обещания изречет, последи во всем том солжет, и, изшед на свободу, возсмеется и паче перваго испустит от себя яд змиин. Того бо ради и предрекох ти, да у таковых, аще кто и тысящу обещаний сотворит, и ты, видя его многая обещания, восхощеши над ним милость показати, то ты ни ста порук не бери, еже бы ево, не запятнав, отпустить. А аще же и без порук отпустиши, да запятнаеши ему на челе и на обоих руках, то уже всяк будет ево знать, что он был в расколе и отпущон за поролем. И потом аще и в малом чом причинитца к расколу, то ево без всякаго милосердия огнем в пепел сожещи, и той пепел, во отход вринув, с калом смесить. И таковым жестоким порядком можеши во едино лето всю свою епархию от адских волкув высвободити.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: