Заявлений или сообщений о преступлениях

Рассмотрение заявлений или сообщений о преступлениях составляет содержание стадии возбуждения уголовного дела и включает в себя прием, регистрацию, проверку первичной информации и принятие по ней решения. Эти вопросы регулируются наряду с нормами УПК РФ иными нормативными и ведомственными актами. К примеру, Законом РСФСР "О милиции", ФЗ РФ "Об оперативно-розыскной деятельности. Указанная деятельность достаточно подробно детализирована в упоминавшейся Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 1 декабря 2005 г. № 985. Эти вопросы регулируются и другими ведомственными правовыми актами МВД РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Федеральной службы судебных приставов и пр.

Прием и регистрация сообщений о преступлениях

Все сообщения о преступлениях, о которых говорилось при освещении предыдущего вопроса как о поводах к началу уголовного судопроизводства, подлежат рассмотрению органами, осуществляющими в соответствии с законом функцию уголовного преследования (следователем, органом дознания, дознавателем). Эта обязанность вытекает из содержания принципа публичности, предусматривающего необходимость осуществления уголовного преследования в каждом случае обнаружения признаков преступления (ст. 21 УПК РФ). Аналогичные обязанности предусматриваются и иными нормативными актами.

Так, в соответствии с Законом РФ "О милиции" (ст. 8-10) и Федеральным законом РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. 2) криминальная милиция и милиция общественной безопасности, являясь органами дознания, в той или иной мере выполняют функцию по уголовному преследованию лиц, совершивших или подготавливающих преступление.

В соответствии со ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установленной компетенции принять по нему соответствующее решение.

Каждое принятое сообщение о преступлении подлежит регистрации с целью исключения из практики правоохранительных органов случаев укрытия преступлений от учета, а также соблюдения установленных сроков принятия решения. Поскольку вопросы регистрации указанных сообщений обойдены вниманием со стороны законодателя, то данный пробел урегулирован упоминавшимися выше ведомственными актами правоохранительных органов. Эти акты утверждают Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях и иных правонарушениях и происшествиях. Несмотря на различие задач и полномочий правоохранительных органов, суть приема, регистрации и разрешения указанных сообщений одинакова. Так, в приказе МВД РФ от 1 декабря 2005 г. № 985 целью введения упомянутой выше Инструкции является "…укрепление учетно-регистрационной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении сообщений о правонарушениях".

В соответствии с названным приказом МВД РФ информация о преступлениях вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты сообщаемых сведений принимается и регистрируется в любом органе внутренних дел дежурной частью круглосуточно (п. 7). Вне органов внутренних дел, а также если в подразделениях органов внутренних дел нет дежурных частей, то сообщения о преступлениях обязаны принять любые сотрудники этого подразделения и передать ее в дежурную часть соответствующего органа внутренних дел лично или с помощью средств связи, где оно регистрируется (п. 8, 9).

Заявления о преступлениях, поступившие в канцелярию (секретариат) органа внутренних дел по почте, телеграфу и пр. регистрируются по общим правилам регистрации входящей корреспонденции, докладываются руководителю органа внутренних дел, после чего незамедлительно регистрируются в дежурной части (п. 8). Передача любого сообщения о преступлении для проверки и исполнения без регистрации в дежурной части категорически запрещается (п. 28).

В том случае, если гражданин непосредственно обратился в милицию с заявлением о преступлении, то ему выдается дежурным органом внутренних дел талон-уведомление (п. 22), имеющий такие реквизиты как:

~ сведения о сотруднике, принявшем сообщение о преступлении;

~ регистрационный номер по книге учета сообщений о происшествии;

~ наименование органа внутренних дел;

~ адрес и служебный телефон;

~ дата приема, подпись, инициалы и фамилия дежурного (п. 24)

Регистрируя сообщение о происшествии (преступлении), дежурный по органу внутренних дел на этом сообщении (заявлении, явке с повинной, рапорте об обнаружении преступления) проставляет штамп о регистрации, в оттиск которого вносит регистрационный номер записи в Книге учета сообщений о преступлениях, дату регистрации, наименование органа внутренних дел, свои подпись, фамилию и инициалы (п. 16, 21).

УПК РФ (ч. 4 ст. 144) содержит указание о выдаче заявителю документа о принятии сообщения. Речь идет о названном выше талоне-уведомлении и его содержании.

Проверка поступившего сообщения о преступлении

Этот вид деятельности в начальной стадии уголовного судопроизводства осуществляется в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 144 УПК РФ, а также на основании п.п. 29-32 приказа МВД России № 985 от 1 декабря 2005 г. Под проверкой сообщения о преступлении понимается его сопоставление с другими данными, имеющими в распоряжении органов уголовного преследования, установление его источника, получение иных данных, подтверждающих или опровергающих проверяемое сообщение.

Если в самом поводе (заявлении, сообщении, явке с повинной) уже содержится основание для возбуждения дела или отказа в таковом, то проверочные действия не проводятся. Уголовное дело должно быть немедленно возбуждено при наличии признаков преступления в неотложной ситуации: при угрозе уничтожения следов, сокрытия предполагаемого лица, совершившего преступление и пр. (ст. 157 УПК РФ).

По общему правилу, при производстве проверки в начальной стадии уголовного судопроизводства запрещено производить следственные действия до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Исключением будет являться осмотр места происшествия, в том числе и жилища, производимый в соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ. В соответствии с дополнениями и изменениями УПК РФ, внесенными ФЗ от 2 декабря 2008 г. № 226, в случаях, не терпящих отлагательства, до возбуждения уголовного дела может быть произведено освидетельствование лица (ч. 1 ст. 179 УПК РФ). К примеру, медицинское освидетельствование с целью обнаружения следов побоев, следов от инъекции и т.д.

В соответствии с законом органу дознания, дознавателю, следователю предоставлен довольно широкий спектр мер при производстве проверки сообщения о преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Это право требовать производства документальных проверок, ревизий, привлекать к их участию специалистов. Проведение ревизий (проверок) проводится в соответствии с совместным ведомственным актом, принятым Министерством финансов РФ и правоохранительными органами страны.[6]

Частью 2 ст. 144, ч. 4 ст. 21 УПК РФ также предусмотрены такие меры проверки как требование о передаче документов и материалов, иные требования, поручения, запросы.

Практика (прокурорская и органов дознания и следствия) выработала также и другие методы проверки, такие как:

~ получение объяснений;

~ исследование (направление на исследование);

~ изъятие предметов и документов (п. 4 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ);

~ гласные оперативно-розыскные мероприятия;

~ гласные розыскные действия;

~ освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения, по поводу наличия в организме алкоголя или наркотических веществ (п. 19 ст. 11 Закона РФ "О милиции");

~ исследование веществ и объектов (приказ МВД РФ от 1 июня 1993 г. № 261);

~ досмотр (ст. 27.1, 27.7, 27.9 КоАП РФ) и др.

Таким образом, в целях проверки поступивших сообщений о преступлении и решения вопроса о наличии либо отсутствии основания для возбуждения уголовного дела орган дознания, следователь могут использовать имеющиеся в их распоряжении соответствующие средства административной, оперативной, прокурорской проверки, применение которых входят в их полномочия, но не являются процессуальными, поскольку производятся в соответствии с Законом "О милиции", ФЗ "Об ОРД", ФЗ "О прокуратуре РФ", КоАП РФ и др.

Уголовно-процессуальный закон (ч. 2 ст. 144) предусматривает особенности проверки сообщения о преступлении, распространенного в СМИ. Сам факт распространения в СМИ сообщения не является поводом к возбуждению уголовного дела, пока оно не обнаружено органами уголовного преследования и не оформлено рапортом в соответствии со ст. 143 УПК РФ. Рапорт об обнаружении признаков преступления передается прокурору, руководителю следственного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. При недостаточности данных о признаках преступления или их отсутствии в самой публикации и рапорте прокурор дает письменное поручение органу дознания, а руководитель следственного органа – следователю провести предварительную проверку сообщения о преступлении. По требованию указанных органов редакция (редактор) обязан передать документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем редакции указанные материалы и документы, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Действующее законодательство (ст. 41 Закона РФ от 27.12.1991 г. "О средствах массовой информации" и ч. 2 ст. 144 УПК РФ) не дает права органу дознания и следователю настаивать на выполнении своего требования в этом случае, так как является запретом на период предварительной проверки сообщений о преступлениях в начальной стадии уголовного судопроизводства, когда не допускается никакого принуждения. После возбуждения уголовного дела применяются общие правила доказывания. Закон о СМИ (ст. 41) позволяет редакции раскрыть имя источника информации о преступлении только по запросу суда по делу, находящемуся в его производстве, но не по запросу органов дознания или следствия, проверяющих сигналы о преступлении. Однако после возбуждения уголовного дела следователь или дознаватель вправе на основании ч. 3 ст. 183 УПК РФ произвести в редакции принудительную выемку документов, содержащих охраняемую законом о СМИ тайну.

Принятие решения по сообщению о преступлении

Уголовно-процессуальный закон устанавливает фиксированные сроки принятия решения по сообщению о преступлении. Так, в соответствии со ст. 144 УПК РФ предварительная проверка сообщений о преступлениях должна быть окончена не позднее трех суток со дня поступления сообщения – принятием конкретного решения. Однако многие сообщения о преступлении нуждаются в проверке и установлении наличия или отсутствия признаков преступления в более длительные сроки. Закон допускает продление срока по ходатайству дознавателя, следователя соответственно начальником органа дознания и руководителем следственного органа до 10 суток. В тех же случаях, когда по сообщению необходимо проведение проверочных действий в виде инвентаризации, документальных проверок или ревизий допускается продление срока до 30 суток. Продление осуществляет руководитель следственного органа по ходатайству следователя и прокурор – по ходатайству дознавателя.

В статье 144 УПК РФ не указана форма ходатайства о продлении сроков проверки сообщений о преступлении. Тем не менее, такое ходатайство должно быть оформлено в форме мотивированного постановления.

В соответствии со ст. 145 УПК РФ по результатам проверки и рассмотрения сообщения о преступлении органом дознания, дознавателем, руководителем следственного органа, следователем может быть принято одно из следующих решений:

~ о возбуждении уголовного дела;

~ об отказе в возбуждении уголовного дела;

~ о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения в суд (мировому судье) в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

Приказ МВД России от 1 декабря 2005 г. № 985 дублирует виды указанных в законе решений (п. 33).

Перечень указанных решений является исчерпывающим. Запрещается списывать полученное сообщение о преступлении в "дело", "в наряд", приобщать к материалам дел оперативного учета, в дела об административных правонарушениях без принятия одного из перечисленных в законе решений (см. п. 33 приказа МВД РФ от 1 декабря 2005 г. № 985).

О принятом решении сообщается заявителю. В сообщении должно быть разъяснено право на обжалование принятого решения и порядок этого обжалования (ч. 2 ст. 145 УПК РФ, п. 34 приказа МВД РФ от 1 декабря 2005 г. № 985).

Если решение принято о передаче сообщения по подследственности или по подсудности, должны быть приняты меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: