double arrow

Тут ПСАЛТИРЬ РИФМОТВОРНАЯ 35 страница


Глава 9

О АРХИИЕРЕЙСТВЕ

Аще судом соборным по жребию, или аще и без жребия, да будет от имянного повеления царьскаго, то ты вменяй за жребий царское повеление, понеже царское сердце в руце суть Божией; толво бы твоего о том происку ни малаго382 не было. И ты, сыне мой, на волю Божию возложася, прежде посвящения, сотвори молитву к Богу прилежную, и в молитвословии своем прочитай новосочиненный канон к Богу Отцу нашему небесному, ему же во основание положена Богом данная нам молитва: "Отче нашь, Иже еси на небесех"; и читай его с самым богомыслием. И тако от всего своего сердца помолшися, попроси у Бога милости и низшествия на тя Духа Святаго, пойди к посвящению.

Егда же все действо по уставу на тебе совершится и отпущйн будеши во епархию, в ню же посвящен еси, - и, прибыв к державе своей, вначале приими святую церковь, по обычаю, како надлежит. И осмотряся в домовых делех, посли во всю свою епархию досмотрить святых церквей: все ли в них исправно, нет ли где383 какие неисправы, или книжнаго или и иного какова недостатку? И егда опись привезут, то, разсмотря их, пошли по презвитеров, чтобы половина их, приехав, явились тебе; а другая бы половина, вместо их, нужды их управляли.

И егда тые презвитери снидутца и лицу твоему явятся, то приими их любезно, а приносу ни велика, ни мала не приемли у них. И вопроси их пйрвее о церковном служении, и о всем их управлении, и как они стадо Христово пасут, и нет ли в приходех их расколников, - и коегождо их по единому приведи ко святому Евангелию, - и в ведомстве их живущих расколников не прикрывают ли кто из них, презвитеров384, и не потакают ли им, и прихожане их по постам говеют ли, и ежегод ли причащаются, или в два года, или в три? Понеже кои во крестьянстве живут по сйлам и по деревням, то которые и не расколничают, обаче, от непринуждения презвитерскаго, многие крестьяня и вблиз Москвы живущие есть такие, что лет до штидесят не токмо не причащаются, но и не исповедываются; и тако живши, мнозии и умирают без всего. И ты, сыне мой, для Господа Бога, попекись о сем прилежненько, чтобы бедные крестьяне385 от простоты своея напрасно не погибали и чтобы386 те души, аще в твоей пастве погибнут, не взыскались на тебе387. И сего ради ты, сыне мой, заповеждь всем презвитерам, дабы в Великой пост всех своих прихожан, не токмо крестьян, но и дворян, и иных всяких чинов, принуждали говеть, и Тела Христова кии удостоятся причастниками быть, причащались бы388. И кии люди будут поститися и исповедыватися, записывали бы имянно, и впервые ли кто от роду своего исповедывался, или не впервые, и прежде того у него ль же исповедывался, или у иного, и о коих годах начал исповедыватися389, и причащался ли когда, и коликих кто лет будет исповедыватися? А буде кто в Великой пост будет во отлучке, то принудил бы ево в Петров пост, или в Госпожин, или в Рожественской попоститися. А буде же кои люди будут не послушны и ни в которой пост поститися и исповедыватися, или по исповеди довелся прича(с)титися, а он к причастию не пойдет, и о таковых имянно писали бы к тебе.

А ты буди самым истинным пастырем, а не наемником: не зря на лицо силное, или весма убогое, но по всех равно посылай и испытуй их, чесо ради они ослушны учинились? И буде явятся не расколники, но токмо за леностью или за умножением грехов, или за вожделением греха, или и за иною каковою виною, а расколничи прозяби не явится, то таковые подлежат, по словесном наказании, прощения. А аще кии явятся и расколнича духа, а не весма в богохулие вошли, и к причастию Тела и Крове Христовы не шли токмо за устрашением главных расколничих учителей, кии по домам поныряют и от причастия Тела Христова отвращают, и таковые, - по наказании, или и без наказания, - аще истинно покаются, надлежат прощения же. А кии явятся самые произвольные богохулники, иже не исповедывались и не причащались, мерзя Тело Христово, вменяя ево в скверну, и таковые аще и покаяние будут приносити, не надлежит покаянию их верити, понеже Сам Христос неложными Своими усты рек: иже аще кто восхулит на Духа Свята, то есть, на действо Святаго Духа, и таковому грех той не отпустится ни в сей век, ни во грядущий (Матф., глава 12, стих. 31. 32). И того ради словесе Христова верить покаянию их не годствует, но таковых испытовбти гражданским испытанием. И аще которой будет и с клятвою обещеватися, еже впредь такову не быть, не верь и таковому их покаянию и обещанию: но сожигать их огнем, дабы и кости их в прах претворились.

И о сем ты, сыне мой, не сумняйся, еже Божиих противников и от истинные веры развратников смерти предавати: Сам бо Господь повелел древо, не творящее плода добра, посекати и во огнь вметати (Матф., глава 7, стих 19). И сие рече Господь прикладом древа ко злому человеку, кой390 человек верный и - впадет в ереси и вместо добрых дел будет творити дела злая; и по тому глаголу Божию яве есть, яко повелел Госаодь таковых предавати смерти, кии развращают благоверие391. А издревле лживых учителей, кии с истиннаго пути совращают, повелел Господь убивати до смерти; и прирек, глаголя: злое сами от себя истребляйте (5 Моис., глава 13, стих. 5); и не токмо совращающих с истиннаго пути, но аще кто и несогласно с Господними словесы будет учить, то и тех повелел Бог смерти предавати (5 Моис. глава 18, стих 20)392. А и в новой благодати самым уже393 явным глаголом изъявил Господь394, глаголя: горе человеку, им же приходит соблазн; уне есть, да обесится о выи его жирновный камень и вержен будет в море (Марк. 9, 41, Лук. 17, 2). И по сиим Господним словесам, како кто богопротивников и самыих врагов Божиих миловати395 и смерти не будет396 предавати? И аще кто противно тому повелению Божию397 будет творити, требе боятися, дабы не уподобитися царю Саулу, иже398 Господь повелел во аммаликийской земли люди399 вся изсещи, от старца и до ссущаго младенца, и скот всякой изсещи; а он паче Бога помилосердствовал: царя оставил жива, и скот лучшей оставил жив400 и, за излишнее пред Богом милосердие, сам401 себя и царство свое погубил (1 Цар. глава 15, стих. 3-29).

Тако и ты, сыне мой, бойся паче Бога милосердствовати. Егда уже Бог повелел злых зле погубляти, то како ты дерзнеши их прощати и паки на свет пускати? Зри же и еще на Господень глагол и внемли: аще кто восхулит на Духа Святаго, и той грех не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий (Матф., гл. 12, стих 31; Марк., гл. 3, стих 29), - то како кто может таковаго, иже Тело Христово хухнал и скверною нарицал, простити? Аз ти, сыне мой, тако сказую: аще таковаго богохулца простиши, то и сам врагом Богу явишися. Уже бо Сам Господь Бог отрек им покаяние, то я не могу знать, как кто может их миловати и прощение им творити? И аще кто таковых будет прощати, то и сам той ту же чашу испиет, коя от Бога уготована им, Духа Святаго хулителем; издревле бо повелено хулников Божиих смерти предавати (3 Моис., глава 24, стих. 15-16)402. А буде же будут о ком просить люди и ручатца, еже он впредь хулы ни на каковое действо Святаго Духа наносить не будет, и с расколниками соединятися не будет, но будет их обращати на древнее благочестие403, и таковаго за поруками свободить. А в поручной написать имянно, что естьли будет он попрежнему расколничать, и обращать их из расколу не будет, и таковаго, поимав, огню предать, а порутчиков повесить, а пожитки их взять на великаго Государя. А буде же сыщетца которой поп, их прикрывающь, и с такова попа надлежит сан священства снять и, без всякаго милосердия, огню предать.

А и в приказных делах не весма на судей своих полагайся, но паче сам суди, понеже ты ни с кого посулу и почести не возмеши, а приказные люди, аще и пожалованы от тебя будут, а всячески поползнутца ко взяткам и праваго обвинят, а виноватаго будут править; и какую они неправду учинят, то тот грех от Бога взыщетца на тебе. И того ради запрети, дабы без твоего ведения никаковых дел не вершили. И коего дела будеши слушать, то ты вели дьяку своему пометить; и буде пометит он так, как ты приказал, то под тою пометою закрепи ты своею рукою, чтобы последи того дела не переделали. И то вершенье в келейную свою книгу вели вписать, для памятствования своего, перечнем, и у коего подъячего оно на руках, - чтоб было на ком ево спросить404. А в приказе вели записывать в переплетеную книгу подлинником, и та бы книга была твоею рукою закрепленная, и записывали бы имянно: кто, на кого, в чом бил челом, и кто чем обвинен, или оправлен, и у коего подъячего то дело на руках405, - потому что спорные дела многие пропадают и от того люди Божии разоряютца.

А наипаче блюди презвитеров сельских от обид дворянских, понеже дворяня презвитеров сельских ни во что ставят и хуже холупей своих их ведут; и тыи презвитери, боящеся их, служат у них и всякую работу рабью на них работают, паче последняго челединца. И то тако они чинят над теми попами, кои служат в их вотчинах и поместьях. Аз же своим подлинным ведением ведаю, еже содеялось и не в их вотчине служащему презвитеру, но самому свободному от их владения. Ибо: в Лихвинском уезде был у меня винокуренной завод, а с вйрсту место от того заводу жил дворянин, по прозванию Хоныкув. И в день Святыя Пасхи пошол презвитер с причетники своими, по обычаю, со святыми иконы, и первее пришол к нам, понеже завод мой ближее к церкви; а той Хоныков живяше за завод мой еще с версту, или и с полторы отшед. И той презвитер, посетив нашь дом, да пошол к нему, Хоныкову; и по обыкновению, взем презвитер в руце свои крест Христов, прочии же причетники несуще святыя иконы и идуще, пояху стихи Пасце. И той Хоныков присмотрил, что прежде его был оной презвитер у меня в доме; вышед на крылцо, ударил того презвитера по щеке, и крест святый из рук у него вышиб, и с крылца его спехнув, почал его во всем облачении с людми своими бить, и по грязе волочить, и топтать, и чуть жива его оставил, и бьючи приговаривал: "ты де меня променял на Посошкова". Такожде и прочиих причетников всех били до полуумертвия, и святыя иконы все в грязь втоптали, понеже в то время было велми грязно. А тот презвитер не его поместья, но - свободной, имеяй церковь на погосте, и своих крестьян той презвитер имеяй, и пахатной земли и покосов имущь доволство свое, а не ево, Хоныкова, даяния; и в приходе у тоя церкви не один токмо Хоныков, но и иных дворян много; и я з братом у тоя же церкви в приходе жил. И над таким свободным презвитером пакость такую учинил! Колми же паче тем попам чинят пакости, кии на их землях живут! И за таковое дерзновение, как по нашему простоумному суду, довелся бы той Ханыков, за обругание святых икон и свящеинаго406 сана, смертныя казни или наказания жестокого, а за безчестие и за увечье попово и причетников довелось было доправить в десять мер настоящия меры безчестья и увечья; такожде и в церковь на новое облачение десятеричную же бы плату взять. И аще бы таковый суд на таких безстрашников был учинен, то бы всячески, на то смотря, иные бы стали страшитися так чинить безстрашно. А той бедной презвитер, аще и не убог сый, обаче не смел о том донести архииерею, дабы последи болши того не пострадати от него407. И надлежало было прощатца Хоныкову пред попом, ажно бедной поп добил челом ему, Ханыкову, и едва умолил, что святый крест и иконы отдал им назад.

И ты, сыне мой, внемли сему Ханыкову и так облюдай попов, буде тебе и не от обиженаго попа дойдет до тебя ведение сицевое, или и гораздо легуче сего: аще кой помещик и не во облаченье попа побьет, а той битой поп хотя, страха ради, бить челом не смеет, то ты буди за него стряпчей и, осведомяся подлинно, пошли по того попа и по помещика. И буде поп скажет, ради своего смирения, или страха ради: "я де на него408 ни о безчестье своем, ни о увечье не челобитчик", или скажет: "что де ни было, да я де помирился", - обаче ты стани не за попа, но за честь священства. И егда приведен тебе будет той бийца, рцы ему: "ты, господине, чесо ради честнее себя биеши и на священника Бога Вышняго скверную свою руку подъемлеши?" И аще не в ризах бит, то доправь на нем безчестье и увечье тому презвитеру вдвое409. А буде тот же помещик да побьет другижды, не во облаченье же, то доправь на нем уже четверицею и отошли его к градскому суду для наказания, или, без далные волокиты, управся с ним и своим судом: прикажи хорошенко шелепбми высечь, чтобы ему впредь памятно было410. А буде же во облаченье побьет, то надлежит доправить десятерицею, понеже он не попа обезчестил, но сан презвитерства411. А аще кто и словесно обругает какова презвитера, или избранит неподобно, и ты, сыне мой, обороняй их, не стыдяся лица силнаго, ниже убогаго обидника милуй, но поведи суд свой праведен, без всякаго лицеприятия.

А и от приказных своих правителей весма их оберегай, понеже обыкновенно архииерейских приказов не токмо судьи, иль подъячие, но и приставы, ни во что их ставят, и называют их "попишками", и в малом деле обирают их кругом, и того обирания и в грех себе не вменяют. А естьли ты не будеши сего смотрити, то ты дашь за них Богу ответ.

А буде же и презвитер которой будет винен пред тобою, или и пред иным кем, то и их, не щадя, наказуй игоношением, - а не ручным биением, - и удручением трудов каких, дабы они, надеющеся на твое защищение, излише не шалили.

Такожде и иноков и инокинь смотри, чтобы в мире не шатались, но вси бы трудились во своих обителех, по монашескому уставу, а в мирских бы думех отнюд, кроме самые нужды, не начевали, и пьяные бы между граждбн не блукались. А коего инока приведут перед тебя пьяна, то спроси у него и розыщи, где он напился допьяна? И буде отводу не даст, где так упился, то надлежит ево смирить с наказанием, дабы он на кабак не ходил и чину бы своего иноческаго не безчестил; а сверх наказания не непотребно приложить и трудов, дабы впредь так не делал. А аще и попа мирскаго узриши пьяна и на улице не токмо валяющася, но аще и шатающагося, или на кабаке пиющаго, то, яко же тебя Бог вразумит, накажи великим смирением, дабы он впредь таков не был и сану бы своего не ругал. А наипаче смотри за селскими попами: велми бо они, егда пьяни напьютца, нелепотны бывают; и аще где попа два-три сойдетца пьяных, то стыдно при них и мирянину сидеть, понеже, от безстрашия своего, всякие сквернавые и неподобные речи разговаривают, еже и простолюдину гнюсно смотрить на них, и таковым бестрашием весь чин презвитерской безчествуют. И такова ради их безстрашия презвитерам пить допьяна отнюд не повелевай, и великим страхом и страфом от пьянства попов удержуй. Пьянство не то что духовному чину, но и простолюдину пакость великую наносит. Господа ради, попекись ты с прилежным радением, како бы весь церковный причт удержати от пианства. О сем не аз, но Сам Господь Бог еще издревле не токмо попам, но и причетникам, и ветхозаконнаго служения412, пить вина не повелел (3 Моис., глава 10, стих 9; Иезек., глава 44, 21). Колми же паче ныне, в новой благодати, церковникам пить не подобает! Тамо были приносимы на жертву и закалаеми быки и бараны, а ныне Агнец Божий в жертву Богу приносится; и яко несравненно нынешняя жертва древние честнее и святее, тако и презвитерам со причетники древних служителей трезвостию и всяким воздержанием превзыти подобает.

Егда же ты, сыне мой, во всем осмутришися, и всех епархии своея презвитеров пересмотриши, и имяна их и урочища запишеши, и колико у коего презвитера и у причетников сыновей, и в коликих летех, перепишеши, то потщися построить училище. И призови учителя, монаха или и белца, из Москвы или и из Киова, которой бы человек ученой был и навычен бы был грамматическаго учения; и грамматик десятков пять-шесть купи. И собрав поповых и дьячковых детей, которые грамоте учились413, от десяти лет и до дватцати пяти лет, и посади их за грамматическое учение. И запиши у себя указ неподвижный, еже кой поповичь аще не будет уметь грамматическаго разума, то бы ни в презвитеры, ни во диаконы отнюд бы не посвящати, но токмо тыих отдавать в салдаты.

И повели в школе учинить устав таковый, еже бы с утра до полудни учились грамматики, а после полудни, отобедав, учились бы писать414 и читали бы всякие четьи книги: первое, да острятся очеса их во чтении ко зрению; второе, да внимают, како прежде бывшии святии отцы жили, дабы, присмотряся к их житиям, и сами возжелали такожде подвижно жити; третие, дабы памятствовали о христианском законе и внимали бы всем православные веры догматам.

И ради совершеннаго ведения прочитали бы преосвященнаго Стефана, митрополита Резанскаго, трудом его сочиненную книгу, названную "Камень Веры". И тую святую книгу неоцененную читали бы с самым прилежанием, многократно, дабы силные словеса памятствовати наизусть. И буде кой человек внятно будет ю читати и читаемое будет памятствовати, то люторам и калвинянам, и всем иконоборцам, и прочиим415 еретикам может уста заградити, еже не возмогут противо его что отвещати.

А ради расколнича блядословия прочитали бы блаженныя памяти преосвященнаго Димитриа, Ростовскаго митрополита, сочиненную книгу и назвбнную "Розыском"; вторую книгу, его же архипастырским трудом свидетельствованную, названую "Очевидным Зйркалом". И в тыя две книги зря и памятно читающе, уразумеет, чем их, расколников, уличати; и такие глаголы тамо узрит, еже не возмогут что и отвещати. 23-же главу аще со вниманием пручтет, то узрит много потребных глаголов на обличение и люторскаго зловерия. А аще же прочитает кто "Соборное Деяние", содеявшееся в 6666-м году во граде Киеве на еретика Мартина армянина, то узрит и самую главу Российских расколникове, откуду их расколнича ересь началась; и тая ересь, от Мартина армянияа насеянная, тогда же от Цареградскаго патриарха соборне и проклятию предана. Тамо же обрящет и нашея благочестивыя веры древняя предания, и от греческих патриархов засвидетелствованная, яко ныне во святых церквах действуются вся действа по древнему преданию, а не новое издание, яко оные расколницы блядословят и на Никона патриарха клеветуют. И противо тыих вышепомяновенных книг не токмо расколницы416 подлые, но и учители их онемеют и будут безгласны; а и в люторство склонившияся не возмогут противитися.

И избери добраго человека и разумнаго, дабы он тех учащихся в школе надзирал и вопрашивал бы о чтомых ими книгах, каково кто памятствует и может ли кую речь потребную наизусть сказать? И буде прочол книгу, а что в ней написано, ничего не памятует, то заставил бы тои же книгу другожды прочести, за пристрастием, дабы он внимателно читал. И той надзиратель внимал бы всем им, кто каков тщателен, и кто каков памятен, и кто каков остр к разсуждению; и кто каков явится, записывал бы имянно, для памятствования, в книжку, почисленно, в коем числе доспытовал кого и кто каков явился во испытании. И изгодя недели две-три, паки их испытовал бы; и тако коегождо ученика до самаго совершенства испытовал бы, и все те испытовбния записывал бы имянно. И по тем запискам явен будет весь его разум, и острота или тупость, или и глупость явна будет.

И кои ученики ко чтению духовному будут охочи, тех бы записывал во особую книжицу и давал бы им читать церковные уставы; и так бы их затвердили, чтобы весь круг церковной наизусть могли памятствовати. А потом давать им книги читать о (свя)щенстве; и внимали бы всему тому, какову подобает презвитеру быть, и как ему подобает паства своя пасти, и как им свою честь хранить непорочну. И из сего моего "Завещания" выпиши главу о церковничестве, вторую - о священьстве, третью - о иночестве; и выписав, вели им напамять затвердить. И из "Очевиднаго Зеркала" вели выписать 23 главу "о иконоборной ереси", и вели им затвердить напамять же, - для того, что многие ныне почали в люторскую веру скланятися, а свою благочестивую веру хухнати; и егда будет он презвитером, то тогда надобно ему впадших в такую погибель извлачити и, извлекши, учити, чтобы неподвижно стояли во благочестивой христианской вере. А буде и с самым лютором сбиметца разглагольствовати, знал бы, что с ним говорить, и знал бы, чем ево уличить и уста им заградить.

А которой чтомаго ничего не разумеет, и тем бы он толковал, что кая речь в себе содержит и к чему она надлежит. А кии о духовных делех неприлежни явятся, но паче будут прилежать чтению историй житейских и гражданских, - и таковых бы во священный чин не попускати, но отсылати их во граждбнство.

Овогда же бы и доспытбцыи от Святаго Писания ученицы между собою чинили, а той бы надзиратель у них слушал. И которой будет памятно говорить, и разумно разсуждать, и толковать будет право, - и тех учеников имяна и разумение их записывал бы в свою памятную книжку имянно. А кии весма тупы, а к тому еще аще и глупы, и тех непочто и держать во училищи417 долго, но отсылать их в салдатство, или на волю, кроме церковнаго причта418.

А аще же кто и разумен, а нрав у него будет дэрен, - либо драчлив, либо бранчив, либо завистлив, либо ненавистьлив, либо горд, либо пересмешлив, либо пьяница, или прозябь блудная явитца в ком, - и таковых, без всякаго медления, отсылать в салдатство, понеже Сам Господь изъявил нам (Мф. гл. 7, стих 17), еже от злаго древа никогда плода добраго не будет; и яко древо познаваетца по плоду, тако и человека повелел Господь познавати от дел419. Буде кто во нраве и ко всякому доброму делу желателен, той может быти добр; а кой отрок в юности зол, то уже нечего от того добра искать: и под старость уже не изменится, - разве злее будет. И того ради, таковых отнюд420 не токмо во презвитеры, или в диаконы, но ниже в причет церковной; но токмо - в военной чин. Яко бо трудно арапу черность своя изменити, тако и злому человеку трудно нрав свой переломити; но с коим в колыбель, с тем уже пуйдет и в могилу. И того ради, таковых во презвитеры отнюд не посвящати, да не нанесут на презвитерской сан пороку.

Апостол Павел тако пишет: яко подобает презвитеру быти непорочну, трезвенну, целомудру, благоговейну, честну, страннолюбиву, учителну, не пьянице, не драчливу, не бранчиву, не мздоимцу, кротку, не завистливу и не сребролюбиву (1 Тимоф. гл. 3, ст. 2). И надзирателю годствует пилно смотрити за детми, учащимися во училищи, - и аще в коем отроке усмотрит, еже он к вышеписанным страстем, о них же святый Павел изъявил, причастен, то таковаго отнюд во презвитеры, ни во диаконы не посвящати, дабы Павлу апостолу супротивником не быти. Посвящати же во презвитеры и диаконы тех, кии аще и не поповы дети, да кротки и благонравны, и учение прияли твердо, и в Писании имут разсуждение здравое; и таковому и вышеписанные добродетели, от святаго апостола Павла изявленная, последовати имут.

