Значение и порядок составления оборотных ведомостей

Для управления производственно-хозяйственной деятельностью субъекта и про­верки правильности ведения бухгалтерского учета необходимы обобщенные данные по отдельным ви­дам средств, их источникам и процессам. Такие данные получают в конце каждого месяца на счетах, однако в каждом счете содержатся показатели, характеризующие только один объект учета. Общая характеристика всех объектов учета может быть получена путем со­средоточения отдельных показателей в одном месте. Для этого применяются оборотные ведомости, в которых отражаются остатки и итоги оборотов на счетах за месяц. Оборотные ведомости – это способ обобщения информации, отражаемой на счетах бухгалтерского учета. Она составляется в конце месяца на основании данных счетов об остатках на начало и конец месяца и оборотах по Д-ту и К-ту. В оборотной ведомости записываются все используемые на предприятии счета в порядке отражения плана счетов. Попарное равенство колонок имеет большое контрольное значение.

Составим оборотно-сальдовую ведомость на конец месяца.

В январе произошли следующие операции:

1. С расчетного счета в кассу поступили денежные средства 30000 тенге для выплаты заработной платы

2. Из кассы выплачена заработная плата работникам 30000 тенге

3. На расчетный счет поступил краткосрочный кредит банка 40000 тенге

4. На склад оприходованы материалы, поступившие от поставщика на сумму 20000 тенге

Оборотно-сальдовая ведомость по синтетическим счетам

№ счета Наименование счета Сальдо на 1.01.07 г. Обороты за январь 2007 г. Сальдо на 1.02.07 г.
Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
  Денежные средства в кассе            
  Денежные средства на текущих банковских счетах            
  Сырье и материалы            
  Краткосрочные банковские займы            
  Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам            
  Краткосрочная задолженность по оплате труда            
  Вклады и паи            
  Итого            

Итог – сумма оборотов должна совпадать с итогом журнала регистрации хозяйственных операций. Оборотные ведомости для контроля должны составляться и по аналитическим счетам.

Оборотно-сальдовая ведомость по аналитическим счетам

№ счета Наименование счета Сальдо на 1.01.07 г. Обороты за январь 2007 г. Сальдо на 1.02.07 г.
Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
  АО «Мирас»            
  ТОО «Синема»            
  Итого            

Попарного равенства колонок не должно быть, но итоги должны быть равны итогам синтетического счета

17 Типовой план счетов

План счетов представляет собой систематизированный перечень бух­галтерских счетов, определяющий построение всей системы бухучета и являющийся обя­зательным для всех хозяйствующих субъектов. В основе его лежит классификация счетов по экономическому содержанию. Разделение счетов на определенные группы по однород­ности их экономического содержания обеспечивает получение показателей о ходе произ­водства для оперативного управления и осуществления контроля за сохранностью мате­риальных ценностей. План счетов позволяет всесторонне и полно охватить и системати­зировать многообразную хозяйственную деятельность субъекта.

Рабочий план счетов представляет собой систему регистрации и группировки операций в бухгалтерском учете и содержит полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета. Рабочий план счетов организации разрабатывается согласно Инструкции в соответствии со спецификой деятельности организации. Организация открывает синтетические и аналитические счета, исходя их потребностей деятельности организации в соответ­ствии с законодательством Республики Казахстан и учредительными документами, в порядке, установленном Инструкцией. Рабочий план счетов утверждается руководителем организации.

Синтетические счета бухгалтерского учета в рабочем плане сче­тов открываются в порядке уменьшения ликвидности. В рабочий план счетов включаются синтетические счета, необходимые для отражения деятельности организации, в соответствии с Перечнем групп синтетических сче­тов рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

Номера счетов бухгалтерского учета в рабочем плане счетов со­держат четыре знака. Первая цифра номера указывает на принад­лежность к разделам, вторая - на принадлежность к подразделам, которые расположены в порядке уменьшения ликвидности, третья ­на принадлежность к группам синтетических счетов, четвертая циф­ра - определяется организацией самостоятельно в порядке ликвид­ности расположения синтетических счетов.

Типовой план счетов содержит следующие разделы:

1 раздел - «Краткосрочные активы»,

2 раздел - «Долгосрочные активы»,

3 раздел - «Краткосрочные обязательства»,

4 раздел - «Долгосрочные обязательства»,

5 раздел - «Капитал и резервы»,

6 раздел - «Доходы»,

7 раздел - «Расходы»,

8 раздел - «Счета производственного учета».

С 1 по 7 разделы - счета финансового учета, 8 - счета производственного учета, Разделы делятся на подразделы, а подразделы объединяют группы однородных по экономическому содержанию счетов.

Для облегчения работы с Планом счетов каждому подразделу и его счетам присваивается номер (код), который может заменить его наименование.

Аналитические счета в Перечне групп синтетических сче­тов не предусмотрены. Каждый субъект имеет право открывать субсчета в рабочем плане счетов, который утверждается руководителем субъекта в учетной политике.

Счета в зависимости от объекта учета подразделяются:

Постоянные счета – это счета бухучета, на которых учитываются операции и события, связанные с наличием и движением активов, обязательств и собственного капитала. На конец периода они имеют сальдо.

Транзитные счета - это счета бухучета, на которых учитываются операции и события, связанные с учетом доходов, расходов и производственных затрат. Сальдо в конце периода переносится на постоянные счета.

Регулирующие счета – не имеют самостоятельного значения. Их открывают только в дополнении к основным счетам. Они предназначены для уточнения (регулирования) оценки объектов, учитываемых на постоянных счетах.

Сопоставляющие счета предназначены для выявления результата деятельности предприятия путем сопоставления доходов и расходов. Сальдо может быть как дебетовым, так и кредитовым и в конце периода остаток переносится на постоянные счета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: