Существуют три метода сбора первичных данных: наблюдение, эксперимент, опрос.
Наблюдение - способ сбора данных, когда тот, кто собирает данные (наблюдатель), непосредственно ведет наблюдение за объектами и явлениями.
Эксперимент - способ сбора данных, суть которого заключается в организации и проведении экспериментов над объектами или субъектами и фиксации в ходе них данных о причинно-следственных связях между заданными факторами и поведением объектов (субъектов).
Опрос - это способ сбора данных непосредственно от источников информации (опрашиваний), в качестве которых выступают люди, с их согласия и с их участием.
Планирование выборки
Сплошной опрос и сбор информации по типу переписи населения в обычной практике невозможен. Точно также невозможным является проведение полномасштабных экспериментов. С целью экономии времени и денег в маркетинговых исследованиях используется репрезентативное изучение, т.е. из всего множества потенциальных источников информации по тому или иному критерию выбирается представительная выборка (репрезентативная выборка): субъекты, которые участвуют в процессе сбора данных в роли информаторов.
|
|
Выборка - это множество субъектов, по которым ведется опрос, или кто участвует в эксперименте, или за кем ведется наблюдение.