Которые же дети презвитерские, аще умом будут и не весма достаточны, да смирны и не пьяницы, то аще учение грамматическое им и не далося, обаче таковых в салдатство не отсылати, но отсылати их в причет церковной, - в сторожи, или в пономари, или во дьячки421, - понеже в простотных людех благодать Божия обыче пребывати; а чрез пророка Исаию Господь тако422 рек: на кого призрю, токмо на кроткаго, и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих (Ис., гл. 66, стих 2). А в той церковной службе навыкнув, негли удостоится и презвитерства, иль пони диаконства.

И егда училище состроиши, и во училище детей собереши, и учитися нбчнут, то, ради установления того святаго дела, год место или и другой, посвящать во презвитеры и поизмешвать, доволе ставленики во училищи грамматическаго разума навывнут и во нравех искусятся. А буде где нэжда будет до презвитера, то поволь от иных церввей презвитерам, приходя, управлять, дабы без покаяния и без причащения люди не погибали. А буде же цервовь коя от иных церквей удалела и от посторонних церквей управлять нужд их неудобно, то хотя и из ыной епархии презвитера нанять на год, или пока из училища той ставленик выдет, еже бы он у церкви жил, и службу божественную служил, и всякие нужды приходские исправлял, и стерег бы того накрепко, еже бы без покаяния, или без причащения Тела и Крове Христовы не умер кто. Егда же которой ставленик скорее иных учение поймет и во нраве освидетелствован будет, то ты того, не медля, аще и прежде году научится423, то посвяти его во презвитерство424, и где есть нужда презвитерская, то туды и пошли, аще и не к своему ему приходу.

А егда425 умножитца ставлеников, достойных презвитерства, то ты паки пересмотри старых презвитеров. И кои неключимство за собою имут, - либо пьяницы, либо враждебники, либо в служении своем неисправны, или грамотою плохи, и паствы своея прямо пасти не могут, - то таковых от служения их отставь, и на их места посвяти уже из ученых и надзирателем и учителем свидетелствованных ставленивов. А без подписаннаго учителева и надзирателева свидетелства, во презвитеры и в диаконы отнюд не приемли. А и за их свидетелством, привйденных к поставлению сам посвидетелствуй.

И свидетелствуй не по прежнему обыкновению - токмо426 учоные псалмы давать читать; но давай читать в неучйных книгах, и рознимай сам внигу, и давай читать незнаемые места, не по закладкам427. Понеже много того служители архииерейския чинят: дадут ставленику местах в дву-трех затвердить, да и заложат закладками потаенно, и по тем закладкам дают ставленикам пред архииереи читать, и тако архииереев обманывают и в грех их вводят, и тако во презвитеры поставляют таких безграмотных, что иной с нуждею и одну строку неученую прочтет. И такова ради случая ты, сыне мой, всякаго ставленика в тонкость освидетелствуй сам, каково читает незнамые книги, и каково читает и ученые псалмы, и во ударении гласа и в препинании глаголов право ли читает? И буде кой и не весма бодро читает, да во ударении и препинании право глаголет, то таковых подобает прияти во священство. А потом сам же освидетелствуй, каков и к разсуждению, и каков и писати, и по правописанию ль пишет? И буде во всем исправен, и по свидетелству надзирателеву и учителеву явится презвитерства достоин, то, не дожидаяся от приходских людей о нем, ниже от него самого челобитья, посвяти его на место пристойное и тобою усмотренное.

А посвятя ставленика во презвитерство, отошли под начал к доброму и во служении искусному презвитеру, и прикажи в подначалстве быть до тех мест, пока навыкнет всех священнодействий досконало. И егда той новоставленой презвитер изучится всех священнодействий, то паки возми его пред себя и заставь ево при себе послужить, неделю место; и егда узриши, еже во всем исправен, то вели ему отпускное писмо дать. И на отпуске паки призови его, и положи пред него святое Евангелие, или, ко престолу Божию привед, заклени его смертелною клятвою, дабы он от древняго благочестия никуды не шатался, и расколникам бы не. потакал и не нрикрывал бы их, и умерших их расколников, ни старых, ни малых, у святыя церкви не хоронил бы, но повелел бы их на снедение псом повергати.

И утвердя ево во всем, елико тя Бог вразумит, отошли его к отцовскому приходу, или и во иной приход отошли, идеже явитца старой попъ неключимой; и тому, за неключимство его, от церкве откажи428, а на его место сего429 новоставленаго возведи. Такожде и на умерших попов места возводи по своему архииерейскому изволению, а не по их ставлениковым прошениям: время бо уже и престати попам церквами торговати. И аще сице будеши строить, то все неключимые попы неключимство свое будут от себя отвергати и всякаго благонравия и смирения навыкати, дабы им мест своих не отбыти, и жену и детей своих в разоренье не видети. А иною никакою грозою застарелых попов нравы не изменити.

А буде же которой твой ставленик, иля и не твоего поставления, да за твоим заклинанием, прикроет хотя одного расколника и назовет сыном себе духовным [чего не бывало], и скажет в сказке своей, будто он ево исповедывал и причащал, а церковники в том ево уличат, то таковаго презвитера надлежит, без всякия поноровки и нимало медля, огню предать, а пожитки ево, движимые и недвижимые, отдать без всякаго уятия обличителем его, кто за ним таковую неправду усмотрил и обличил, дабы и впредь было надежно церковникам за попами, не токмо за своими, но и за посторонними смотрити. И ради лучшаго подкрепления, во всю свою епархию по дерввам разошля указы крепкие, чтобы церковники вси, такожде и приходские люди, за своими попами и за чужими смотрили накрепко, дабы у святых церквей расколников, от покаяния и от причащения Тела и Крове Христовы отвергшихся, отнюд не погребали бы, но без погребения повергали бы псом на снедение; а буде кой поп поползнетца ко взятву и такова мертвеца похоронит у церкви, и о том доносили бы тебе немедленно; и за тот их извет, поповы все пожитки отданы будут тому, кто известит. А буде и церковники прикроют, и аще кто от иные церкви причетник или и простолюдин донесет, то и причетникам, за прикрытие попа, указ чинить тот же, что и попу; а пожитки все, как поповы, так и причетников его, без остатку все отдать тому, кто известил. И таковые указы посланной от тебя посылщик созвал бы всех прихожан и прочол бы всем вслух, и, прочитавши той указ, сказал бы и словесно, чтобы все смотрили за попами того нбкрепко, чтобъ расколников у церквей не погребали; и что им за то воздаяния будет, объвил бы всем имянно, и чтобы они на воздаяние были надежны.

А аще застарелаго обыкновения не измениши и жестокого наказания непокорным не учиниши, то никогда добраго нрава во презвитерех не насадиши, понеже буйство в народе застарело и, яко терние, корение свое глубоко водрузило. И аще прилпом будеши истребляти, то ни малые ползы ни себе, ни людем не учиниши. Но так силно на истребление всяких духовных неключимств стани, дабы того злаго терния ни малаго коренечка не осталось. И аще начисто будеши очищати, то и по тебе уже то терние возникнути не возможет, и расколники мало бы по малу вси бы изчезли, понеже расколников ни от чего так не умножается, яко от потачки поповской. А естли попов и за одного расколника, погребеннаго у церкви, или ложно назвавшаго расколника сыном духовным, без всякие поноровки будеши огню предавати430, а расколника, у церкви похороненаго, из земли выкопать и, буде невъдавне схоронен, то, выняв ево, поврещи псом на снедение. А попа, кой ведая схоронил, а расколничих грехов на себя не перенимал, и того попа послать в заточение, а пожитки отдать тому, кто о том известил. А буде же и грехи ево перенял на себя и назвал сыном духовным, то, без всякие пощады и без медления, огню предать. И на такую жесточь зря, расколники вси, яко исчезает дым, исчезнут и память их погибнет.


Сейчас читают про: