Система показателей статистики науки и инноваций

Для характеристики развития науки и инноваций в отечественной и зарубежной экономической литературе, практике научно-технической политики применяется понятие научного и инновационного потенциала. Появление данного понятия связано с необходимостью разработки такой экономической категории, которая бы 1) отображала наиболее общие, существенные свойства, признаки и связи науки и инноваций как вида деятельности, 2) служила бы основой для формирования системы соответствующих показателей и методологии их количественного измерения.

Концепция научного и инновационного потенциала исходит из того, что научные исследования и инновации являются элементами единого научно-инновационного цикла в процессе расширенного воспроизводства. И поэтому в комплексе рассматриваются 1) все аспекты самой научной и инновационной деятельности, 2) ресурсы, необходимые для ее осуществления (трудовые, материальные, информационные, финансовые), а также результаты их использования. Зачем – результаты?

Дело в том, что научно-технические знания сами служат ресурсом экономического и социального развития страны в будущем. Поэтому важным признаком научного и инновационного потенциала является описание возможностей решения как текущих, так и перспективных научно-технических задач (конечно, при условии эффективного использования имеющихся ресурсов и с учетом резервов их пополнения и совершенствования). Таким образом, научный и инновационный потенциал в конечном итоге следует рассматривать не просто как набор различных видов ресурсов, а лишь в их единстве с результатами научной и инновационной деятельности.

Эта концепция дает возможность интегрировать разрозненные, иногда несопоставимые между собой показатели, характеризующие отдельные элементы научно-инновационного цикла, в целостную систему, которую я подробно представлю далее.

Вторая важная категория – научные исследования и разработки. Они в целом определяются как творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения объема знаний о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний.

Для показа научной и инновационной деятельности в различных аспектах используются различные классификации и группировки, отражающие многообразие внутренних и внешних взаимосвязей науки и инноваций. Центральное место среди них принадлежит многомерной классификации научных исследований и разработок по видам, отраслям и секторам науки.

1. По видам выделяются фундаментальные, прикладные исследования и разработки.

Под фундаментальными понимаются экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний – без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. Их результат — гипотезы, теории, методы и т.п. Фундаментальные исследования обычно завершаются 1) рекомендациями о проведении прикладных исследований для выявления возможностей практического использования полученных научных результатов и 2) научными публикациями.

Прикладные исследования представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний – с целью решения конкретных практических задач. Прикладные исследования определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследований, новые методы решения ранее сформулированных проблем.

Разработки — это систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате научных исследований и (или) практического опыта, и направлены на создание новых материалов, продуктов или устройств, внедрение новых процессов, систем и услуг или значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. К ним относятся: 1) разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); 2) разработка идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, – на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы); 3) разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, техно лог ических и других процессов с трудовыми затратами в целостную систему, производящую полезный результат (технологические работы). В состав разработок включаются также создание и испытание опытных образцов (оригинальных моделей с принципиальными особенностями создаваемого новшества); определенные виды проектных работ для строительства, которые предполагают использование результатов предшествующих исследований.

Критерием, позволяющим отличить научные исследования и разработки (от сопутствующих им видов научно-технической, производственной и иной деятельности) является наличие в них значительного элемента новизны. В соответствии с данным критерием конкретный проект будет или, наоборот, не будет отнесен к научным исследованиям и разработкам – в зависимости от его цели, содержания (с точки зрения новизны), использования научных методов, а главное – получения новых выводов или результатов. Например, если статистические, социологические, медицинские обследования специально организованы в рамках исследовательских проектов, то они также относятся к научным исследованиям.

2. Классификация отраслей науки, которая по рекомендациям ЮНЕСКО[33], имеет иерархическую структуру: области науки (первый уровень) — отрасли науки (второй уровень) — научные специальности (третий уровень). На первом уровне выделяются шесть крупных областей науки — естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные, гуманитарные (которые затем детализируются по конкретным отраслям и научным специальностям).

Используются и другие классификации и группировки (типы научных организаций, социально-экономические цели научных исследований и разработок, виды инновационной деятельности и др.), а также общестатистические классификации (видов экономической деятельности, административно-территориальных образований, форм собственности и т.п.). Они обеспечивают возможность детального анализа структуры научного и инновационного потенциала, факторов, влияющих на его динамику.

Итак, приступим к характеристике показателей. Всю совокупность показателей научного и инновационного потенциала можно разбить на три группы: показатели статистики науки, показатели инноваций и показатели, характеризующие влияние науки и инноваций на экономический рост.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: