Тут псалтирь рифмотворная 39 страница

261 Сперва было: "небрежением".

262 Заголовок: "О поповстве" написан на поле.

263 В рукописи: "тяжелоносто".

264 Слова: "то из самаго начала" в рукописи подчеркнуты пунктиром, а на поле против них рукою Посошкова написано: справитца.

265 Слова: "быть" и "ти" добавлены рукою Посошкова, между строк.

266 Слова: "быть" и "ти" добавлены рукою Посошкова, между строк.

267 За сим в рукописи зачеркнуто излишне написанное слово: "своего".

268 Сперва было: "и аще кто и самый простолюдин узрит человека согрешающаго, а не воспретит ему". Исправлено рукою Посошкова.Бывает приписано над строкой.

269 Сперва было: "придет"; поправлено Посошковым.

270 Слова: "А аще кто не имеет греха" чьей-то посторонней рукой подчеркнуты в рукописи.

271 В рукописи: "им".

272 Сначала было написано: "везома его".

273 Слово: "Божию" кто-то из современных Посошкову читателей его рукописи подчеркнул, а на поле написал: "первообразнаго".

274 Слово: "им" добавлено над строкой, рукою Посошкова.

275 В рукописи: "человеком".

276 Слово: "Господь" вписано рукою Посошкова над строкой.

277 Выражения: "преестественному" подчеркнуты в рукописи. Сделано это, по-видимому, судя по чернилам, тем же самым читателем ея, который выше в одном месте подчеркнул слово "Божию",написав на поле: "первообразнаго" (см. стр. 217), а в другом подчеркнул фразу: "а аще кто не имеет греха" (см. стран. 215).

278 Выражения: "преестественному" подчеркнуты в рукописи. Сделано это, по-видимому, судя по чернилам, тем же самым читателем ея, который выше в одном месте подчеркнул слово "Божию",написав на поле: "первообразнаго" (см. стр. 217), а в другом подчеркнул фразу: "а аще кто не имеет греха" (см. стран. 215).

279 Засим в рукописи зачеркнуто: "и ты". А следующия далее строки, от слов: "но ты токмо" до слов: "в совершенном богомыслии быть, то", прибавлены рукою Посошкова в выноске к тексту, на поле рукописи.

280 "Ты" вписано над строкой.

281 На строке: "Самому Богу отдадут, ты же чист будеши" Посошков приклеил к странице листок бумаги, и на нем, возобновив означенную строку, приписал к первоначальному тексту следующее засим место, от слов: "Есть же, сыне мой, у певцов и такое безумие" до слов: "И ты, сыне мой, всякия сицевые непотребности истребляй, ово равсуждением, ово же и запрещением".

282 Засим зачеркнуто: "ни в служебнике".

283 Далее зачеркнуто: "а они поют".

284 Тут зачеркнуто слово: "стали".

285 Здесь зачеркнуто: "по проп."

286 Слова: "по возгласе" написаны над строкой.

287 Слова: "един бичь" и "твоем" приписаны к тексту рукою Посошкова между строками.

288 Слова: "един бичь" и "твоем" приписаны к тексту рукою Посошкова между строками.

289 Последния слова: "да не испразднится крест Христов, то есть труды душеполезные", вписаны над строкой, рукою Посошкова.

290 Сперва было написано: "но еже бы ти просто поучати, без ухищрения". Поправлено Посошковым.

291 В рукониси после этого слова поставлена звездочка, а на поле написано: "Преступи".

292 Против этих слов написано на поле: "Читай".

293 Слово: "несумненно" прибавлено рукою Посошкова, над строкой.

294 Последния слова: "понеже рекоша: о веелзеуле, Князе бесовстем, нагонит бесы" вписаны между строк и на поле, рукою Посошкова.

295 Эта строка в рукописи помещена на поле.

296 Слова: "имянно" и "а не старая" вставлены между строк рукою Посошкова.

297 Слова: "имянно" и "а не старая" вставлены между строк рукою Посошкова.

298 Здесь зачеркнуто: "токмо".

299 За сим зачеркнуто: "и силы Его".

300 Слово: "Бог" вписано рукою Посошкова над строкой.

301 За сим зачеркнуто: "человека", а слова: "к сыну" написаны на поле рукою Посошкова.

302 Слово: "великий" прибавлено рукою Посошкова на поле рукописи.

303 Сначала было: "и во время сего глаголания мысль свою возведи". Поправлено Посошковым.

304 Слова: "недопустил и" написаны рукою Посошкова над строкой.

305 "Ти" добавлено рукою Посошкова, над строкой.

306 Слова: "и вси тии еретицы" вписаны между строками рукою Посошкова.

307 Последняя строка: "и ничесого безь повеления началника своего не твори" приписана к тексту рукою Посошкова.

308 Слова: "или не пиеши" вставлены рукою Посогакова между строк.

309 "Своими" вписано Посошковым, над строкой.

310 Слова: "сам", "без оговорки", "свою" добавлены между строками рукою Посошкова.

311 Слова: "сам", "без оговорки", "свою" добавлены между строками рукою Посошкова.

312 Слова: "сам", "без оговорки", "свою" добавлены между строками рукою Посошкова.

313 За сим в рукописи зачеркнуто слово: "свою".

314 Слова: "о закопании таланта" прибавлены к тексту рукою Посошкова. -Начиная с этих добавочных слов, Синодальная рукопись "Завещания Отеческаго", вся до конца, писана самим Посошковым.

315 В рукописи этот заголовок помещен на поле.

316 После этого зачеркнуто: "будеши".

317 За сим зачеркнуты слова: "от них".

318 Этот заголовок написан на поле.

319 Слово: "имянно" вписано над строкой.

320 Здесь зачеркнуто: "и егда".

321 Слово: "особые" написано между строк.

322 После сего зачеркнуто: "тем и питайся".

323 Слова: "в коем деле", "ты" и "исподов" вписаны между строк.

324 Слова: "в коем деле", "ты" и "исподов" вписаны между строк.

325 Слова: "в коем деле", "ты" и "исподов" вписаны между строк.

326 За сим зачеркнуто: "и собольих, и исподов".

327 Далее зачеркнуты излишне написанныя слова: "но и собольих".

328 Слова: "и то гладкое, а не узорчатое" прибавлены на поле.

329 "Ти" написано над строкой вместо зачеркнутаго в тексте: "не".

330 Слова: "или и придет, да тебе не явится" добавлены между строк.

331 Слова: "токмо", "не стыдяся", "во Иерусалим, а не в корете" вставлены между строками.

332 Слова: "токмо", "не стыдяся", "во Иерусалим, а не в корете" вставлены между строками.

333 "Яко" написано над строкой, вместо зачеркнутаго в тексте: "и Сам".

334 Слова: "токмо", "не стыдяся", "во Иерусалим, а не в корете" вставлены между строками.

335 Слова: "в пути" прибавлены над строкой.

336 После этого зачеркнуто: "кроме нужды".

337 Здесь зачеркнуто: "ми".

338 Слово: "изволу" написано над строкой, взамен бывшаго в тексте и зачеркнутаго:?желанию".

339 За сим зачеркнуто: "нелзя".

340 Слова: "отразиши" и "дать" вписаны между строками.

341 Слова: "отразиши" и "дать" вписаны между строками.

342 Слова: "понеже одежды былм у них многошвенные" приписаны к первоначальному тексту между строками.

343 За сим зачеркнуто: "возн".

344 Здесь зачеркнуто: "тебе".

345 После этого зачеркнуто: "ты".

346 Слова: "а переменных у Него не было" прибавлены над строкой.

347 За сим зачеркнуто излишне написанное: "яко".

348 Слово "какой" вставлено между строк, над написанным в тексте и потом зачеркнутым: "полагати".

349 После этого зачеркнуто: "носить".

350 За сим зачеркнуто: "обаче Господь паче инех похвалил их".

351 Сперва было: "закля нас".

352 Слово "диавол" написано над строкою.

353 "Сего" написано над зачеркнутым в строке словом: "завещания".

354 Слова: "к добрым делам" прибавлены на поле.

355 За сим зачеркнуто: "и в дело полез".

356 Слова: "на него", "диавол", "дцавола" вписаны между строками.

357 Слова: "на него", "диавол", "дцавола" вписаны между строками.

358 Слова: "на него", "диавол", "дцавола" вписаны между строками.

359 "Многшия" написано над строкой, вместо зачеркнутаго в тексте: "вси".

360 За сим зачеркнуто: "и восхощеши".

361 Далее зачеркнуто: "а до смерти своея никаковых игоношений прибавочных не моги на ся возложити".

362 Слова: "отнюдь" и "годовой" вписаны над строкой.

363 Слова: "отнюдь" и "годовой" вписаны над строкой.

364 Начиная от слов: "Аще бо ти и тяжелоносно", все это место написано в выноске на поле рукописи, взамен зачеркнутаго в тексте союза: "а".

365 За сим зачеркнуто: "в от отца ду".

366 Над словом "стояти" написано между строк: "держати".

367 "На" вписано между строк.

368 За сим зачеркнуто написанное над строкою слово: "требе".

369 Слова: "и их" прибавлены над строкой.

370 После этого зачеркнуто: "ни х каковым делам приказным".

371 Слово: "отступя" вписано между строками.

372 Эти слова и следующие потом два чертежа с промежуточной среди них заметкой составляют прибавку к первоначальному тексту рукописи. Чертежи и соединяющая их заметка сделаны Посошковым на особом листке, приклеенном к странице между строк.

373 "Не можно" написано над строкой.

374 За сим зачеркнуто: "мочно".

375 Слова: "по сему" написаны над строкой, вместо затеркнутых в тексте: "по вышеписанному".

376 За сим зачеркнуто: "вси".

377 "Сначала же" добавлено над строкой.

378 В рукописи: "коих".

379 Слово: "един" написано над зачеркнутым в тексте: "пять".

380 Слова: "и твое", и "паси" вписаны между строк.

381 Слова: "и твое", и "паси" вписаны между строк.

382 Слова: "ни малаго" и "где" прибавлены над строкой.

383 Слова: "ни малаго" и "где" прибавлены над строкой.

384 Слова: "кто из них презвитеров" и "крестьяпе" вписаны между строк.

385 Слова: "кто из них презвитеров" и "крестьяпе" вписаны между строк.

386 За сим зачеркнуто: "и на тебе".

387 Слова: "на тебе", "причащались бы", "и о коих годах начал исповедыватися" добавлены между строками.

388 Слова: "на тебе", "причащались бы", "и о коих годах начал исповедыватися" добавлены между строками.

389 Слова: "на тебе", "причащались бы", "и о коих годах начал исповедыватися" добавлены между строками.

390 За сим в рукописи зачеркнуто: "злые".

391 Слова: "кии развращают благоверие" написаны над строкой, вместо зачеркнутых в тексте: "а на ином месте и без прикладу, но".

392 Вся эта точка и первыя за нею слова: "А и в новой благодати" приписаны в выноске к тексту, внизу страницы.

393 "Уже" вписано над строкой.

394 Слово: "Господь" написано над зачеркнутым в строке: "Господь".

395 Здесь не дописано какое-то слово; напр., "будет".

396 Слова: "будет" и "Божию" прибавлены над строкой.

397 Слова: "будет" и "Божию" прибавлены над строкой.

398 За сим зачеркнуто: "паче Бога помилосердствовал над царем аммадикийским Иогом и над скотом".

399 Слова: "во аммадикийской земли люди" и "жив" вставлены между строками.

400 Слова: "во аммадикийской земли люди" и "жив" вставлены между строками.

401 Здесь в рукописи зачеркнуто слово: "погиб".

402 Слова: "издревле" бо повелено хулников Божиих смерти предавати" и "но будет их обращати на древнее благочестие" вставлены между строками.

403 Слова: "издревле" бо повелено хулников Божиих смерти предавати" и "но будет их обращати на древнее благочестие" вставлены между строками.

404 Слова: "и у коего подъячего оно на руках, чтоб было на ком ево спросить" и "на руках" вписаны над строкой.

405 Слова: "и у коего подъячего оно на руках, чтоб было на ком ево спросить" и "на руках" вписаны над строкой.

406 Слова "святых икон и священнаго" написаны между строк, над зачеркнутыми в тексте: "и презвитерскаго".

407 "От него" добавлено над строкой.

408 Здесь зачеркнуто: "не челобитчик".

409 Сперва было: "чтобы он впредь памятен был".

410 "Вдвое" написано над строкой, вместо зачеркнутаго: "четверицею".

411 Вся эта точка вписана между строк и на поле.

412 Слова: "и ветхозаконнаго служения" и "учились" вписаны над строкой.

413 Слова: "и ветхозаконнаго служения" и "учились" вписаны над строкой.

414 "Учились бы писать" добавлено над строкой.

415 Слова: "и всем иконоборцам и прочиим" вписаны между строк, вместо зачеркнутых в тексте: "и прочиим".

416 После этого зачеркнуто: "но и люторане будут безответны".

417 "Во училищи" написано над строкой.

418 Слова: "или на волю, кроме церковнаго причта" добавлены к тексту между строками и на поле.

419 Слово: "дел" вписано над зачеркнутым в строке: "плод".

420 За сим зачеркнуто: "во пре".

421 Слова: "или во дьячки" и "тако" вписаны над строкой.

422 Слова: "или во дьячки" и "тако" вписаны над строкой.

423 Слова: "аще и прежде году научится" и "во презвитерство" вписаны между строк.

424 Слова: "аще и прежде году научится" и "во презвитерство" вписаны между строк.

425 Здесь зачеркнуто: "их".

426 Слова: "токмо" и "не по закладкам" добавлены над строкой.

427 Слова: "токмо" и "не по закладкам" добавлены над строкой.

428 За сим зачеркнуто: "да".

429 Здесь зачеркнуто: "возведи".

430 За сим зачеркнуто: "такожде и ткх; а похороненнаго".

431 Слова: "и псам на снедение пометаеми будут", "и причетникам" прибавлены над строкой.

432 Слова: "и псам на снедение пометаеми будут", "и причетникам" прибавлены над строкой.

433 Далее зачеркнуто: "а кости".

434 "Поне" написано над зачеркнутым в строке: "хотя".

435 За сим зачеркнуто: "то во всех монастырях".

436 Последния строки, от слов: "И возми архимандрита", написаны на особом лоскутке, который плотно наклеен на странице рукописи и покрывает собою первоначально написанный текст. Следующее за сим слово: "пищи" и дальнейшия 16 строчек текста, кончая словами: "И егда все о себе скажет, то спроси у него, каково живет", прибавлены на отдельном листке, который приклеен верхним краем к странице рукописи. На оборотной стороне того же листка была начата другая незаконченная приписка, от которой остались следующия зачеркнутыя строки: "своим не тратит ли, и братии нет ли какое налоги, такожде и крестьянам нет ли какой излишней налоги, и каков он к разсуждению в делах? И о всех сиях делах вопроси его во особности, наедине. Вопроси же и о вовдержании его, и о прочиих".

437 Здесь зачеркнуто: "и в".

438 Слова: "у него", "и кто каков грамотен, или безграмотен" вписаны между строками.

439 Слова: "у него", "и кто каков грамотен, или безграмотен" вписаны между строками.

440 Слово: "такожде" вписано между строк.

441 Слова: "или хладен" прибавлены над строкой.

442 За сим зачеркнуто: "епархии".

443 Слово: "и волы" вписано над строкой.

444 Последния две строки, от слов: "и аще и на Божие дело продаваша", приписаны на поле.

445 За сим зачеркнуто: "паче".

446 Слова: "или кого разорить, во церкви советуют" вписаны над строкой.

447 Здесь зачеркнуто: "пиют".

448 После этого зачеркнуто: "и прочая дела, подобная сим".

449 За сим зачеркнуто: "пни".

450 Слова: "из церкве" написаны на поле.

451 Слова: "чина такова-то" вставлены над строкой.

452 После этого зачеркнуто: "от роду ему".

453 Последния слова: "или отца духовнаго у него... от роду не бывало" вписаны между строк.

454 Слово: "он" прибавлено над строкой.

455 Далее зачеркнуто: "и вели писать вчерне".

456 За сим зачеркнуто: "дому".

457 После этого зачеркнуто: "что", а следующия за сим слова: "по свидетелству тоя церкви презвитера и причетников, коея он сказался прихожанином" написаны в выноске, внизу страницы.

458 Слова: "и указал на иной приход" и "в начале" вставлены над строкой.

459 Слова: "и указал на иной приход" и "в начале" вставлены над строкой.

460 За сим зачеркнуто: "прибить доска".

461 Слова: "на-духу", "и на коей недели поста исповедывались" вписаны между строками.

462 Слова: "на-духу", "и на коей недели поста исповедывались" вписаны между строками.

463 Далее зачеркнуто: "и те".

464 После этого зачеркнуто: "всяких"; а дальнейшия слова: "по всем хоромам и чуланам и сундукам, а где заперто, тут ломали бы, и искали бы прилежно, без поноровки" написаны в выноске, внизу страницы.

465 Далее зачеркнуто "треперс."

466 Слово: "христианскому" добавлено над строкой.

467 "А аще, сыне мой, восх" написано на отдельном лоскуточке, плотно наклеенном на строку.

468 Слово: "зделать" написано над строкой, взамен зачеркнутаго: "учинити".

469 За сим зачеркнуто: "глаголя".

470 Здесь зачеркнуто: "рек".

471 "Ни порук по них не бери, ни клеем на них не клади, несть бо ему покаяния"? написано на поле.

472 Все это заглавие сделано на отдельном лоскутке, наклеенном на страницу и закрывающем следущия две первоначательно написанные строки: @ года. Записная книга родилницам: в коем числе чья жена родила сына, или дочь; молитву давал презвитер тоя-то церкви, имярек". Сверх того, слово "родилная", сперва написанное скорописью, потом заклеено еще особым узеньким лоскуточком, на котором то же слово выведено большими буквами.

473 Слова: "по переписи в первом или втором дворе" вставлены над строкой.

474 Слова: "в конце же записки тоя" вставлены между строк.

475 За сим зачеркнуто: "и для".

476 Слово: "крестилная" написано иа отдельном лоскуточке, иаклеенном на строку.

477 Слово: "числом" вписано над строкой.

478 Слово: "чин" вписано над строкой.

479 После этого зачеркнуто: "а прича".

480 Слова: "не розыскивая и не медля ни дня" прибавлены над строкой.

481 За сим зачеркнуто: "говел".

482 Здесь зачеркнуто: "а буде".

483 После этого эачеркнуто: "не исповедался".

484 Слова: "особою статьею" и "месячными" написаны над строкой.

485 Слова: "особою статьею" и "месячными" написаны над строкой.

486 Сперва было написано: "А и в погребалных собрать"; "и" и "собрать" зачеркнуты.

487 За сим зачеркнуто: "удобно".

488 Слова: "разным праздникам" приписаны на поле.

489 Слова: "кто кому обещался" вписаны над строкой, вместо зачеркнутых: "то они".

490 За сим зачеркнуто: "то".

491 Здесь зачеркнуто: "пить".

492 После этого зачеркнуто: "а у Чуваши есть особые праздники"

493 "Господних" написано над зачеркнутым в строке словом: "Божиих".

494 Слово: "в милости" добавлено над строкой.

495 Слово: "верным" написано на поле.

496 Слова "говорить" и "поруски говорить незнающих" вставлены над строкой.

497 Слова "говорить" и "поруски говорить незнающих" вставлены над строкой.

498 "Российския" написано над зачеркнутым в строке словом: "его".

499 Слово "налог" дописано на поле.

500 "Бы" написано над зачеркнутым в строке: "аще".

501 За сим зачеркнуто: "тем".

502 Далее зачеркнуто: "кото".

503 Первоначально было: "детей своих поруску учить".

504 Слово: "языка" вставлено над строкой.

505 В рукописи: "гработе".

506 Последния девять точек текста, начиная от слов: "А егда застареет в них христианская вера", приписаны на отдельном листке, приклеенном к нижнему краю страницы.

507 После этого зачеркнуто: "и на Оке в Касимо".

508 "И болши" вписано над строкой.

509 "Аще" написано над зачеркнутым в строке: "естьли".

510 Слова: "закона у них никакова нет" прибавлены между строк.

ФЕОФИЛАКТ

ЛОПАТИНСКИЙ)

Об авторе

ФЕОФИЛАКТ

(в миру Фёдор Леонтьевич Лопатинский)

Феофилакт (в миру Фёдор Леонтьевич Лопатинский) (70-е гг. XVII в., - 6(17).05.1741) - церковный деятель, крупный представитель философско-богословской мысли XVIII в., префект, ректор Славяно-греко-латинской академии. Впервые в России, в стенах академии читал полный философский курс в 1704-1710 гг. (на латинском языке).

"ВВЕДЕНИЕ" (Introductio)

В ФИЛОСОФСКИЙ КУРС

Каких трудов, прилежания и усидчивости требует изучение философии, ясно слушателю из заглавия. Некогда Геракл остановился на распутье двух дорог, нам же предстоит пройти все три пути Аристотеля, так что для успешного завершения предприятия нам потребуются силы, самое малое, равные силам Геракла, если не большие. Многие отправлялись в путь, но многие и не выдерживали трудностей:

Только те немногие из героев, к коим благосклонно

Отнесся справедливый Юпитер, или поднявшиеся на небо

Благодаря собственной доблести, смогли получить награду.

Прочитал я вам эти стихи не с тем умыслом, чтобы отпугнуть переступающих порог храма мудрости, дабы они отказались от учения весьма полезного и единственно необходимого (studium utile et unice necessarium). Напротив, я хочу побудить вас к трудам, соразмерным способностям каждого, ибо способности эти даровал нам Всемогущий и Всеблагой Бог. А для занятия философией названных способностей - вполне достаточно. Итак, я требую от вас мужества и неустанных трудов и смею надеяться на благоприятный исход, ибо вы рождены с задатками Алкида для великих дел.

Твердые надежды на благоприятное завершение философского курса мы связываем с Единым в Троице и Троичным в Едином Господом Богом и, таким образом, с Божьей помощью приступаем к изложению философского курса. Пусть Святейшая Божья Матерь, Завершение Вечной Премудрости, откроет для нас подступы к наукам, ибо от Ее непорочной колыбели принимаем мы саму философию. Вы же, святые небожители, осветите незрелые умы светом вашей славы, так как непосредственно дарованное вам от Бога знание делает вас философами. После Него вам посвящаем мы наши труды. Пусть же ваша постоянная милость и острый ум разрешат все трудности. Напрасны были бы усилия и речи наши без чаяния награды, а таковой мы считаем мудрых учеников, величайшую за наши старания прибыль.

При изучении философии мы будем придерживаться наиболее распространенного и апробированного метода (methodus receptissima et vulgaris): прежде всего займемся диалектикой, затем логикой, потом физикой, после чего перейдем к метафизике и ко второй, весьма разнообразной по-содержанию, части физики, но перед тем, как изложить эти дисциплины, мы объясним философию в общем. Здесь мы следуем естественному порядку, ведь сначала следует излагать более общее, как то учит Аристотель в 7 главе I книги "Физики".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: