double arrow

Тут ПСАЛТИРЬ РИФМОТВОРНАЯ 65 страница

Но самая превосходная из всех эпитафий - это в церкви святого Лаврентия за Померием какому-то кардиналу Гульельму, следующая:

Остановись, воскликни, кто перечитывает эту эпиграмму, оплакивай Гульельма; его отняло у нас мимолетное время. Он погиб; он был одним из кардиналов, разумным, правдивым, постоянным и верным другом, истинным католиком, справедливым, благочестивым и скромным; он был белее лебедя (дядей его был четвертый Иннокентий) и он не подражал нравам других людей. В Риме, в Неаполе тех, кого отделяет ужасная смерть, он соединяет с городом священным, царским чертогом и делает их счастливыми. Он был из лованийского рода графов.

Царь милости, Христос, даруй ему в упокоении у себя место! Лет от рождения царя, царствующего над звездами, прошло пятьдесят шесть и тысяча двести.

Но вместе с этой погребальной поэзией уже испускает дух и [учебный] год, а также и наш труд, которому я искренне желаю как бы посмертного роста, крепости мысли, незаурядной учености, совершенной опытности как в поэтическом, так и в ораторском искусстве и, наконец, целокупной мудрости от Отца светов, источника всяческого знания, Бога Трисвятого Величайшего.

КОНЕЦ

Примечания

DE ARTE POETICA

Книга I, глава I

1 Овидий. Метаморфозы, II, 254.

2 Плиний. Естественная история, 2, 13; 17, 37.

3 Дарет и Диктис - мифические участники Троянской войны. Под этими именами до нас дошли в латинском переводе с греческого (IV в. н.э.) два сочинения, представляющие якобы подлинные воспоминания очевидцев событий Троянской войны.

4 Мусей и Орфей - мифические певцы. Мусей считался учеником и другом Орфея. Здесь мифический Мусей отождествлен с исторической личностью - греческим писателем Мусеем эпохи поздней Римской империи, от которого дошла до нас поэма "Геро и Леандр".

5 Скалигер, Юлий Цезарь (1484-1558) - знаменитый филолог, автор "Поэтики" (в 7 книгах, 3 изд., 1586 г.). Книги I и V его "Поэтики" Ф. Прокопович использовал в своей "Поэтике". Здесь и дальше заимствования из I кн., гл. 2, "Поэтики" Скалигера.

6 Элиан, Клавдий (III в. н.э.), греческий писатель, автор "Истории животных" и "Пестрой истории" [латинский перевод К. Гесснера (1556 г.)].

7 Скалигер. Поэтика, I, 2, стр. 11. Сиагр - эпический поэт, по преданию, живший до Мусея; он якобы первый сочинил поэму о Троянской войне. См.: Элиан. Пестрая История, 14, 21; Евстафий, Комментарий к Гомеру, II, 1, стр. 4.

8 Пиэрий (Пиэр) - мифический македонский певец, сын Лина. По Овидию (Метаморф. V, 301), царь Пеллы в Македонии, отец девяти дочерей.

9 Евсевий, епископ Кесарийский (ок. 260-340 гг. н.э.); автор "Церковной истории" и "О приготовлении евангельском" и других сочинений.

10 Иосиф Иудей, или Флавий Иосиф (род. 37 г. н.э.), - греческий писатель; автор "Иудейских древностей", "Иудейской войны", "Против Апиона" и других сочинений.

11 Иероним блаженный (род. ок. 348 г. н.э.), латинский писатель, переводчик Библии на латинский язык и автор многих сочинений и писем.

12 Все это, конечно, неверно: никаких алкеевых, сапфических стихов, гексаметров и прочего нет в книгах Ветхого Завета.

13 Плутарх из Херонеи (46-120 гг. н.э.); знаменитый греческий писатель, автор "Параллельных жизнеописаний" и множества популярно-философских сочинений.

14 Виргилий. Энеида, VII, 645 (здесь и дальше перевод: В. Я. Брюсова и С. М. Соловьева); ср.: Скалигер. Поэтика, I, 2, стр. 8.

15 Порфирион Помпоний (III в. н.э.), латинский грамматик, комментатор Горация.

16 Полидор Виргилий (1470-1550), итальянский гуманист, родом из Урбино; написал "Книгу пословиц", "Об изобретателях вещей" и другие сочинения.

17 Квинтилиан Марк Фабий (I в. н.э.) - знаменитый римский ритор и литературный критик. Ф. Прокопович имеет в виду его сочинение "Образование оратора" (Institutio oratoria).

18 Ливий Андроник (III в. до н.э.) - римский писатель, по происхождению грек из Тарента; первый познакомил римлян с греческой литературой; переводчик на латинский язык "Одиссеи" древним сатурновым стихом; переделывал греческие комедии и трагедии для постановки на римской сцене (ср.: Скалигер. Поэтика, I, 2, стр. 8-9).

19 Силий Италик Тиберий (25-101 гг. н.э.) - римский эпический поэт; автор "Пунической поэмы" (в 17 книгах).

20 Лукан Марк Анней (39-65 гг. н.э.), римский поэт, родом из Испании; автор эпической поэмы "Фарсалии" (или "О гражданской войне").

21 Сходные мысли о непристойных стихотворениях высказывает Фамиано Страда (которого Феофан цитирует в другом месте). Ср.: Famiani Stradae Romani S J. Prolusiones academicae seu orationes variae ad facultatem oratoriam, historiam, poeticam spectantes. Coloniae-Agripp., 1630, стр. 82: ("Следует ли называть поэтами сочинителей срамных стихотворений").

22 Имеется в виду утопическое государство Платона, проект которого дан им в двух сочинениях: "Государство" и "Законы".

23 Гораций. О поэтическом искусстве, 334.

24 Виргилий. Эклоги, VI, 2.

25 Арий (III в. н.э.), пресвитер из Александрии; знаменитый ересиарх; в целях популяризации своего учения Арий составил сборник под названием Taleia, или taleiai (пир), - застольные песни или вроде Менипповых сатур Варрона; отрывок сохранился у Афанасия Великого (Против ариан, I, 5); Феофан неправильно передает заглавие сочинения Ария.

26 Константин Великий (306-337 гг. н.э.) - римский император; признал равноправие христианства с государственной римской религией; Константин был равнодушен к догматическим вопросам; он председательствовал на Никейском соборе, осудившем Ария и его учение, но вместе с тем отправил главу православия Афанасия в ссылку и перед смертью принял крещение от арианского епископа Евсевия.

27 Липсий Юст (1547-1606), знаменитый голландский филолог; занимался критикой текста античных писателей, в особенности Тацита, и так называемыми "древностями"; отдавал предпочтение римским писателям перед греческими.

28 Ферекид (VI в. до н.э.), первый греческий прозаик, родом из Спроса; автор космогонического сочинения о природе и богах.

29 Архелай, царь Македонии (413-399 гг. до н.э.), ценитель греческой литературы; при его дворе жили знаменитые поэты: Тимофей Милетский, Агафон и Еврипид.

30 Клавдиан Клавдий (конец IV в. н.э.) греческий и латинский поэт и римский государственный деятель; писал эпические поэмы, панегирики, эпиталамии и сатиры ("Против Руфина" и др.).

31 Император Август занимался поэзией; написал плохую трагедию, которую сам уничтожил, и сочинял эпиграммы.

32 Домициан Тит Флавий (51-96 гг. н.э.) - римский император; описал в стихах взятие и пожар Капитолия войсками Вителлия (так наз. Капитолийская война).

33 Евдокия (401-461 гг. н.э.), супруга восточного императора Феодосия II, сочиняла неуклюжие стихи в гекзаметрах (героическую поэму "Киприан и Юстина" и изложение священной истории гомеровскими стихами, так наз. центон).

34 Лев Мудрый (886-912 гг. н.э.), византийский император.

35 Киприан Цецилий (ум. 258 г. н.э.) христианский писатель, епископ карфагенский.

36 Иларий из Пуатье (ум. 367 г. н.э.), епископ и христианский писатель. Главное сочинение "О троице"; сочинял также духовные песнопения.

37 Дамас, папа (366-384 гг. н.э.) поручил блаженному Иерониму перевод Библии на латинский язык.

38 Павлин, Меропий Понтий (род. 353-54 гг. н.э.), епископ ноланский; автор писем и стихотворений в гекзаметрах.

39 Пруденций, Аврелий Клемент (IV-V вв. н.э.) христианский поэт и апологет; родом из Испании. Написал "Апофеозы", "Психомахия" и другие сочинения.

40 Синезий (370/75-415 гг. н.э.) из Киренаики; епископ Птолемаиды, автор писем, речей и гимнов на греческом языке.

41 Иоанн Дамаскин (ум. ок. 754 г. н.э.), церковный писатель, поэт, автор церковных песнопений.

42 Григорий Назианзин (330-390 гг. н.э.), патриарх Константинопольский; автор многочисленных прозаических и поэтических произведений (речей, писем, стихотворений, эпиграмм).

43 Василий Великий (ок. 330-379 гг. н.э.) из Кесарии; митрополит каппадокийский; автор многочисленных проповедей и писем.

44 Т. е. апостол Павел.

45 Арат (род. ок. 315 г. до н.э.), математик, астроном и поэт. Автор поэмы "Феномены" (астрономического содержания). В гл. VII "Деяний апостольских" нет упоминания об Арате.

46 Ошибка; следует читать: "Эпименида". Эпименид - полулегендарный чудотворец и теолог (начало V в. до н.э.), стих из поэмы которого "Теогония" цитирует апостол Павел; фрагменты см.: H. Diels. Vorsokratiker, II, 1913, Berlin, 3-е изд., стр. 188-189.

47 Т. е. Александр Македонский.

Книга I, глава II

48 Гермоген из Тарса (II в. н.э.), учитель риторики; автор руководства по риторике ("Прогимнасматы"); латинским переводам его сочинения пользовался Ф. Прокопович.

49 Диалогизм (по-латыни sermocinatio) - литературное произведение, изображающее характер и нравы каких-нибудь лиц, то же, что эпопея (см.: J. Chr. Ernesti. Lexicon Technol. Latin. Rhet., Lips. 1797, стр. 355).

50 Гораций. Искусство поэзии, 333 (здесь и дальше перевод под ред. Ф. А. Петровского).

51 Перевод наш. Этот стих у Горация нами не найден.

52 Гораций. Искусство поэзии, 344.

Книга I, глава III

53 Т. е. натурфилософом; см.: Аристотель. Искусство поэзии, 1147b.

54 Аристотель. Искусство поэзии, 1451b.

55 См.: Скалигер. Поэтика, V: "Критик" (сравнение Лукана с греческими и римскими поэтами).

Книга I, глава IV

56 Апеллес, из Колофона (IV в. до н.э.) самый знаменитый художник древности.

57 Квинтилиан. Воспитание оратора, X, 3.

58 Овидий. Скорбные элегии, II, 1 (здесь и всюду перевод А. А. Фета).

59 Энеида, II, 269 (здесь и всюду перевод В. Я. Брюсова и С. М. Соловьева).

60 Энеида, VIII, 26.

61 Энеида, III, 588.

62 Энеида, IV, 129.

63 Энеида, XII, 113.

64 Перевод приведенных четырех строк из Овидия (?)- наш.

65 То и другое слово означает "меч".

66 Сенека. Федра, 140 (здесь и всюду перевод С. М. Соловьева).

67 Это стихотворение Вергилию не принадлежит и представляет собой школьное упражнение на заданную тему.

68 Напечатано впервые под заглавием "Descriptio situs Kioviae" в издании: Illustrissimi ас reverendissimi Theophanj Procopowic Miscellanea Sacra, variis temporibus edita, nunc primum in unum collecta publicoque edita. Vratislaviae. 1744, стр. 154-155.

69 Борисфен - древнее название реки Днепр.

70 Люцифер - утренняя звезда, светоносец.

71 Здесь - солнце.

72 Морская богиня, здесь - река.

Книга I, глава V

73 Сервий Сульпиций Руф, консул 51 г. до н.э.; вместе с Цицероном слушал лекции ритора Молона на Родосе; римский государственный деятель, оратор и юрист. Имя дочери Цицерона было не Теренция, а Туллия (у Феофана ошибка).

74 Племянник знаменитого Яна Кохановского Кохановский Петр (1566-1620) перевел поэму Тассо под заглавием; "Goffred abo Jeruzalem wyzwolona" (1618). Здесь и всюду нами дан перевод с итальянского О. Головина (СПб., 1909).

75 Санназарий Якопо (Акций Синцерий), или Санназаро (1458- 1530), - латинский и итальянский поэт эпохи Возрождения; автор пасторального романа "Аркадия", поэмы "О рождестве Девы" и др.

76 Перевод Л. В. Разумовской.

77 Славянский перевод помещаем здесь.

Ко первому отъ моря рbки пойдут току;

Но и солнце возвратить бbгъ свой ко востоку:

На земли узрим звbзды; горb плуг ходящий.

Вода огнь, а огнь воду источит горящий.

Вся законам естества причинят тревогу,

Ни едина тварь свою удержит дорогу,

Вся собудутся, яже удобия мbру

Превосходят и нужно всему дати вbру,

Сих аз чаю, ибо той плетет на мя сbти

В нем же чаях прискорбный страду имbти.

78 Катулл, V (перевод А. А. Фета).

79 Перевод М. Е. Грабарь-Пассек.

80 Перевод M. E. Грабарь-Пассек.

81 Перевод M. E. Грабарь-Пассек.

82 Алексий блаженный, иначе Алексей божий человек (ум. ок. 412 г. н.э.), сын богатых родителей; в юные годы, оставив мирскую жизнь, удалился в пустыню. Как показал А. Грузинский ("Elegia Alexii" Теофана Прокоповича. Записки Наукового товариства в Киевi, кн. IV, 1909 стр. 23), "Элегия" является подражанием двум Овидиевым элегиям (именно, 3-й и 4-й элегиям из кн. I "Скорбных элегий"). Источником элегии А. Грузинский считает одно из латинских житий блаженного Алексия так называемой Мюнхенской редакции (стр. 31). Из славянских житий, говорит далее А. Грузинский, ни одно не напоминает "Элегию" (стр. 31, прим. 1). В "Элегии" сравниваются два момента: изгнание Овидия и добровольное бегство Алексия из родного дома (стр. 21). Написана она, по мнению А. Грузинского, не раньше 1698 г., во время пребывания Феофана в Риме в коллегии св. Афанасия (стр. 21). Напечатана впервые в издании: Lucubrationes illustrissimi ас reverendissimi Theophani Procopowic quae (propter unam narrationem) iam orationes, iam poemata, iam epistolas in se comprehendant. Nunc primum in unum corpus collatae et in publicam lucem editae, Vratislavie (1733, стр. 166).

Книга I, глава VI

83 Афтоний из Антиохии, ритор IV в. н.э., ученик знаменитого Либания; автор риторического учебника "Прогимнасматы", переведенного на латинский язык; учебник был распространен в школах Византии и в Европе в эпоху Возрождения.

84 Прогимнасматами в риторических школах римской эпохи назывались вступительные упражнения к основному курсу (гимнасий); они состояли из пересказа басен Эзопа, сочинения хрий, этологии, просопопэй, свасорий, общих мест и т.п. (см.: Ernesti, Lexicon Technol..., стр. 304).

85 Гораций. Искусство поэзии, 24.

86 Элладий из Птолемаиды, церковный писатель (IV в. н.э.).

Книга I, глава VII

87 Формии - город на средиземноморском побережьи Лациума (ныне Формия).

88 Ср.: Скалигер. Поэтика, V, 16, стр. 742.

Книга I, глава VIII

89 Клавдиан. Сатира на Руфина, I, 214.

90 Мы помещаем их в примечаниях:

Ты облеченна во солнце Дbво

Богомати,

Да како аз сень къ тебb дерзну

приступати:

Ты красота, аз мерзость; въ Тебb

нbcть порока;

Мене же потопляет бездна

скверен глубока;

Ты благодать, аз злоба; Ты рай,

аз Геенна

Ты вся еси Святаго Духа

исполненна.

Аз же диявольскаго исполнен

навbту,

Hbсть убо причастие мнb, тмb, к

Тебb, свbту.

"Знаменитейший и ученейший муж" - лицо, нам неизвестное.

91 Напечатано впервые под заглавием "Elegia ascetica" в "Miscellanea sacra" (стр. 159-160).

92 Катулл, II; Виргилий в поэме "Комар".

93 Майорагий (или Маджораджо) Маркантонио (род. 1514 г.) - итальянский гуманист и латинский поэт; автор "Антипарадоксов".

94 Энеида, I, 589.

95 Напечатано впервые под заглавием "Laudatio Borysthenis" в "Lucubrationes" (стр. 139-140).

96 Присциан - латинский грамматик (IV в. и. э.).

97 Гораций. Сатиры, II, 6.

Книга I, глава IX

98 Гораций. Искусство поэзии, 359.

99 Гораций. Послания, I, 19, 19 (в тексте ошибка).

100 Христофор Лонголий (1490-1522), родом из Бельгии; гуманист, филолог и юрист; отличался изумительной памятью и необыкновенно удачно подражал стилю Цицерона.

101 Книга V "Поэтики" Скалигера носит название "Критик" (Liber Criticus).

102 См.: Скалигер. Поэтика, V, 3, стр. 544 сл.

Книга II, глава I

103 Гораций. Искусство поэзии, 75.

Книга II, глава II

104 Под "критиками" Феофан имеет в виду, по-видимому, прежде всего Понтано (см. его "Поэтику"; II, стр. 71).

105 Энеида, I, 6.

106 Энеида, I, 1 сл.

107 Искусство поэзии, 97.

108 Искусство поэзии, 138.

109 Искусство поэзии, 140.

110 Лукан. Фарсалии, 1 сл. (перевод Л. Е. Остроумова).

111 По-видимому, имеется в виду Хотинская война польского короля Сигизмунда III с турками (1621 г.). "Современным болтуном" Ф. Прокопович называет, по всей вероятности, панегириста короля Сигизмунда III Якова Собеского, написавшего поэму "О Хотинской битве". (Jacobi Sobieski. Commentariorum Chotinensis belli libri trеs Dantisci, 1646).

112 О поэтическом искусстве, 470.

113 Овидий. Метаморфозы, I, 2.

114 Велиал, или Велиар, - князь бесовский. Цитата из II послания апостола Павла к Коринфянам (VI, 15).

115 По-видимому, Яков Собеский. Тирас - ныне Днестр.

116 По-видимому, Сигизмунд III.

117 Феофан Прокопович неправильно считает обращение к Музе у Торквато Тассо призыванием Девы Марии.

118 Энеида, VII, 41.

Книга II, глава III

Глава III - одна из самых оригинальных у Феофана; она содержит теорию гекзаметра, его достоинства и погрешности. Подобно Понтано, Феофан выставляет требование, чтобы "стих соответствовал содержанию и был бы созвучен ему каким-то музыкальным приемом" (стр. 395). В стихе учитываются три стороны: "звучание слов, ритм и количество стоп, а также сочетание двух первых, т.е. звучания и ритма" (стр. 395). О рифме Ф. Прокопович нигде не говорит. Эти оригинальные для своего времени высказывания обратили внимание одного новейшего исследователя русского гекзаметра, который говорит: "Любое исследование о квантитативном гекзаметре будет неполным без упоминания "Поэтики" Феофана Прокоповича" (R. Вакgi. A History of the Russian Hexameter. Connecticut, USA, 1954, стр. 29).

119 Энний Квинт (239-169 гг. до н.э.) - создатель латинского поэтического языка; автор трагедий, сатир и поэмы "Анналы" (стих цитирован грамматиком Присцианом, 947, s. v. tute).

120 Брань и героя пою.

121 Невыразимую [скорбь], царица, [велишь ты обновить].

122 Тибулл, I, 6, 1: Чтобы меня обмануть, ты кидаешь нежные взгляды (здесь и дальше перевод А. А. Фета).

123 Гораций. Сатиры, II, 3, 79: Кто с честолюбия бледен, а кто с сребролюбья.

124 Приходили в смятение жители Константинополя от бесчисленных тревог.

125 Золотые ты пишешь стихи, Юлий, величайший из поэтов.

126 Послания Улисса в "Героидах" Овидия нет. Следует читать: "речь Улисса" (перевод P. P. Зелинского).

127 Овидий. Послания героинь. Гермиона - Оресту, 29.

128 Энеида, XII, 373.

129 Т. е. амфитеатра Флавиев (Колизея).

130 Энеида, II, 3.

131 Энеида, IX, 164.

132 Энеида, II, 28.

133 Энеида, VIII, 452.

134 Энеида, III, 208.

135 Энеида, IV, 593.

136 Энеида, II, 10.

137 Энеида, VIII, 596.

138 Георгики, I, 449 (перевод здесь и всюду С. В. Шервинского).

139 Энеида, III, 658.

140 Энеида, VII, 630.

141 Георгики, III, 276.

142 Метаморфозы, I, 14.

143 Метаморфозы, VI, 375.

144 Катулл, LXIV, 15.

145 Скалигер. Поэтика, V; сравнение Виргилия с Гомером.

146 Гораций. Искусство поэзии, 139.

147 Энеида, V, 481.

148 Энеида, I, 105.

149 Энеида, II, 249.

150 Сервий, Марий Гонорат, римский грамматик II половины IV в. н.э.; автор комментария к Виргилию и др.

151 Энеида, VI, 346.

152 Энеида, II, 378.

153 Энеида, I, 609.

154 Энеида, VI, 156.

155 Скорбные элегии, IV, 8, 1.

156 Энеида, VI, 620.

157 Энеида, VI, 851.

158 Клавдиан. О третьем консульстве Гонория, 42.

Книга II, глава IV

159 Понтан или Понтано (Яков Шпаннмюллер) (1542-1626)-немецкий иезуит; написал "Прогимнасматы", "Поэтику" и др. Книги его читались еще в XVIII в.; (заглавные книги Понтано звучат так: Jacobi Роntani de S. J. Poeticarum institutionum libri III. 1597, Ingolstadii. Ed. II).

160 Страда Фамиано (1572-1649) - итальянский, иезуит; церковный писатель, историк и поэт (см. прим. 21, к гл. I, кн. I).

161 Тацит. Анналы, I, 1.

162 Аристотель. Искусство поэзии, 1451b.

163 Энеида, IX, 66.

164 Аристотель. Искусство поэзии, 1451b.

Книга II, глава V

165 Гипотипоза - букв, "образец, пример, приводимый оратором".

166 Аристотель. Искусство поэзии, 1451b (русск. перев., изд. 1957 г., стр. 68).

167 Пирр (319/8-272 гг. до н.э.) - царь Эпира, знаменитый полководец.

168 Курций Руф, Квинт - римский историк эпохи императора Клавдия, автор "Истории Александра Великого" в 10 книгах.

169 Аристотель. Искусство поэзии, 1451b (русск. перев., изд. 1957 г., стр. 68).

170 Точнее: в "Воспитании Кира".

Книга II, глава VI

171 Гелиодор из Эмесы (III в. н.э.) - автор романа "Эфиопика" в 10 книгах (русск. перев. А. Н. Егунова).

172 Барклай Иоанй (Джон) (1582-1621) - новолатинский поэт и сатирик. Автор "Аргениды" - политико-аллегорической поэмы (русский перевод В. К. Тредиаковского).

Книга II, глава VII

173 Эпифонема - букв. "восклицание", когда оратор, говоря о чем-нибудь важном, возвышает голос.

174 Энеида, IV, 129.

175 Овидий. Метаморфозы, XI, 593.

176 Энеида, II, 21.

177 Энеида, II, 403.

Книга II, глава VIII

Обычно вопросов об амплификации, пафоса и "уместного" авторы поэтик, насколько нам известно, не касались. Эти вопросы трактует риторика. В своей "Риторике" (см. кн. II, гл. VIII и кн. V) Феофан говорит об этом более подробно. Как пример "неуместного" он приводит здесь описание из поэмы польского иезуита Канона "О копях бохнийских".

178 Клавдиан. О третьем консульстве Гонория, 42.

179 Плавт. Бакхиды, V, 1090 (перевод А. В. Артюшкова).

180 Энеида, III, 313.

181 Канон Андрей -польский иезуит (1612-1685). Автор латинских поэм и стихотворений (Книга поэм. Польские элегии. Краков, 1641; Четыре книги лирики. Краков, 1643). Бохнийские соляные копи устроены королем Казимиром Великим (в 38 км от Кракова). Кунегунда (1225- 1292) - польская королева, супруга Болеслава V.

182 Одиссея, XII, 374 сл.

183 Метаморфозы, II, 397.

Книга II, глава IX

184 Тит Ливий, I, 58 (перевод П. А. Адрианова).

185 Овидий. Фасты, II, 787 (перевод P. Ф. Зелинского).

Книга II, глава X

186 Гораций. Искусство поэзии, 189.

187 Эпитасис - напряжение.

188 Катастасис - замедление.

189 Катастрофа - поворот.

190 Маврикий (582-602) - византийский император.

191 Овидий. Скорбные элегии, II, 381.

192 Ошибка: Аристотель в "Искусстве поэзии" об этом не говорит.

Книга II, глава XI

193 Гораций. Эподы, II, 1.

194 Гораций. Послания, 19, 23.

195 Сенека. Медея, 743:... молящего, о души, оставив [берега Тартара], спешите к моему брачному ложу...

196 Сенека. Федра, 1205: Какую бы правду ни скрыл Протей в самом отдаленном убежище...

197 Сенека. Агамемнон, 607: Кто лик несправедливого Ахеронта...

198 Сенека. Агамемнон, 853: Неопытная рука испугалась вырвать...

199 Сенека. Эдип, 715. Как только сын великого Агенора остановился под сенью ветвей нашего дерева...

200 Гликон - греческий поэт неизвестной эпохи, изобретатель (как думали древние) гликонейского размера.

201 Тибур в раздумье завывает...

202 Лишь важные антийские сонмы... трижды...

203 Адоний - стих, состоящий из каталептического дактилического диметра.

204 Poetae Latini Minores, 3, 51: И твои колесницы медленно снова движутся, светлая Феба.

Книга III, глава I

205 Лукреций. О природе вещей, IV, 11.

Книга III, глава II

206 Овидий. Любовные элегии, III, 9, 3 (на смерть Тибулла).

207 См. выше, стр. 419 сл.

208 И в легкомыслии лишь постоянна своем.

209 И коль трудами добьюсь этой награды, я рад.

210 Катулл, LXXVI, 8: Или делать: это ты сказал и сделал.

211 Катулл, XCIII, 2: И не знать, белый ты или черный человек?

212 Но все же велико упование на милость Бога.

213 Катулл, LXVIII, 82: Как, снова возвращаясь, одна за другой зима...

214 Катулл, LXVIII, 55: И щеки не переставали увлажняться от скорбного потока слез.

215 Тот от евбейских всегда вод ставит вспять паруса.

216 Ибо страха в душе меньше моей, чем надежд.

217 И к моим вискам не приспособлен венок.

Книга III, глава IV

Главы об эпиграмме (IV-VI) принадлежат к числу самых блестящих в "Поэтике" Феофана (главы об эпиграмме в других поэтиках, например у Понтано, гораздо менее разработаны). Феофан дает здесь много примеров эпиграмм своего сочинения, написанных, по его собственным словам, "для души" и "ради упражнения" (Поэтика, стр. 449). В своем курсе "Риторика" (кн. V, гл. VII) он дает оригинальные приемы нахождения неожиданных острых концовок; к жанру эпиграммы и сатиры он проявляет особый интерес (см.: Риторика, там же).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: