Лекция 6. Метод контент-анализа

Опоздала на пару – начало лекции у даши\вики.

Анализ с точки зрения возможности применения системного подхода (рассмотреть явление как некую систему) и попытаться выявить частотность встречаемости элементов, измерить взаимосвязи между этими элементами и визуализировать эту структуру.

Анализ: новые возможности в создании комплекса источника нового типа (синтетического источника). На первый план – проблема формализации данных (примеры – изучение политической элиты и изучение исторических сообществ). Тенденция изменений=динамика. Структура – это все, что касается изучаемого явления. Стратификация общества – изучения структуры самого общества (как пример).

Массовые данные об изучаемых явлениях и процессах – стенографические записи, делопроизводство в целом; периодическая печать и пресса, все текстовые источники (начиная с летописей и житий). Атрибуция – установление авторства. Превращение текста в массовые повторяющиеся элементы текста, кот являются единицей измерения.

Возможность изучения структур, явлений и процессов с помощью измерения взаимосвязей (изучения предпочтений политической элиты как пример).

Граф изображает структуру текста, кот изучают. Изменение структуры – изменение отношения между.

Контент-анализ является центральным и самым востребованным методом для изучения нарративных источников по социально-политической и культурной истории. Почему было важно найти такой метод, кот позволил работать с такими разноплановыми текстовыми источниками? В чем их особенность?

Особенностью изучения соц-политической истории является исследования массово-социальных и социально-индивидуальных и личностно-индивидуальных явлений. Нарративные источники: биографические, делопроизводственные данные, периодическая печать, переписка. В чем специфика информации? Информация представлена в виде текста и она либо слабо формализована, либо вообще не формализована. Анкетирование. Формализация – задача! Работа связана с систематизацией и упорядочением материала при анализе содержания нарративного источника, эта работа имеет свою традицию с середины 20 века, связана с потребностями социологических исследований по анализу содержания массовых коммуникаций. При этих практиках были сформулированы общине принципы формализации и приема анализа текстов, получивший название контент-анализа.

Суть метода контент-анализа в том, чтобы найти легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа, которые отражали бы наиболее существенные стороны его содержания. В таком случае само качественное содержание текста источника становится измеримым, т.е. доступным для точных вычислительных операций, а результаты анализа становятся более объективными. Процедура контент-анализа заключается в сведении рассматриваемого текста к ограниченному набору определенных элементов, которые затем подвергаются счету и анализу. Контент-анализ применяется при наличии обширного по объему несистематизированному материалу, когда его непосредственное использование затруднено для историка. В то же время такой подход полезен только в том случае, когда категории, важные для цели исследования, характеризуются определенной частотой встречаемости. Этапы контент-анализа:

1. Составление списка интересующих исследователя первичных понятий, то есть выбранных из текста источника единиц измерения. В последующем вводят более укрупненные смысловые единицы, т.е. классы/категории первичных понятий. Такой единицей может быть социальная идея или социально-значимая тема, которая в тексте может быть выражена или одним словом, или устойчивым сочетанием слов или преподноситься описательно. Индикаторы – первичные понятия, по ним определяется наличие в тексте значимых для исторической задачи категорий. Индикаторы могут представлять собой слова или словосочетания, термины, имена, названия организаций, географические названия или упоминания об исторических событиях. Повторяющиеся индикаторы.

2. Выбор темы в качестве единицы анализа, в этом случае этот выбор предполагает разделение текста на определенные части (единицы контекста), в которых и определяются темы. Тема может относиться к соц-политической сфере, где первичными индикаторами могут быть отдельные события внутренней или внешней политики, лица-участники или инициаторы событий, отношения к событиям, способ достижения цели. Выделение интересов – социальной группы, кот заинтересованы в решении конфликтов, интересы могут быть и в социальной, и в личной сфере, и в национальной сфере.

3. Формализация текста - получение кол характеристик – частот встречаемости смысловых единиц текста и частоты сопряженности частот встречаемости смысловых единиц текста. Построение графов (визуализация) выделенных структурных связей между элементами-смысловыми единицами. Интерпретация результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: