В соответствии с принятым в отечественной психологической науке подходом в качестве методов психологического изучения используются как основные (наблюдение и эксперимент), так и дополнительные методы (беседа-интервью, изучение документации об исследуемых, анализ продуктов их деятельности и др.).
Психологическое изучение семей требует привлечения достаточного числа диагностических методик в рамках того или иного метода. В силу этой причины, а также в связи с диагностическими задачами исследования используются как стандартизированные, так и нестандартизированные методики.
С целью получения объективных результатов при изучении семейных проблем отбираются методики, соответствующие изучаемым параметрам, а также принципам валидности и надежности.
Диагностический инструментарий, в качестве которого применяются указанные методики, строится на следующих принципах:
- избираемые методики позволяют провести комплексное изучение максимально возможных параметров субъекта исследования;
- с помощью диагностического инструментария осуществляется качественно-количественный и сравнительный анализ выявленных факторов;
- получаемые результаты объективны и строго детерминированы поставленными целями и задачами исследования.
В качестве психодиагностического инструментария могут использоваться известные методики, позволяющие изучить особенности заявленного предмета исследования (предметом исследования, например, могут быть межличностные отношения в семье ребенка с отклонениями в развитии). Перечень методик приводится ниже. Некоторые из них были нами адаптированы с учетом специфики изучаемого субъекта исследования (а именно семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии). Часть методик является авторской (см. Приложение 3).
Наблюдение |
На начальном этапе в качестве одного из основных методов применяется психолого-педагогическое наблюдение. Наблюдение — это один из наиболее древних психодиагностических методов. Его достоинством является нестандартизированность процедуры и отсутствие необходимости согласия испытуемого на ее проведение. Основные принципы этого метода, сформулированные в 20-е годы ХХ в. М. Я. Басовым (1975), заключаются в следующем:
- в процессе наблюдения максимально фиксируются объективные внешние проявления исследуемого субъекта;
- наблюдение реализуется непрерывно;
- запись проводится избирательно.
Научное наблюдение осуществляется в соответствии с целями исследования путем отбора нужных фактов, регистрации и записи результатов.
Психолого-педагогическое наблюдение за эмоционально-личностными особенностями детей с отклонениями в развитии |
В процессе психолого-педагогического наблюдения за детьми с отклонениями в развитии учитываются следующие параметры их коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер:
стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи (родителями, прародителями, опекунами); | |
стремление ребенка к контакту с братьями и сестрами; | |
стремление ребенка к контакту со сверстниками; | |
стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем, воспитателем и др.); | |
характер взаимодействия (доброжелательность, негативизм, инициативность в осуществлении контакта); | |
преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная); | |
ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка; | |
наличие паралингвистических средств общения: жестов, мимики, поз и др.; | |
особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости); | |
особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность); | |
особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный и др.); | |
характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и мрачные); | |
наличие переживания дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия и др.). |
Психолого-педагогическое наблюдение за родителями детей с отклонениями в развитии (лицами, их заменяющими) |
Наблюдение за родителями и опекунами детей осуществляется по нескольким параметрам. Учитываются:
стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком; | |
стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с другими лицами, членами семьи; | |
форма и характер взаимодействия с ребенком; | |
форма и характер взаимодействия с другими лицами; | |
особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком и другими лицами (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.); | |
особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз); | |
особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком; | |
выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого-то). |
При изучении семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с помощью метода наблюдения оцениваются эмоционально-личностные особенности детей с отклонениями в развитии, а также индивидуально-психологические характеристики их родителей. На основании наблюдаемых личностных реакций, тональности разговора, вибрации (дрожания) голоса и других особенностей, наиболее значимых в повседневном общении, подтверждаются данные о характерологических изменениях личности, поведенческих реакциях, полученные путем использования формализованных методик.
Эксперимент |
Объективное изучение предмета психологического исследования осуществляется с помощью экспериментальных стандартизированных и проективных методик.